17 февраля 2023 г. в Библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева состоялось заседание Французского клуба в Москве, посвященное обсуждению роли религии в современном обществе. Дискуссия артикулировалась вокруг двух блоков проблем, разделивших заседание на две части. В первой части обсуждались вопросы влияния классической религиозной традиции во Франции и России на становление общества и государства. Данное влияние проявляется на нескольких уровнях: во-первых, в плане легитимации государственной власти и проблемы разделения, абсолютного или относительного, сфер власти государства и Церкви; во-вторых, в плане формирования идентичности общества и значения цивилизационной функции религии; в-третьих, в плане влияния религии на самих людей, чья идентичность конструируется в соответствии с символами, которые их окружают. Вторая часть дискуссии касалась проблемы замены сегодняшних религиозных символов. Начавшись с обсуждения феномена замены Бога индивидом, дебаты сосредоточились на появлении замещающих верований, которые призваны якобы заполнить образовавшуюся пустоту и оправдать появление очередного нового мира. Этот мир, представляемый как мир трансгуманизма, в конечном счете является миром фантазий о смерти человека в его человеческой сущности как такового. Хотя нередко принято говорить, что это есть результат противостояния между «высокими», «разумными» и саморазвивающимися технологиями и несовершенным в своих качествах человеком, на самом деле речь скорее идет об опасности отказа самого человека от присущих ему нравственных ценностей.
В то время как исторически Церковь и религия играли фундаментальную роль в легитимации наших государств и развитии наших обществ на европейском континенте, сегодня эта роль активно отрицается. Отделение Церкви от государства, оформленное во Франции, или их институциональный разрыв в советский период никогда не означали жесткого разделения между этими институтами, скорее они означали разграничение между ними сфер власти с постоянно повторяющимися попытками инструментализации земной властью власти над душами людей, которой обладает Церковь. В эпоху глобализации, когда многие государства более не являются центрами реальной власти, необходимость защиты Церкви от политического влияния должна выражаться уже в других правовых формулах.
При этом роль Церкви остается фундаментальной в формировании идентичности общества, и это проявляется на наших глазах на Украине в виде непримиримой борьбы с УПЦ Московского патриархата и появления «церквей-спойлеров» с целью сконструировать некое новое общество, оторванное от своих корней. Помимо собственно религиозного измерения, влияние Церкви проявляется в повседневной жизни через литературу, архитектуру, музыку, философию и др. Такое социальное объединение также консолидирует идентичность членов общества, устанавливает необходимый набор культурных референций, определяющих и межличностные связи внутри общества, и внешние связи данного общества с другими.
Но человек убил Бога, он умер, как говорил Ницше. На алтарь был поставлен всемогущий индивид, живущий исключительно сиюминутно и в поисках только удовлетворения эфемерных материальных потребностей. Такая трансформация сопровождалась перестройкой наших обществ, где возникли новые верования, которые призваны легитимировать новые общественные отношения и делегитимировать все властные вертикали на всех их уровнях, в частности, между государством и индивидом. К примеру движение «нью эйдж» сопровождало и усиливало данную тенденцию, будучи внедренным в качестве новой политической линии вплоть до международных организаций.
Убив Бога, человек, в свою очередь, оказался под угрозой убийства, и мы сегодня наблюдаем резкий всплеск новых глобальных культов, призванных привести нас к расчеловеченному миру. Культ постиндустриального мира, и это в эпоху исступленного консюмеризма, культ всего цифрового, направленный на то, чтобы сделать сколь виртуальными, столь и слабыми людей и государства. Эти культы абсолютно логично приводят к культу трансгуманизма. На самом деле, данный культ есть не более чем экстремистское видение человеческих отношений, призванный разрушить человека и во всеуслышание, впрочем, декларирующий данную цель.
Захотев стать богами, мы рискуем сами исчезнуть в нашем человеческом измерении, и отнюдь не по причине фантасмагорической битвы между человеком и машиной, а потому что мы отрицаем свои глубоко человеческие ценности, отрицаем нашу человеческую сущность. Тщеславие человека, возомнившего себя достаточно «великим», чтобы нуждаться в Боге, идет ли речь о собственно религиозном, духовном или культурном измерении, завело нас в тупик. Наши опустошенные общества и мы сами нуждаемся в том, чтобы соединиться вокруг общих ценностей – тех ценностей, которые не являются ни ложными, ни навязанными, дабы вновь вернуть себе нашу человеческую сущность.
Модератором заседания выступил Васильев Олег Леонидович, д.ю.н., профессор, кафедра уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора, Юридический факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова.
В нем приняли участие:
- Беттон Жан-Стефан, преподаватель истории, Французский лицей в Москве;
- Беше-Головко Карин, доктор публичного права (Франция), президент ассоциации Комитас Генциум Франция-Россия, приглашенный профессор, Юридический факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова;
- Брэнсон Елена, председатель Координационного совета организаций российских соотечественников в США (КСОРС), основательница некоммерческой организации «Russian Center New York»;
- Головко Леонид Витальевич, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора, Юридический факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова;
- Девеле Арно, адвокат, член адвокатских коллегий Парижа и Вашингтона;
- Доло Николя, выпускник Университета Париж-Сакле XI, Высшего института управления Парижа (ISG Paris), MBA Pace University, AMDP Harvard University, MRSIC Школа экономической войны, председатель группы Сварог в Москве;
- Киреев Владимир Константинович, к.ф.н., руководитель аналитического отдела Международного евразийского движения, заместитель директора Центра социальных и интеграционных исследований по вопросам Союзного государства и евразийской интеграции;
- Коновалов Сергей Геннадьевич, к.ю.н., кафедра уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора, Юридический факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова;
- Крылов-Иодко Ромуальд Ромуальдович, к.п.н., директор Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева;
- Куракин Михаил Борисович, заместитель главного редактора журнала «Международная жизнь»;
- Лукьянов Евгений Петрович, журналист, член Союза журналистов России;
- Семененко Татьяна Валерьевна, эксперт по международным отношениям в сфере культурной и народной дипломатии;
- Сен-Жерм Тьерри, международная гражданская государственная служба Франции;
- Швабауэр Анна Викторовна, к.ю.н, адвокат, член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации РФ, эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи.
- Шеляпина Алла Анатольевна, публицист, ведущая программ радио «Русский мир».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs