ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Саммит БРИКС: турецкое участие

12:52 25.10.2024 • Мария Колесникова, кандидат политических наук, доцент МГЛУ

Завершился гостеприимный казанский прием, осела дорожная пыль после отъезда делегаций стран-участниц Саммита БРИКС, пришло, как говорится, «время собирать камни». Многие обозреватели уже отметили, что Турция, пожалуй, особенно выделялась на фоне остальных ввиду предварительных многообещающих заявлений о ее стремлении (де-факто страны, обладающей второй по численности армией в НАТО), присоединиться к объединению, претендующему на воплощение установок, альтернативных западноцентричному миру. И хотя «БРИКС» в Казани так и не превратился в «БРИКСТ», а Турция наравне с дюжиной других стран получила статус партнера, представляется возможным подвести определенные сопутствующие итоги. Для этого следует обратиться к некоторым концептуальным истокам «новой Турции XXI века», перешагнувшей в прошлом году 100-летний рубеж своего республиканского существования.

Объявив в преддверии государственного юбилея о наступлении «Века Турции», Р.Т. Эрдоган фактически провозгласил манифест нового взгляда Анкары на мировой порядок. Он опирается на прагматичный приоритет турецких интересов, поддержание гуманитарного аспекта внешнеполитической активности Анкары, усилия по превращению страны в центр мировой торговли и расширение сети дипломатических представительств на всех континентах. Кроме того, согласно озвученным постулатам лидера республики, «турецкая ось в столетие Турции» должна быть отстроена с учетом трех параметров: диверсификация внешней политики, вклада в решение глобальных проблем и усиление влияния в международных и региональных структурах.

При этом, как заявляет турецкий министр иностранных дел Х. Фидан, подход к понятию «международная система», предлагаемый Турцией, серьезно выходит за рамки традиционной концепции международного порядка, определяемого полярностью, будь то однополярный, биполярный или многополярный мир. «Мы предлагаем, - говорит Х. Фидан, - основываться на понятии «солидарность». Это сложная задача, требующая стратегического терпения и непоколебимой решимости. Турция, обладающая твердой политической волей и растущими возможностями, безусловно, имеет все шансы стать одним из архитекторов такой новой международной системы».

Таким образом, как представляется, противопоставление различных направлений турецкой внешней политики, попытки вписать сложную гамму ее международных интересов в узкие рамки выбора между обращением на Запад или на Восток ошибочны. В действительности, как показывают приведенные выше заявления представителей политической элиты, в идеологическом плане Турция не движется ни по одному из этих векторов. Она декларирует наличие у нее широкого арсенала «локальных» стратегий, которые должны активизироваться по мере создания благоприятной конъюнктуры на любом направлении. Анкара стремится защитить свои долгосрочные интересы в «незападном мире» через участие в работе региональных структур, оцениваемых наряду с механизмами двусторонних контактов как эффективные и многовариантные. И в этой связи БРИКС может стать важной региональной платформой для обозначения инициатив и укрепления турецкого диалога со странами «не-Запада». Заметим, что Р.Т. Эрдоган «на полях» Саммита в Казани неоднократно повторял в качестве девиза утверждение о том, что «более справедливый мир возможен». Данная фраза вынесена даже в заголовок книги турецкого президента, в которой содержатся и такие строки: «Мир больше пяти» до тех пор, пока не будет создана система, в которой правый – силен, а несильный – прав». Подобные призывы Р.Т. Эрдогана к реформированию ООН находят отклик у других стран-участниц БРИКС, что подтверждается включением соответствующего пункта в итоговую декларацию Казанского саммита, который гласит о необходимости повышения «демократичности и представительности, в том числе Совета Безопасности ООН».

Здесь необходимо пояснить, что нахождение Турции в орбите западного блока (в силу наличия огромного количества юридически обязывающих договоренностей) и наблюдаемое тяготение к противоположному полюсу - не являются взаимоисключающими. Анкара продолжает быть глубоко заинтересованной в параллельном развитии каждого из этих направлений. В этой связи заявления турецких политиков об участии в формате БРИКС следовало бы расценивать не как отражение поисков «третьего пути», а как составляющую цели Анкары по достижению относительной автономии во внешнеполитических делах.

В плоскости контактов между Москвой и Анкарой турецкое внешнеполитическое поведение, основанное на маневрировании, с одной стороны, создает в двусторонних отношениях атмосферу некоторой неустойчивости диалога, а с другой – позволяет искать новые точки сопряжения. Уже ставший традиционным формат встречи двух лидеров «на полях» крупных мероприятий, как представляется, все же не может разрешить груз накопившихся проблем, оставляя их на время полномасштабных взаимных визитов лидеров двух стран. По-прежнему остаются сложности для российского бизнеса в турецкой банковской сфере, проблема отсутствия определенности с реализацией решения по газовому хабу, фактор использования потенциала ВПК Турции в ущерб интересам России.

Можно со всей очевидностью предположить, что, став государством-партнером БРИКС, Турция, вероятно, не будет излишне форсировать события на пути к полноценному членству в обозримом будущем, поскольку для турецкого руководства выгоден сам процесс по вступлению, позволяющий ему реализовывать свою «многомерную» политическую стратегию. Кроме того, это еще и определенного рода дополнительный позитивный пункт повестки в переговорах с российской стороной, призванный продемонстрировать готовность к продолжению всеобъемлющего сотрудничества, несмотря на рестриктивные меры в отношении Москвы, на которые Анкаре пришлось пойти в последнее время под давлением коллективного Запада.

В среднесрочной перспективе в контексте угрозы разжигания глобального конфликта Россия и Турция выражают готовность продолжить предпринимать обоюдные попытки сопряжения своих позиций и усилий по предотвращению экзистенциального кризиса, который в корне не отвечал бы интересам наших народов.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати