Ко дню 80-й годовщины освобождения Красной Армией и Народно-Освободительной Армией Югославии города Белграда (20 октября) Российское военно-историческое общество впервые публикует документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), посвященные освобождению Югославии.
Всего в перечне документов по Белградской стратегической наступательной операции содержится 15 документов: боевые приказы и донесения командования и штаба, многостраничные журналы боевых действий, списки воинских формирований, наградные листы, карты театра военных действий, фотографии и зарисовки, сделанные в ходе операции.
Опубликованные документы свидетельствуют о зверствах, чинимых нацистами в Югославии. Здесь они применяли те же методы, что и ранее на оккупированных территориях СССР. Пленный ефрейтор Карл Вейманн в своем показании сообщал, что «немцам удавалось очень редко захватывать в бою живыми сербских героев», а потому они мстили мирному населению: «Главнокомандующий немецкими войсками в Сербии официально заявил, что за каждого убитого в бою «с большевистскими бандами» немецкого солдата будет расстреляно 100 сербов, а за каждого раненого – 50 <…> Немецкие солдаты не решались удаляться от дорог, так как боялись попасть в засаду. За это все еще больше расплачивалось кровью мирное население. В каждом селе, через которое проходили немцы, женщины и дети расстреливать так же, как и мужчины. Селение поджигалось – скот и продукция реквизировались».
Бои в Югославии были ожесточенными и зачастую переходившими в рукопашные. Так, например, в журнале боевых действий 11-й отдельной штурмовой инженерно-саперной бригады, участвовавшей в боях за Белград, содержатся следующие сведения: «Отлично замаскировавшийся снайпер противника сковал своим огнем действия блокировочной группы сержанта Волошина. Опасаясь больших потерь, командир отделения сержант Волошин, преодолев по-пластунски открытое и хорошо простреливаемое пространство, вошел в дом, откуда велся огонь, стал осторожно пробираться к снайперу. На одном из поворотов лестничной клетки на него внезапно сверху прыгнул немецкий унтер-офицер, пытаясь сбить его с ног. Однако сержант Волошин устоял и ударом ножа убил его. Добравшись до чердака, очередью из автомата Волошин застрелил снайпера. Группа продолжила дальнейшее продвижение».
Одним из героев освобождения Белграда стал лейтенант медицинской службы Николай Никитович Кравцов, участвовавший в составе штурмовой группы в городских боях. Его подвиг подробно описан в посмертном представлении к званию Героя Советского Союза. Из наградного листа: «Продвижению штурмовой группы мешал вражеский ДОТ. Кравцов, невзирая на опасность и презирая смерть, смело бросился на ДОТ, с нескольких метров в упор из автомата расстрелял пулеметный расчет противника и, смертельно раненый, упал у амбразуры ДОТа, пожертвовав своей жизнью для выполнения задания. Своим геройским подвигом л-т Кравцов заставил замолчать пулемет противника, чем обеспечил захват важного государственного объекта – телефонной и телеграфных станций столицы Югославии г. Белград». Благодарные сербы увековечили имя героя в названии одной из столичных улиц.
После овладения столицей Югославии объединениям 3-го Украинского фронта, согласно указаниям Ставки Верховного Главнокомандования, было приказано перейти к обороне на рубеже Белград – Баточина – Парачин – Княжевец и в глубь территории страны не продвигаться. Возможность завершить ее полное освобождение предоставлялась НОАЮ. Тем более что с потерей Белграда нарушилась основная коммуникационная линия из него в Салоники, которую немецкое командование использовало при отводе своих соединений с юга Балкан. Это обстоятельство вынудило противника осуществлять отход по менее удобным дорогам, проходившим в центральных гористых районах Югославии, где к тому же действовали основные партизанские силы НОАЮ. Используя благоприятную обстановку, а также поддержку авиации, танков и артиллерии 2-го и 3-го Украинских фронтов, ее соединения и части к концу октября вышли на рубеж реки Дрина, находившийся в 100 км западнее Белграда.
В ходе операции советские, югославские и болгарские войска, ведя наступление в полосе шириной 400 – 620 км, разгромили армейскую группу «Сербия», нанесли серьезный урон другим соединениям группы армий «Ф», освободили восточные и северо-восточные районы Югославии с ее столицей – Белградом и создали благоприятные условия для наступления на будапештском направлении. Линия соприкосновения сторон на этом участке Балканского полуострова переместилась более чем на 200 км западнее. Враг потерял до 45 тыс. человек убитыми и пленными, 53 танка и штурмовых орудия, 184 полевых орудия и миномета, 66 боевых самолетов. Для сравнения, потери советских войск составили 18 838 человек, из них 4350 – безвозвратно.
По материалам сайта Министерства обороны России и портала История.РФ
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs