14 октября 1165 года – одна из дат, считающихся днем завершения строительства церкви Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм во Владимирской области является выдающимся памятником зодчества владимиро-суздальской школы. Живописец и реставратор Игорь Грабарь отмечал: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».
Храм Покрова на Нерли относится к эпохе расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. При этом летописные данные не называют нам ни датировки, ни названия храма.
«Среди зелени — белый камень, / Луг, деревья, река, кусты. / Красноватый закатный пламень / Набежал — и зарделась ты», — писал поэт Наум Коржавин о церкви Покрова на Нерли. Вот уже более 900 лет она поражает красотой любого, кто хоть раз в жизни ее видел.
Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро — всего за год (а не за два — четыре, как строили обычно) и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году. «Сей же Великий князь (…) начал возводить церковь во имя честнаго Покрова Пресвятой Богородицы на устье реки Нерли из собранных и вывезенных за два года из Булгарии камней для строительства во Владимире собора Успения Богородицы и других церквей. Эти же камни по повелению (князя. — прим. ред.) были отложены, и с помощью Богородицы оную церковь за одно лето построили», — гласит житие Андрея Боголюбского.
Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год.
С названием тоже все непросто. Считается, что храм на Нерли — первый освященный во имя Покрова. В церковном календаре эта дата появилась в XII веке — именно по инициативе Андрея Боголюбского.
Торжество отсылает к событию, произошедшему в Константинополе двумя столетиями ранее. Город осаждали захватчики. Жители денно и нощно молились в храмах о спасении. Во время одного из таких бдений местному юродивому Андрею явилась Дева Мария, «сняла с головы покрывало и распростерла его над (…) людьми, защищая их от врагов». И вскоре неприятель отступил.
Непонятно только, когда именно на Руси этот день стал праздником. По одной версии, верующие ничего не знали о нем вплоть до 1164 года, когда он впервые упоминается в летописях.
О национальности зодчих есть лишь косвенные данные. Исследователи выяснили, что декор древнерусской церкви принадлежит итальянской версии романского стиля. Причем значительная часть форм имеет прямые аналоги в архитектуре более раннего собора в Модене, область Эмилия-Романья. Как установили российские археологи, артель из того же региона возводила собор Рождества Богородицы в Боголюбово — и, видимо, несколько других храмов Древней Руси.
Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.
В месторасположении храма – на стрелке рек Клязьмы и Нерли - на равнине, открытой весеннему половодью- тоже много згадок. Куда логичнее, если бы он красовался в полутора километрах отсюда — в Боголюбово.
Первая версия — это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.
Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм.
Вторая версия — храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить нельзя. Никаких остатков стен пока археологи не нашли.
По материалам РИА «Новости», порталов Фома.ру и История.РФ
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs