Геннадий Бернадский «Соловьиная ночь», 2015
Беспрецедентная по масштабу и содержанию выставка живописи «Александр Сергеевич Пушкин в творчестве художников XIX - XXI вв.» в честь 225-летия со дня рождения Поэта, открывшаяся в Санкт-Петербурге в ЦПКиО им. С.М. Кирова, стала событием в культурной жизни города на Неве. В экспозиции более 200 работ, включающих живопись, акварель, графику, миниатюрные скульптуры, силуэты-аппликации, в том числе, по мотивам пушкинских произведений. Основная часть экспонатов предоставлена фондами Всероссийского музея А.С. Пушкина – мемориальной квартиры на набережной р. Мойки, 12. Там, на первом этаже особняка семья Поэта с сентября 1837 года снимала квартиру из 11 комнат, именно оттуда современники – друзья и поклонники творчества Пушкина – провожали его в последний путь.
Основная часть экспозиции - работы современных петербургских художников, почетных академиков Российской академии художеств, действительных членов Петровской академии наук и искусств, членов Санкт-Петербургского Союза художников и членов Творческого Союза художников России. Участники выставки: Г.В. Бернадский, В.С. Вильнер, Н.И. Домашенко, Т.А. Козьмина, П.Г. Коростелёв, Ю.Н. Лаврухин, А.В. Ланин, В.А. Леднев, А.Д. Лукашенок, А.Ф. Полозов, О.Г. Пономаренко, Г.А. Траугот, М.И. Шувалов.
Пушкина называют пророком Русской цивилизации. И в этом смысле термин русский не ограничивается национальным признаком, нет. Цивилизационная общность и принадлежность к ней человека – вот, о чем речь, - о целях и смыслах жизни той или иной цивилизации. Гений Пушкина вызревал не из ниоткуда, а - по сильнейшим родовым истокам. По линии отца, Сергея Львовича Пушкина, поэт – потомок древнейшего рода, восходящего к свято-русской генеалогической корневой системе. По линии матери Надежды Осиповны Ганнибал – Пушкин принадлежит к древне-египетскому древу. Крутой замес родового перекрестья «проснулся» и получил должное развитие уже в царскосельском лицеисте, отмеченном самим Гавриилом Романовичем Державиным – поэтом и государственном деятелем Российской империи первой половины XIX века.
На выставке, организованной ЦПКиО им. С.М. Кирова, есть картина В.Л. Бреннерта, написанная в 1949 году с оригинала И.Е. Репина «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года».
Бреннерт Владимир Людвигович (1900-?)
С оригинала И.Е. Репина 1911 года
«Пушкина на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года»
1949
Всероссийский музей А.С. Пушкина
На том знаменитом переходном экзамене лицеист Александр Пушкин читал стихотворение собственного сочинения «Воспоминания о Царском Селе», чем вызвал восторг у «старика Державина» (по слову Пушкина). «Старик Державин нас заметил и в гроб сходя благословил», - напишет поэт годы спустя в 8 главе «Евгения Онегина».
Витман Ирина Ивановна (1916-2012)
«Пушкин-лицеист»
1954
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Сюжет полотна Ирины Витман «Пушкин-лицеист» - практически иллюстрация к ахматовским строчкам о Поэте –
«Смуглый отрок бродил по аллеям,
у озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни».
Леднев Валерий Александрович (р.1940) «Гроза прошла», 2019
Севастьянов Константин Егорович (1928-1989)
«Пушкин и Жуковский в Царском Селе», 1981
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Лицейские годы осветили всю жизнь Пушкина, здесь завязались детские дружбы с И. Пущиным, В. Кюхельбекером, А. Дельвигом. Их художественные портреты также – знаменательная часть экспозиции.
Иткин Анатолий Зиновьевич (р.1931)
«В. Кюхельбекер»
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Иткин Анатолий Зиновьевич (р.1931)
«А. Дельвиг» Всероссийский музей А.С. Пушкина
Мешкова-Малиновская Наталия Борисовна (1930-1993)
Салют Лицею, 1991
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Петр Гурьевич Коростелёв (1924-2017)
«А.Пушкин и А. Кольцов», 1988
Из собрания Л.М. Грабко
Зеленский Борис Александрович (1914-1984)
«А.С. Пушкин и В. А. Жуковский в Летнем саду»,1937
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Но вот вопрос: почему же и пушкинских современников XIX, и потомков XX и XXI веков побуждает к творчеству личность, образ, гений Пушкина? Почему – Пушкин? – Постараемся найти ответ и на этой выставке мастеров изобразительного искусства.
Леднев Валерий Александрович (р. 1940)
«Утро. 6-е июня», 1987
Из собрания А.Г. Лазарева
Владимир Набоков в свое время загорелся идеей перевести произведения Пушкина на английский язык, поскольку считал, что такого поэта должен знать весь мир. Перевести-то перевёл, да по собственному писательскому признанию подытожил: «Золотая клетка осталась, а птичка улетела». - Ох, как трудно перевести на иную языковую систему дух пушкинского слова, сакральные смыслы, оправленные в безукоризненные рифмы! Поэт оставил нам коды, которые мы в силе разгадать сами при внимательном и заинтересованном прочтении. Так в поэме «Руслан и Людмила» есть, в частности, ответ на наш вопрос и на вопрос В. Набокова – в чем тайна непереводимости пушкинских стихотворных произведений.
(«Руслан и Людмила»)
«…И в той долине два ключа.
Один течет волной живою,
по камням весело журча.
Тот льется мертвою водою».
Живая вода – это живая речь, её невозможно повторить, как невозможно в одну реку войти дважды. Тот – имеется в виду, не столько бьющий ключ, тот, что на поверхности, сколько древнеегипетский бог Тот – бог мудрости, знаний, библиотек, чиновников государственного и мирового порядка. Мертвая вода – это то, что написано пером, и, как известно, - «не вырубишь топором». При этом начало строки дает возможность избежать написания имени бога Тота с прописной буквы. Поэтом соблюдены все условия задачи, оставленные внимательному и пытливому читателю.
Адвадзе Вахтанг Николаевич (1919-2001)
«Пушкин на Северном Кавказе» (эскиз картины, 1957
Всероссийский музей А.С. Пушкина
В чем ценность выставки, под сенью которой сошлись пушкинские образы, созданные художниками, разгадывавшими тайну притягательности личности Поэта на протяжении двух с половиной веков, их мысли и толкования, открытия? Очевидно, и в том, что на едином пространстве предстают перед современниками не просто индивидуальное мастерство живописцев, скульпторов, графиков и отраженные в их творчестве смыслы пушкинского гения, а и в том, что многогранная личность Поэта высвечена через зримые художественные средства, как будто Пушкин говорит с нами, его потомками, которых он предвидел, предчувствовал: «Здравствуй, племя младое, незнакомое»! (*)
В художественных образах, представленных на выставке, написана практически вся судьба поэта – от детских лет до трагической дуэли и кончины.
Кузнецов Владимир Александрович (1878-1960)
«Пушкин и няня», 1947-1954
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Добрая няня Пушкина сыграла важную роль в его судьбе. Арина Родионовна, крепостная крестьянка, была, тем не менее, грамотной, о чем свидетельствуют её письма к Поэту. «Мой ангел! Вы у меня всегда на сердце и на уме», - обращалась она к Александру Сергеевичу в одном из своих писем. Известно, что Арина Родионовна отказалась от вольной, оставшись при детях в доме Пушкиных. Она служила еще бабушке поэта, Марии Алексеевне Ганнибал. Была кормилицей старшей сестры Пушкина, Ольги Сергеевны, а затем – приставлена няней к новорожденному Александру Пушкину. В Михайловской ссылке Арина Родионовна была рядом с поэтом; по вечерам пела ему песни, сказывала «были и небылицы». («Евгений Онегин»). Через несколько лет после ухода няни из жизни (1828) на основе своих записей Пушкин написал сказку «О царе Салтане…», «Сказку о Попе и работнике его Балде», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» и другие.
Из фондов «Керамика» и «Стекло» Елагиноостровского дворца-музея Центрального парка культуры и отдыха имени С.М. Кирова.
Из фондов «Керамика» и «Стекло» Елагиноостровского дворца-музея Центрального парка культуры и отдыха имени С.М. Кирова.
Аникушин Михаил Константинович (1917-1997)
«Пушкин Александр Сергеевич»
Ленинградский Государственный фарфоровый завод им. . В. Ломоносова
Вторая половина XX в. Фарфор белый глазурованный,
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Михайловский период в жизни Поэта – предмет пристального внимания литературоведов, биографов и, конечно же, художников во всеобъемлющем смысле, включая мастеров поэтического слова – Ахматову, Цветаеву… В экспозиции «Александр Сергеевич Пушкин в творчестве художников XIX - XXI вв.» немало сюжетов, связанных с Михайловской ссылкой Поэта, длившейся два года – с 1824 по 1826 гг. Но за этот период им было создано около 100 произведений, наиболее крупные из которых «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Я помню чудное мгновенье…».
Щербаков Борис Валентинович (1916 – 1995)
«Пушкин в Михайловском»,1949, (Всероссийский музей А.С. Пушкина)
Савицкий Георгий Константинович (1887 – 1949)
«Пушкин в Михайловском», 1941
Леднев Валерий Александрович (р.1940)
«А.С. Пушкин в Михайловском», 1999
Лукашенок Анатолий Данилович (р.1946)
«Среди друзей», 2017
Пруцких Александр Семенович (1901-1977)
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837),
1949
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904)
«Борис Годунов» -
Приход приставов в корчму на литовской границе», 1892
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Веселов Геннадий Николаевич (1905-1969)
«Пушкин и Пущин в Михайловском», 1954
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Корыгин Константин Николаевич (1894-1953)
«Тригорское. Скамья Онегина», 1935(?)
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Своеобразная Пушкиниана сложилась у художника, Почетного члена российской Академии художеств, Действительного члена Петровской Академии Наук и Искусств, члена Санкт-Петербургского Союза художников Геннадия Бернадского, запечатлевшего Поэта в разные периоды его жизни, в том числе и в Михайловском, но главное – в разных душевных состояниях. В экспозиции представлена панорама не только образов, но дан колорит природы, событий, отсвет эпохи, участником которой был Александр Сергеевич. Псковская губерния, где находилось имение его матери Михайловское, славилась Святогорским монастырем, где ныне покоится прах поэта под звуки вечных православных песнопений.
Бернадский Геннадий Валентинович (р. 1956)
А.С. Пушкин на Святогорской ярмарке, 1985
На картине Г. Бернадского «А.С. Пушкин на Святогорской ярмарке», (1985) среди пестрой и разноголосой толчеи, что любил посещать Пушкин, мы угадываем знакомый профиль поэта, созерцающего оживленные процессы торговли, общения, пластику, мимику своих будущих персонажей.
Бернадский Геннадий Валентинович (р.1956)
«Святогорский монастырь», 2013
Михайловское и близлежащие Тригорское и Петровское - имения XVIII-XIX вв., где сегодня располагаются музеи, связанные с именем Пушкина, как магнитом притягивают посетителей из дальних городов и весей, - неиссякаем их поток в любое время года. Что в них «… для сердца русского сплелось»? - Сколько бы ни было ответов, разгадка не найдена. Художники тоже ищут эту тайну, перекладывая на язык живописи импульсы, питавшие поэзию Золотого века русской литературы, вершиной которого был Пушкин.
Бернадский Геннадий Валентинович (р.1956)
«Мой первый друг, мой друг бесценный…»
(Приезд Пущина в Михайловское), 2017
Картина Геннадия Бернадского «Мой первый друг, мой друг бесценный…» усиливает восторг и вместе с тем драматизм встречи двух друзей-лицеистов, видевшихся в последний раз и пока не подозревавших об этом. Помимо знаменитых строк «… и я судьбу благословил, когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил», Пушкин напишет в «Графе Нулине», памятуя о той знаменательной встрече с Иваном Пущиным –
«…как сильно колокольчик дальний
порой волнует сердце нам!
Не друг ли едет запоздалый,
товарищ юности удалой..?»
Бернадский Геннадий Валентинович (р. 1956)
«Осень», 2019
Бернадский Геннадий Валентинович (р.1956)
«Сиреневый май», 2022
Бернадский Геннадий Валентинович (р. 1956)
«Пушкин в Михайловском», 2017
Бернадский Геннадий Валентинович (р.1956)
«Зимняя прогулка», 2015
Бернадский Геннадий Валентинович (р.1956)
«Пушкинская осень», 2022
Бернадский Геннадий Валентинович (р.1956)
«Счастье», 2001
Бернадский Геннадий Валентинович (р.1956)
«Зимним вечером», 2019
Пушкиниана Бернадского дает ретроспективу жизни великого поэта через полутона, мягкую динамику, музыкальность живописи, как бы приподнимая невидимый флер множество раз слышанного, читанного, представляемого, но ни разу не видимого пушкинского мира.
Савостьянов Константин Егорович (1928-1989)
«На даче у Пушкина в Царском Селе», 1986
Силуэт-аппликация
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Брюллов Павел Александрович (1840-1914) с оригинала В.А. Тропинина
«Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)», 1899
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Неизвестный художник с акварели В. Гау 1842 года
«Пушкина-Ланская Наталья Николаевна (1812-1863), ур. Гончарова
Вторая половина XIX века
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Лаврухин Юрий Николаевич (1924-2016)
«Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей…», 1995
Из собрания Н.Ю. Лаврухина
Сварог Василий Семенович (1883-1946)
«Рождение поэмы», 1937
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Лаврухин Юрий Николаевич (1924-2016)
«Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз…», 2002
Из собрания Н.Ю. Лаврухина
Император Николай I вызвал и вызволил Пушкина из ссылки в Михайловском, и при личной встрече с глазу на глаз Царь и Поэт беседовали три часа. О чем они могли говорить столь длительное для аудиенции время? – Остается только гадать. Очевидно одно – это был диалог двух интеллектуалов, царь был великолепно образован, он на три года был старше Пушкина, что давало дополнительные условия для понимания и доверия. Может быть, это был разговор о Боге, о власти, о взаимодействии человека и Бога? Ведь к тому времени уже были написаны Пушкиным пророческие строки из «Песни о Вещем Олеге».
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык,
И с волей небесною дружен.
Неизвестный художник с оригинала В.А. Тропинина 1818 года
Карамзин Николай Михайлович
(1766-1826)
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Известно, что Николай Карамзин подсказал Пушкину сюжет его будущего шедевра. Кстати в экспозиции немало портретов известных современников Пушкина.
Неизвестный художник «Бенкендорф Александр Христофорович (1783-1844)», 1830-е годы
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Неизвестный художник
Смирдин Александр Филиппович (1795-1857),
Конец 1857 (?), конец 40-х (?)
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Полозов Александр Федорович (р.1947)
«Поэт и Художник», 2016
Лаврухин Юрий Николаевич (1924-2016)
«Портрет А.С. Пушкина у Зимней канавки», 2001
Из собрания Н.Ю. Лаврухина
Артамонов Виктор Евгеньевич (1919-1982)
А.С. Пушкин и В.А. Жуковский у М.И. Глинки
1951-1952
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Отдельной темой на выставке звучит история дуэли с Дантесом, которая состоялась в январе 1837 года под Санкт-Петербургом на Черной речке и закончилась трагически не только для Пушкина, для всей русской литературы, для России. Как напишет уже в XX веке Марина Цветаева, «нас этим выстрелом всех в живот ранили». (**) В картинах художников О.Г. Пономаренко, А.А. Наумова, П.П. Соколова-Скаля, К.И. Рудакова сюжеты на гибель Поэта отражают и его публичное одиночество – есть среди деятелей театра такое понятие. В данном случае, лучше смотреть и вглядываться, чем говорить.
Пономаренко Олег Григорьевич
(р.1948)
«Пушкин на Черной речке», 2003
Рудаков Константин Иванович (1891-1949)
Иллюстрации к роману «Евгений Онегин», 1946
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Наумов Алексей Аввкумович (1840-1895)
«Дуэль Пушкина с Дантесом»
1885, автоповторение картины 1884года, Всероссийский музей А.С. Пушкина
Соколов-Скаля Павел Петрович (1899-1961)
«Умирающий Пушкин», 1943
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Горячев Анатолий Дмитриевич (1918-1997)
Прощание с А.С. Пушкиным
Набережная реки Мойки в Петербурге у дома Пушкина
1982-1986
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Большой соблазн для художников – иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, будь то проза или поэзия. Их на данной экспозиции – в полной мере, в разных техниках и видах живописи ли, гравюры ли, акварели или графики. И здесь идет перекличка мастеров XIX, XX и XXI веков – интересные откровения в картинах А.Д. Рейпольского, Е.Ю. Клевера, В.Н. Кучумова, К.И. Рудакова, Б.И. Кожина, В.А. Мишина.
Клевер Евгений Юльевич (1850-1924)
«Евгений Онегин. Зима», 1919
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Рейпольский Алексей Дмитриевич (р.1945)
«Иллюстрация «Барыня и барчата» к повести «Станционный смотритель», 2010-е гг.
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Рудаков Константин Иванович (1891-1949)
Иллюстрации к роману «Евгений Онегин», 1946
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Кожин Борис Иванович (1909-1942)
«Капитанская дочка» Иллюстрация «Въезд Пугачёва в Белгородскую крепость»
1939-1940 Всероссийский музей А.С. Пушкина
Кучумов Василий Никитич (1888-1959)
«Евгений Онегин. Татьяна», 1920
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Рудаков Константин Иванович (1891-1949)
Иллюстрации к роману «Евгений Онегин», 1946
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Рудаков Константин Иванович (1891-1949)
Иллюстрации к роману «Евгений Онегин», 1946
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Мишин Валерий Андреевич (р.1939)
«Я помню чудное мгновенье…», 1975
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Ланин Август Васильевич (1925-2006)
«Зимняя дорога» Из цикла «Поэты России»
Козьмина Татьяна Андреевна (р.1963)
«Пушкин», 1999
Экспозиция, посвященная 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, подготовленная ЦПКи О им. С.М. Кирова, дает немало поводов к размышлению, в частности – почему и зачем так тянутся к Пушкину незримыми нитями своего творчества мастера искусства не только литературного жанра, но и композиторы, скульпторы, художники. Дух Пушкина, его пророческий гений пробудился в России на рубеже XVIII-XIX вв., возгласив: «Веленью божию, о, Муза, будь послушна»! В своих собратьях по перу Пушкин видел силу, способную поднимать дух творчества в людях, в народе на века вперед.
«А там, в полях необозримых,
Служа Небесному Царю,
Чугунный правнук Ибрагимов
Зажег зарю».(***)
Сноски:
(*) А.С. Пушкин «…Вновь я посетил», 1835
(**) М.И. Цветаева «Мой Пушкин», 1937
(***) М.И. Цветаева «Мой Пушкин», 1937
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs