БРИКС официально объявил о создании финансовой системы, аналогичной SWIFT. Своим экспертным мнением по этому поводу с журналом «Международная жизнь» поделился председатель Комиссии по финансовой и информационной безопасности Совета ТПП РФ Тимур Аитов:
«Проблемы с трансграничными платежами сегодня волнуют, пожалуй, всех, не только профессионалов. Многочисленные задержки, о которых сообщают СМИ, приводят к простоям, к срыву сроков отгрузки товаров, к отказу от поставок. Растут затраты на логистику, увеличиваются комиссии платежей, растут оценки рисков возможных потерь, — всё это отражается на ценах товаров. Например, каждый процент увеличения комиссии при проведении трансграничных платежей приводит к потерям более чем в 1 миллиард долларов (это при общем объёме экспорта из Китая в 110 миллиардов долларов в 2023 году). Реальные потери бизнеса гораздо выше, и в большинстве случаев SWIFT вообще ни при чём. Тем не менее платежи остаются источником многих проблем, и новую инициативу БРИКС надо приветствовать», — заявил эксперт.
«Тем не менее пока не ясно, что именно понимается под “аналогом” системы SWIFT. Дело в том, что существующий международный SWIFT на самом деле не платёжная система, а только система передачи финансовых сообщений: некая специализированная система электронного документооборота, не более того. В действительности платежи идут совсем по другим каналам. В Китае, например, существует свой национальный SWIFT, который выполняет обе функции одновременно — и функции платёжной системы, и системы передачи финансовых сообщений. Китайская система работает в юанях, и ею пользуются китайские банки. Конкретно оценить новый проект БРИКС станет возможным, когда появится concept note — описание проекта на бумаге. Однако, уже сегодня можно быть уверенным, что непреодолимых технологических трудностей при реализации проекта не возникнет», — рассказал Тимур Аитов.
«Тем не менее, узкие места всё же останутся. Следует ожидать проблем со страхами и опасениями попасть под вторичные санкции. Возникнут и проблемы, связанные с эффективностью работы системы в целом. Что, собственно, будет являться платёжным средством в этом “аналоге” SWIFT? Как я понимаю, от единой валюты в БРИКС отказались, а сейчас обсуждается только использование ЦРКЕ — цифровой расчётной клиринговой единицы на базе корзины неконвертируемых валют стран БРИКС. В отношении неё есть вопросы как по эффективности использования, так и по самому дискуссионному моменту на сегодня — составу валют корзины», — отметил эксперт.
«Отмечу, что аналоги SWIFT, конечно, существуют в мире, они были и в прошлом. Напомню, даже в СССР был успешный опыт создания платёжных систем для объединений типа Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) — в этой системе при расчётах за товары и услуги использовался переводной рубль. Никакой особой цифровизации и блокчейна тогда не было, но система успешно работала. Расчёты стран СЭВ с использованием переводного рубля подразумевали многосторонний клиринг — задолженность страны по импорту покрывалась как за счёт встречного экспорта, так и за счёт поставок в третьи страны. Существовал специально созданный Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), который и эмитировал наднациональную валюту и давал кредиты под 1,5%. Национальные валюты стран-участниц СЭВ были сохранены — в ходу оставались болгарские левы, немецкие марки, польские злотые, чешские кроны и т. д. По словам историков, инициатива создания наднациональной валюты исходила лично от Сталина, именно по его указанию в пятидесятых годах были разработаны основы расчётов на базе переводного рубля. Нынешняя геополитическая ситуация напоминает недавнее прошлое — надёжные трансграничные расчёты стали возможными только в замкнутом контуре, с использованием переводного рубля и в дружественных странах СЭВ. Здесь все слова важны — и что контур замкнутый, и что страны дружественные. Недружественные страны принимать переводной рубль тогда не могли. Напомню, и золотое содержание у переводного рубля было весомое — 0,987412 г чистого золота», — рассказал Тимур Аитов.
«Конечно, есть и другие инструменты, гарантированно позволяющие «обходить» санкции. Есть общие соображения и рекомендации на этот счёт. Например, крупные структуры финансовых коммуникаций (типа SWIFT и подобные) заметны, поэтому их легко отключить, мелкие же не имеют достаточного количества пользователей. В новых реалиях при проектировании разумно двигаться в сторону децентрализованных технологических решений — небольших распределённых технологических инфраструктур. В данном случае словосочетание «распределённая структура» не имеет отношения к блокчейну, разговор не об этом. Скорее это система «микросвифтов» — этаких кубиков, которые по типу конструктора Lego могут самостоятельно объединяться в группы, имея свои локальные стандарты. Кубики должны быть такими, чтобы можно было обеспечить гибкую конфигурацию всей системы в целом, при этом гарантировать невозможность изоляции, отключения от сервисов любого участника связки. Это направление важно не только для противодействия санкциям. Например, такая схема позволит создавать в рамках единой глобальной платформы платежей локальные сообщества, но уже со своими правилами. Для тех же мусульман, у которых в финансах могут быть дополнительные ограничения», — подчеркнул эксперт.
«Как инструмент противодействия поступают многочисленные предложения по созданию неких “прокладок” в трансграничных платежах — в виде «прокси-бирж», с торговлей криптовалютой между представителями бизнеса. Крипта в подобных схемах, по сути, выступает как цифровой инструмент обеспечения бартерных сделок. Однако, увы, уже есть и примеры, когда санкционные запреты дотягивались и до подобных прокладок. Такое впечатление, что спецслужбы недругов хорошо контролируют процессы в криптомире. Это, кстати, возможное объяснение истории возникновения криптоинструментов — откуда крипта вообще появилась и кто был её прародителем. Вообще, идея создавать платёжные системы с «заметанием следов» не столь проста и при ближайшем рассмотрении не спасает расчёты в фиатных валютах только потому, что последние в итоге терминируются на банковских счетах. Требуется именно закрытый контур, куда уже не допущены иностранные регуляторы или транснациональные банки, как своего рода финразведчики», — рассказал Тимур Аитов.
«Если возможностей и путей много, то как правильно двигаться дальше? Делать огромную полномасштабную систему взаиморасчётов стран БРИКС, которая окажется у всех на виду? Или для начала ориентироваться на «незаметные» двусторонние расчёты «точка-точка» по схеме Китай-Иран? Однозначного ответа нет. В текущих реалиях вынужденно приходится создавать дублирующие каналы платежей, коммуникаций, даже отдельных сервисов. Это, конечно, не очень эффективно с точки зрения затрат, но зато снижает риски блокировки, отказов в обслуживании и других неприятных проблем. Что лучше — точечная система двусторонних расчётов по схеме Китай-Иран или огромная система по типу SWIFT с многочисленными участниками — ответ неоднозначный. Крупномасштабная система более удобна, более функциональна и имеет меньшие издержки на одну операцию, с другой стороны, она, как мы видели, более заметна. При этом я даже допускаю, что Китай и Иран во взаиморасчётах также высокоэффективны и настолько хорошо “притёрты” к предметной области, что имеют очень небольшие издержки на организацию взаимных платежей», — отметил эксперт.
«Уверен, что успех нового проекта БРИКС обеспечат совсем не технологии и даже не широкомасштабное участие политических сил, объединений и правительств. В основе успеха — настроения, чаяния, представления о своём будущем широких народных масс подавляющего числа стран мира. Безраздельная гегемония англосаксонского мира всем надоела. Мир изменился и не может оставаться тем же самым. Тем не менее, конечно, многое зависит от активности политиков. Никакие технологии не решат геополитических проблем в том смысле, что проблемы первичны», - подытожил Тимур Аитов.
Мнение эксперта может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs