Кандидат физико-математических наук, председатель комиссии по финансовой и инвестиционной политике, руководитель центра компетенций «Цифровизация финансовых технологий» Тимур Аитов в интервью журналу «Международная жизнь» рассказал о конфликтной ситуации вокруг проекта цифрового рубля (ЦР) в России:
«Ключевая “пружина” конфликта связана с позицией российских банкиров, предлагающих альтернативу ЦР в виде стейблкоинов и сопутствующей критикой стратегии Банка России, который следует в этой части общемировому тренду Банка международных расчётов из Базеля (BIS, Bank for International Settlements). BIS предлагает для стран-участниц проекта единую концепцию упрощения и повышения эффективности национальных денежных систем через внедрение CBDC (Central Bank Digital Currency, цифровая валюта Центрального банка). Предлагаемая российскими банкирами модель «четырёхслойной» валютной системы России (наличные, безнал, ЦР, стейблкоины) этому тренду противоречит, так как усложняет управление и повышает риски», - заявил эксперт.
«Известные российские банкиры недавно озвучили сомнения в отношении целесообразности запуска ЦР в России: дескать, ЦР вряд ли кому-нибудь нужен в России, кроме участников трансграничных взаиморасчетов. Самые активные банкиры уже предлагают решения, отчасти напоминающие американскую инициативу GENIUS от Конгресса США и президента Дональда Трампа. Ими озвучена идея запустить в России сразу 2 (два) разных цифровых рубля - с тем, чтобы кроме ЦБ дать другим интересантам возможность эмитировать “токенизированные безналичные коммерческие рубли, привязанные к обычной коммерческой валюте” (стейблкоины). По сути ими предлагается создание в стране «четырёхслойной» денежной системы, включающей наличные, безналичные средства, цифровой рубль и стейблкоины. Экономическое обоснование предложению дано незатейливое - ЦР от ЦБ гораздо дороже обойдется, нежели выпуск стейблкоинов коммерческих банков. ЦР от ЦБ потребует и более сложной инфраструктуры, и более мощной системы для ее защиты и так далее. Хотя профессионального сравнительного анализа различных моделей национальной денежной системы страны никем не предлагалось(!), прозвучало весомо и понятно. За кадром у банкиров-энтузиастов остались «эссенциальные» (сущностные) слабости стейблкоинов — противоречия и компромиссы, заложенные в самой природе стейблкоинов», - рассказал Тимур Аитов.
«Напоминаю, стейблкоинам присущи многие фундаментальные ограничения и риски. Так, их устойчивость полностью основана на доверии к централизованному эмитенту и качеству резервов. Потеря доверия способна привести к резкому обвалу (депегу), что уже происходило на крипторынке. Крипто-эксперты дополнительно обращают внимание и на специфические риски так называемой коллатеральной концентрации у стейблкоинов: залог чаще всего состоит из одного-двух доминирующих на рынке активов (например, ETH и стейблкоины). А это уже создает системный риск для всей экосистемы DeFi. Для полноты картины упомянем также технологические и смарт-контрактные риски, уязвимости в коде и т.п.», - отметил эксперт. «По мере роста роли стейблкоинов (особенно, фиатных) следует ожидать, что появятся и новые риски. Регуляторы ведущих экономик станут рассматривать их как потенциальную угрозу финансовой стабильности, а это уже увеличивает вероятность будущего жёсткого регулирования стейблкоинов. Регуляторы в этом движении могут приравнять эмитентов к банкам, наложить драконовские требования к резервам, ликвидности, и т.д. Зависимость стейблкоинов от функционирования традиционной финансовой системы также очевидна – в макроэкономическом смысле стейблкоины не формируют новую денежную модель, а лишь “надстраиваются” над существующей финансовой системой, не защищая от инфляции и кризисов. Здесь проявляется уже макроэкономическая слабость стейблкоинов: они не являются «убежищем» в отличие от золота (или даже Bitcoin), стейблкоины также не защищают от инфляции национальной валюты, так как привязаны к ней», - считает эксперт.
«Позиция Банка России в отношении стейблкоинов остаётся жёсткой. Как отмечает директор Департамента инфраструктуры финансового рынка ЦБ РФ Кирилл Пронин, регулятор не готов разрешить использование стейблкоинов в качестве средства платежа внутри страны, поскольку существующая платёжная система страны и так “достаточно развита”. Основная же причина запрета заключается в том, что криптоактивы, включая стейблкоины, считаются высокорискованными из-за отсутствия государственных гарантий, волатильности и санкционных угроз. При этом Банк России не отказывается от регулирования оборота таких активов: предполагается, что с 2026–2027 годов стейблкоины могут приобретаться через лицензированных посредников с установленными лимитами и обязательным тестированием инвесторов. В качестве легальной альтернативы стейблкоинам в России уже используются цифровые финансовые активы (ЦФА)», - сообщил Тимур Аитов.
«Сегодня BIS своими усилиями продвигает модель «единого реестра» — ее суть в интеграции различных цифровых активов (CBDC, токенизированные гособлигации, банковские депозиты) на общей технологической платформе. Любой национальный банк будет иметь у себя платформу, и если CBDC будут находиться на этой платформе, а платформы в странах участницах будут определённым образом сопряжены между собой, проблемы мгновенных трансгранов будут этим решены. Нацбанки смогут переводить CBDC друг-другу напрямую, как наличные: без использования корсчетов. Существующая громоздкая, дорогая и медленная инфраструктура корсчетов будет просто не нужна. Так же, как и лежащие в ее основе технологии типа SWIFT. Стейблкоинам планируется отвести подчиненную роль при строгом регулировании: они рассматриваются скорее как «шлюз» в криптоэкосистему, но не как будущее платежей», - считает эксперт.
«Отметим, что центральные банки стран-участниц не торопятся совмещать выпуск розничной CBDC и одновременно, собственных стейблкоинов - нет ни одной страны, где центральный банк выпускал бы в обращение и CBDC, и стейблкоины», - сообщил Тимур Аитов.
«Концепция BIS сегодня активно тестируется. Ключевые игроки, такие как ФРС (США), ЕЦБ и Банк Англии, участвуют в Project Agorá по отработке модели единого реестра. Все происходящее - явный консенсус среди мировых регуляторов относительно будущего цифровых валют. Идеи BIS оперативно подхватили индийцы. Согласно Рейтер: резервный банк Индии рекомендовал включить предложение по объединению цифровых валют центральных банков стран БРИКС в повестку дня саммита БРИКС-26. Это первый случай, когда подобные предложения создания единой системы будет официально внесено на рассмотрение в рамках БРИКС. Если инициатива будет одобрена, она объединит цифровые валюты Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки через единую инфраструктуру и единые стандарты регулирования. Всем участникам проекта доступен опыт стран, где уже запущены розничные CBDC: это Багамы («Sand Dollar»), Нигерия («eNaira»), Ямайка («Jam-Dex»), страны Восточно-Карибского валютного союза («DCash»). Что касается регулирования стейблкоинов, то Япония, Сингапур, ЕС (MiCA) и Великобритания создают законы для частных стейблкоинов, но свои собственные не выпускают», - рассказал эксперт.
«В заключение подчеркнем: стейблкойны и криптовалюты в целом, увы, не обладают всеми свойствами денег, поэтому и ЦБ не готов этими свойствами их наделить. А поскольку единство денег должно быть обеспечено, то криптовалюты так и остаются всего лишь активом с дополнительными возможностями», - подытожил Тимур Аитов.
Мнение эксперта может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

10:28 28.01.2026 •























