Давно известно, что хорошие отношения, будь то с соседом по дачному участку или с сопредельным государством возможны только на условиях взаимных компромиссов. Не говоря уже о формировании политики взаимодействия таких держав, как Россия и Соединенные Штаты. Отрадно, что последние события наглядно демонстрируют желание руководства обеих стран двигаться вперед именно под «лозунгом» взаимовыгодных уступок.
Дмитрий Медведев весьма эффектно завершил канадский саммит в минувший понедельник, когда не просто не отмахнулся от распространенного днем ранее доклада ЦРУ об иранской ядерной программе, а предположил, что эти данные американских разведчиков могут привести еще к более жестким санкциям в отношении Ирана.
Российский президент, комментируя заявление ЦРУ о наличии у Ирана необходимого для создания двух атомных бомб количества обогащенного урана, заявил, что эти данные требуют проверки, и в случае их подтверждения к Тегерану могут быть приняты новые меры. «В любом случае такая информация всегда настораживает с учетом того, что международное сообщество не признает иранскую ядерную программу прозрачной…», - сказал президент РФ в беседе с журналистами по окончании саммита «двадцатки» в Торонто.
«Если будет доказана эта информация, это еще в большей степени напряжет ситуацию, и я не исключаю, что этот вопрос нам придется рассматривать дополнительно», - заявил Медведев.
Напомним, что 27 июня директор ЦРУ Леон Панетта заявил в интервью телекомпании ABC, что Иран «продолжает работать над созданием технологий и ядерного материала это очевидный факт». «Сейчас, вероятно, Иран располагает достаточным количеством низкообогащенного урана для создания двух ядерных бомб, но на это уйдет не менее двух лет», - уточнил он.
Между тем, изменения российских оценок иранского «атома» вряд ли произошли бы, не развернись, соответственно, американский подход к развертыванию системы противоракетной обороны, в частности, в Европе. Когда предыдущую американскую администрацию, казалось бы, навечно заклинило на развертывании перехватчиков наземного базирования в Польше и обеспечивающей РЛС в Чехии, говорить о каком-либо прогрессе в российско-американском диалоге не представлялось возможным.
Обама прозорливо клин этот вышиб, а в итоге развязался тугой и тяжелый ПРО-узел, потянувший за собой решение и других проблем. Так, стало возможным широкое обсуждение в целом на самом высоком уровне проблемы ядерной безопасности и нераспространения и, в частности, - тема Ирана и КНДР. Что касается последней, то, по словам Дмитрия Медведева, лидеры G8 обсудили недавний взрыв южнокорейского корвета «Чхонан». "По целому ряду международных проблем я проинформировал своих коллег, так как у нас и возможностей, и контактов больше», - сказал он.
Серьезный взнос в дело «перезагрузки» внесет, прямо скажем, неожиданное решение российского руководства временно отказаться от развертывания второй российской военной базы в Киргизии. Вернуться к этому вопросу, по информации СМИ, Москва собирается не раньше, чем в Киргизии сформируется новое легитимное правительство.
Однако еще неделю назад сообщалось, что Дмитрий Медведев дал министру обороны Анатолию Сердюкову поручение подробно рассмотреть данный вопрос и начать переговоры. Поводом к началу разговоров о новой базе, по данным журналистов, стало мнение аналитиков ГРУ, предупредивших, что постоянная нестабильность в Киргизии может привести к ее распаду и отходу под протекторат «третьих сил».
Что касается глобальных военно-технических вопросов, то заявление представителя американского Совета национальной безопасности о том, что Администрация Обамы не против обсуждения возможности заключения международного договора, предотвращающего гонку вооружений в космосе, уже относится в определенной мере к сенсации.
Причем, сегодня не особенно важно, что, делая такое заявление, представитель СНБ при Белом доме Питер Маркис щедро удобрил его всевозможными оговорками. Так, он заявил , что президент Обама не будет стремиться к подписанию такого договора. Но и не стал напрочь отвергать идею, - высказывавшуюся, в частности, Россией и Китаем - заключения подобного международного документа, что делала предыдущая администрация Джорджа Буша-младшего.
«Есть ряд совершенно конкретных оговорок с нашей стороны при рассмотрении предложений по контролю над вооружениями /в космосе/, - отметил Маркес.- Эти предложения должны основываться на принципе равноправия, подлежать эффективной проверке и способствовать укреплению национальной безопасности США и их союзников».
Между тем, проблема милитаризации околоземного пространства далеко не в меньшей степени, чем ПРО отравляла отношения двух стран. Пользуясь существенными преимуществами в военно-космической сфере, американцы готовы уже сегодня выводить не орбиту не только огромное число обеспечивающих спутниковых систем, таких как связи, навигации и дистанционно зондирования, но и в принципе имеют возможность вести орбитальные испытания космических аппаратов с поражающими свойствами.
Для России любое ограничение развертывания на орбите вооружений выгодно во всех отношениях, так как дает возможность все-таки отказаться от засилья ядерных средств как «асимметричного» ответа и сконцентрироваться на создании действительно современной аэрокосмической промышленности. В итоге американская «Силиконовая долина» станет реальностью и здесь.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs