ГЛАВНАЯ > Читайте в новом номере

Швейцария и НАТО в условиях СВО

13:28 11.07.2024 • Станислав Чернявский, Ведущий научный исследователь Института международных исследований МГИМО МИД России, доктор исторических наук

Те, кто соблюдает нейтралитет, сталкиваются с ненавистью побежденных и презрением победителей. Никколо Макиавелли

События, связанные с началом проведения Россией специальной военной операции, вызвали острую внутриполитическую дискуссию о соответствии текущему моменту ограничений, диктуемых классической политикой «вооруженного нейтралитета». Этот дискурс традиционен для Швейцарии, но впервые он ведется в столь жесткой форме, что связано в том числе с внешним давлением со стороны НАТО. Примечательно, что в нем принимают участие и послы иностранных государств - США, Франции, Германии, Нидерландов, Дании, - а также генсек НАТО, открыто выступающие с критикой швейцарского руководства по вопросам «недостаточности» антироссийских санкций [Frammery C., 2023]. По сути, давление идет по двум направлениям - заставить Берн отменить запрет на реэкспорт ранее поставленного швейцарского вооружения и передать замороженные российские активы Украине. Под влиянием украинских событий в Швейцарии разработано стратегическое видение внешнеполитических целей и приоритетов, учитывающее новые вызовы и угрозы.

Процесс «модернизации» подхода Швейцарии к сотрудничеству с НАТО, анализ аргументации его сторонников и противников рассматриваются в данной статье на основе официальных заявлений Президента Конфедерации, документов Федерального совета, монографий швейцарских государственных деятелей [Bergier J.-F., 1996; Bonjour E., 1970; Graber P., 1992; Petitpierre M., 1980; Villiger K., 2015; Widmer P., 2014] и дипломатов, материалов аналитических центров Швейцарии.

Большую роль в разработке стратегии внешней и военной политики Швейцарии играют «мозговые центры», созданные при университетах, в которых работают молодые ученые и студенты. В 2009 году студентами из Цюриха, Женевы и Берна создан единый «мозговой центр» «Foraus» (Forum Aussenpolitik - Форум внешней политики). Этот центр готовит дискуссионные документы для использования в качестве рекомендаций руководству страны. «Foraus» вносит заметный вклад в разработку внешней политики Швейцарии, способствуя межведомственной подготовке ее перспективных направлений. Наиболее значимый из представленных в последние пять лет документов - Перспективное видение швейцарской внешней политики на период до 2028 года1.

Не менее известен и Центр исследований безопасности (CSS) в Цюрихе (The Center for Security Studies at ETH Zürich), предлагающий экспертные знания в области политики безопасности. Цель Швейцарской ассоциация внешней политики SGA-ASPE (Die Schweizerische Gesellschaft für Aussenpolitik SGA-ASPE) - повысить интерес к внешней политике Швейцарии и сделать ее понятной как можно более широкому кругу населения.

В группе информационно-аналитических материалов следует выделить публикации таких швейцарских СМИ, как «24 Heures», «Bilan», «Le Temps», «Tages-Anzeiger», «Neue Zürcher Zeitung», «Blick». Обширную информацию из Швейцарии на политические, экономические, культурные и общественные темы предоставляют русскоязычная редакция «SWI SwissInfo» и агентство «Keystone-SDA».

«Сотрудничество» важнее «нейтралитета»

Начало 2000-х годов закрепило ориентацию Швейцарии на более активное участие в мировых делах, особенно после ее вступления в ООН в 2002 году и провозглашения «активного нейтралитета» [Calmy-Rey M., 2021]. Намерение усилить свое влияние в многостороннем сотрудничестве проходило одновременно с ростом целей оперативной совместимости с силами НАТО. Будучи ограничены политическими реалиями, связанными с нейтралитетом, эти шаги в основном касались миротворческих операций и взаимодействия военно-воздушных сил [Kuntz J., 2013].

Апофеозом миротворческих усилий Конфедерации стали российско-американские переговоры по вопросам безопасности, проходившие после президентского саммита В.Путина и Дж.Байдена в Женеве 16 июня 2021 года. Как известно, они не привели к позитивным результатам. Опасность вооруженного конфликта на Украине нарастала [Elhardt Ch., 2022]. Нагнетание напряженности коснулось и Швейцарии, которая в условиях неизбежного противостояния пыталась выработать компромиссную позицию, соответствующую ее нейтралитету.

24 февраля 2022 года Президент Конфедерации И.Кассис выступил с заявлением, осуждающим действия России. Однако, заявив о присоединении Швейцарии к некоторым из введенных ЕС санкций против России, он высказался за возобновление диалога между США, Россией и ЕС. «Общей долгосрочной целью, - подчеркнул Кассис, - должен быть стабильный мирный порядок для всех государств. Все инициативы и меры, преследующие эту цель, поддерживаются Швейцарией. Конечно, мы всегда готовы внести свой вклад в рамках наших добрых услуг. Причем на всех политических уровнях»2.

Решение присоединиться к санкциям фактически означало вступление в антироссийскую западную коалицию, сложившуюся вокруг государств Евросоюза и НАТО [Freire M.R., Lopes P.D., Nascimento D., Simão L., 2022]. Попытки Швейцарии уклониться от более жестких мер, и в частности от поставок оружия Киеву, вызвали раздражение западных стран, потребовавших полного замораживания активов российских олигархов, отказа в воздушном пространстве российским самолетам и введения запрета на поездки ряда официальных лиц, включая президента и министра иностранных дел России. Международное давление на страну усиливалось. Западные лидеры утверждали, что «швейцарский нейтралитет больше не имеет смысла, поскольку отказ Швейцарии принять чью-либо сторону на Украине пойдет только на пользу России»3.

В этих условиях группа экспертов по поручению министра иностранных дел И.Кассиса разработала «обновленную» версию концепции внешней политики, которую они представили как «кооперативный нейтралитет». Концепция была озвучена в выступлении министра на Всемирном экономическом форуме в Давосе 23 мая 2022 года4. Министр попытался разъяснить, что понятие «кооперативный» означает «сотрудничающий нейтралитет», поскольку Швейцария как нейтральная страна «привержена основанной на правилах и стабильной архитектуре безопасности, которая может возникнуть только на многостороннем уровне». Он подчеркнул, что Швейцария готова в качестве посредника сделать возможными переговоры между сторонами и создать для них соответствующие платформы. И она предлагает свою кандидатуру как «хозяина для последующих шагов».

В документах Федерального совета отмечается, что угрозы стали более сложными, «взаимосвязанными и непрозрачными». Ключевым событием для Швейцарии является тот факт, что география и расстояния потеряли свое значение. Именно это делает новые вызовы непредсказуемыми и более опасными - они освободились от географических и пространственных ограничений, и страна может быстро подвергнуться воздействию различных событий, истоки которых лежат в другом месте. Поскольку события взаимосвязаны и непредсказуемы, существует необходимость дальнейшего индуктивного размышления об управлении безопасностью, исходя не из угрозы как таковой и ее потенциальных последствий, а из возможности их контролировать.

В одну из ключевых проблем внешней и внутренней политики страны превратился реэкспорт швейцарского оружия с его последующим использованием на Украине. Однако на данном этапе, несмотря на различного рода обвинения в свой адрес, Федеральный совет отказывается от подобных поставок.

Из-за нейтрального статуса Швейцария не экспортирует оружие на Украину и запрещает реэкспорт в зоны конфликтов вооружений швейцарского производства, проданных ранее другим государствам. Правительство страны 10 марта 2023 года подтвердило запрет на реэкспорт.

В проекте Стратегии внешней политики на 2024-2027 годы, разосланном Федеральным советом 29 сентября 2023 года для обсуждения кантональным правительствам, подчеркивается, что Швейцария считает себя частью «западного сообщества ценностей» и что только западные институты могут рассматриваться в качестве партнеров по политике безопасности. В этом контексте НАТО отводится особая роль, поскольку, по мнению Федерального совета, она сформирует основу общей обороны в Европе в обозримом будущем и поэтому должна восприниматься как наиболее важный партнер в области безопасности. При этом рекомендуется «не стравливать механизмы международного сотрудничества (НАТО, ЕС, двустороннего) друг с другом, а использовать их взаимодополняющим образом»5.

Рекомендации Федерального совета к действию сводятся к простой формуле: расширение сотрудничества в области политики безопасности на министерском и техническом уровнях с ЕС и НАТО и прежде всего содействие «оперативной совместимости», то есть повышению способности Швейцарии интегрировать свои военные активы в структуры ЕС и НАТО.

Швейцария и НАТО - основные направления сотрудничества

Стремясь приспособиться к новой ситуации, Швейцария корректирует свою государственную политику, используя возможности как двустороннего сотрудничества, так и международных организаций. Центральное место в этой деятельности занимает взаимодействие с Североатлантическим блоком [Eichler J., 2021; Fridez P.-A., 2020].

Швейцария рассматривает Организацию Североатлантического договора как военно-политический механизм, позволяющий ее вооруженным силам противостоять вызовам XXI века [Schindler D., 1992; Gabriel J.M., 2003].

Швейцария и НАТО активно сотрудничают в нескольких важных областях, включая содействие безопасности человека, укрепление оборонных институтов, а также создание и поддержание потенциала, позволяющего швейцарским вооруженным силам работать с вооруженными силами стран НАТО и других стран-партнеров6.

Сотрудничество Швейцарии с НАТО осуществляется в соответствии с политикой «вооруженного нейтралитета», которую проводит Конфедерация, и ориентировано в практическом плане на области, соответствующие общим целям. Двустороннее сотрудничество между страной и альянсом официально началось, когда Швейцария присоединилась к «Партнерству ради мира» (ПРМ) в 1996 году и стала членом Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) в 1997 году.

Деятельность политического характера

Не будучи членом НАТО, Швейцария регулярно участвует в заседаниях Комитета по партнерству и совместной безопасности и Комитета по операционной политике. Представитель Швейцарии постоянно выступает при обсуждении квартальных отчетов КФОР, а также на заседаниях специальной рабочей группы по стрелковому оружию и минам.

В Берне уделяют большое внимание неформальному партнерству как с членами НАТО, так и с сотрудничающими с ней странами. Основным форматом неформального партнерства является группа «WEP-5» (Западноевропейские партнеры), объединяющая Швейцарию, Австрию, Финляндию, Ирландию и Швецию [Bernauer Th., Gentinetta К., Kuntz J., 2021; Tanner J., 2020]. Разумеется, вступление Финляндии и Швеции в НАТО может изменить не только формат группы, но и тематику ее обсуждений7.

Поскольку Швейцария разделяет те же интересы, что и другие страны «WEP-5», этот обмен мнениями служит платформой для продвижения ее интересов, так как НАТО предлагает «WEP-5» привилегированный доступ к информации, связанной с разработкой ее планов. Что касается неофициальных военных форматов, то Швейцария весьма активна в Консультативной группе по оперативной совместимости (Partner Interoperability Advocacy Group - PIAG).

PIAG позволяет Швейцарии активизировать обмен информацией в сети семи стран-партнеров (Австралия, Австрия, Финляндия, Ирландия, Новая Зеландия, Швеция, Швейцария), которые часто имеют схожие интересы со Швейцарией, даже если уровень их амбиций с НАТО расходится.

Законодательство страны исключает любое участие в боевых операциях, направленных на принуждение к миру, а подразделения швейцарской армии могут принимать участие только в акциях, которые проводятся по мандату ООН или ОБСЕ. Поскольку в стране нет постоянных воинских частей, ни одно подразделение как таковое не может быть назначено для участия в зарубежных операциях. Персонал, командируемый в миссию, отбирается в соответствии с ее мандатом, и все военнослужащие являются добровольцами.

Одним из подтверждений повышенного внимания Швейцарии к укреплению контактов с НАТО станет решение правительства страны, принятое по итогам Вильнюсского саммита 2022 года, об открытии дипломатического представительства Североатлантического блока в Женеве.

Области сотрудничества подробно описаны в рамках двухгодичной, не имеющей юридической силы Швейцарской программы индивидуального партнерства и сотрудничества.

Мониторинг очередного этапа совместной работы в рамках программы проводился 21 сентября 2023 года. В ходе переговоров стороны констатировали взаимное удовлетворение реализацией программы и определили общие цели, такие как развитие сотрудничества в области новых технологий и инноваций, мира и безопасности, разоружения и нераспространения, киберзащиты. Многие из этих целей направлены на повышение оперативной совместимости между военно-воздушными силами и системами связи. Существуют также планы расширения участия Швейцарии в центрах передового опыта НАТО и размещения групп штабных офицеров на объектах НАТО8.

Стратегические цели и задачи Программы индивидуального партнерства (Individual Partnership Action Plan - IPAP).

Этот базовый документ декларирует стратегические цели сотрудничества между Швейцарией и НАТО, а также определяет конкретные направления их реализации. Работа по всем 29 направлениям возложена на соответствующие федеральные службы. К стратегическим целям отнесены - укрепление диалога и взаимодействия, а также развитие интероперабельности вооруженных сил.

В сферу основной ответственности МИД входят четыре цели, а 25 - относятся к Минобороны.

Задачи, поставленные перед армией, направлены на укрепление неограниченной совместимости, особенно в контексте участия Швейцарии в проведении миротворческих операций вместе с НАТО под мандатом ООН или ОБСЕ.  Достижение поставленных целей предоставляет Швейцарии доступ к стандартам, нормам и доктрине НАТО, тем самым укрепляя решение задач по совместимости действий вооруженных сил.

На 2023 и 2024 годы Швейцария определила цели по укреплению диалога и оперативной совместимости, а также возможности сил, предоставленных для учебных мероприятий, учений или операций международного военного содействия миру9.

«Партнерство ради мира» предоставляет Швейцарии институциональную основу, позволяющую ей вести диалог по политике безопасности со странами, находящимися в ее стратегическом окружении. Эта структура особенно важна для нее как одной из редких стран, не входящих в органы, ответственные за политику безопасности и обороны ни Евросоюза, ни НАТО.

Ключевым этапом в развитии военного сотрудничества с НАТО станет участие Швейцарии в инициативе «Европейский небесный щит» (European Sky Shield Initiative). Система ПВО «Sky Shield» направлена на то, чтобы раскрыть над Европой своего рода защитный зонтик и, таким образом, исключить все возможные бреши и лакуны в противовоздушной обороне континента. Как указывает швейцарское Минобороны, целью является не слияние, а, скорее, модернизация и совершенствование координации действий отдельных национальных систем ПВО. Она представляет собой общую интегрированную систему противовоздушной обороны Европы. «European Sky Shield Initiative» была запущена Германией, и сейчас в проекте участвуют 17 стран. 7 июля 2023 года федеральный советник (министр обороны) Виола Амхерд подписала декларацию о намерениях Швейцарии присоединиться к проекту.

Однако сотрудничество в области ПВО предполагает трансграничный обмен информацией и тесное взаимодействие в сфере эксплуатации оборонных систем, поэтому ряд экспертов уже высказывают опасение, что такое сотрудничество «поставит под сомнение нейтралитет страны»10.

Одним из важнейших направлений своего практического сотрудничества со странами НАТО в рамках «Партнерства ради мира» Швейцария считает участие в миротворческих операциях Североатлантического блока.

Участие в миротворческих силах в Косове Швейцария рассматривает в качестве важного вклада в совместную с натовскими партнерами деятельность по обеспечению стабильности в Европейском регионе. В конце 1995 года, когда республики бывшей Югославии были охвачены огнем междоусобной войны, Швейцария официально поддержала действия НАТО, проводившиеся под эгидой ООН, открыв для направлявшихся в этот регион вооруженных сил свое воздушное пространство, а также железные и автомобильные дороги. Однако непосредственное присоединение к этим действиям Берн оттягивал до 1999 года, когда по решению Федерального совета в Косово был направлен добровольческий контингент в состав сил КФОР11.

Сегодня при поддержке государств-партнеров швейцарский контингент (Swisscoy), состоящий из добровольцев, продолжает находиться в Косове. Это подразделение насчитывает до 195 военнослужащих, его годовой бюджет составляет 40 млн франков (44 млн долл.). Связи между Швейцарией и Западными Балканами традиционно носят очень тесный характер. Об этом свидетельствует и наличие в Швейцарии косовской диаспоры численностью в 200 тыс. человек. Поэтому Швейцария особенно заинтересована в стабильности данного региона.

Другие направления сотрудничества

  1. Швейцария участвует в рамках Евроатлантического координационного центра реагирования на стихийные бедствия (EADRCC) в интервенциях в странах НАТО и странах-партнерах. Гражданское чрезвычайное планирование является важной областью сотрудничества, и Швейцария принимает участие в многочисленных учениях и учебных мероприятиях, включая учения по управлению кризисами.
  2. В Берне уделяют повышенное внимание участию в программах улучшения военного образования НАТО, в том числе в Программе усиления оборонной подготовки (DEEP). Эта программа предоставляет странам-участницам индивидуальную практическую поддержку для развития и реформирования их военных вузов. Выделяя квалифицированный преподавательский состав, разрабатывая учебные программы, а также организуя обмены между военными экспертами, Швейцария способствует укреплению оборонного потенциала НАТО. Странам, стремящимся к «интеллектуальной совместимости» с НАТО, предоставляются экспертные консультации по вопросам безопасности и обороны, а также помощь в реализации проектов модернизации и реформ военной структуры.

Предоставляя несколько учебных центров, в частности Центр компетенции по армейским действиям за рубежом (SWISSINT), и ряд гражданских учебных центров для мероприятий, организованных в рамках ПРМ, Швейцария играет ведущую роль в подготовке и принятии международных стандартов, регулирующих деятельность частных охранных предприятий.

  1. В рамках учебной и научно-практической деятельности Швейцария стремится использовать авторитет Женевы как ведущего мирового центра разоружения. Перспективной целью является позиционирование Женевы как «хаба новейших технологий в сфере обороны и безопасности». В этих целях в 2014 году был создан «дом мира», в который вошли три центра «поддержки и передачи знаний», результаты работы которых в рамках ПРМ получили высокую оценку руководства НАТО12.

«Дом мира» задуман как «место для встреч, размышлений и действий в области укрепления мира и безопасности». В его состав включены Женевский центр политики безопасности (GCSP), Международный центр по гуманитарному разминированию (GICHD) и Женевский центр управления сектором безопасности (DCAF).

Важную роль в рамках ПРМ играет фонд «Женевский предсказатель науки и дипломатии» (GESDA), созданный Федеральным советом и Государственным советом Женевы. Его цель - предвидеть технологические прорывы, которые окажут существенное влияние на человечество, общество и планету, а также способствовать ускорению дипломатической работы по использованию этого прогресса на службе мира. В рамках направления «Дипломатия ради науки» фонд ведет переговоры и заключает соглашения, позволяющие укреплять сотрудничество в научной сфере. Что касается направления «Наука для дипломатии», то оно включает в себя проекты, находящиеся на стыке науки и дипломатии. Закрепление научной дипломатии в международных отношениях - одна из задач, возложенных на специального представителя по «научной дипломатии», назначенного в 2021 году Федеральным советом.

  1. С 1990 года Швейцария активно участвует в программе НАТО «Наука на службе мира и безопасности» (The Science for Peace and Security (SPS) Programme). В качестве ключевых приоритетов сотрудничества швейцарская сторона выделяет: борьбу с терроризмом; энергетическую безопасность; киберзащиту; химическую, биологическую, радиологическую и ядерную защиту; экологическую безопасность; расширенный уровень безопасности передовых технологий; пограничную безопасность; человеческие и социальные аспекты безопасности.

Кроме того, в контексте пандемии COVID-19 швейцарские ученые участвуют в исследованиях по разработке инструментов быстрой диагностики, которые можно будет использовать в больших масштабах.

Международное сотрудничество в сфере научных исследований имеет первостепенное значение для Швейцарии. Федеральная высшая политехническая школа Цюриха и Федеральная высшая политехническая школа в Лозанне входят в двадцатку лучших международных университетов, а семь из двенадцати швейцарских университетов - в топ-200 лучших университетов мира.

Конфедерация является участницей многих международных научно-исследовательских организаций и программ, а также поддерживает двустороннее сотрудничество в сфере научных исследований с рядом стран, которые считаются для нее приоритетными партнерами в этой области. Интересы Конфедерации в научной сфере за рубежом представляет сеть научных центров «Swissnex», деятельность которой способствует продвижению исследований швейцарских ученых во всем мире.

В настоящее время ведущими направлениями сотрудничества со Швейцарией являются передовые технологии, связанные с обороной и безопасностью.

В рамках SPS Швейцария уделяет повышенное внимание развитию и управлению новыми, прорывными технологиями, в частности Акселератору оборонных инноваций для Северной Атлантики (DIANA), участие в котором поможет сохранить технологическое превосходство НАТО. Наиболее эффективным на этом направлении может быть, по мнению Берна, участие в разработке нормативных стандартов. Особенно в сфере искусственного интеллекта, для которой у НАТО есть собственная стратегия и уже разработаны шесть нормативных принципов ее использования13.

Результаты и выводы

Итак, в результате анализа современного состояния и ближайших перспектив сотрудничества Швейцарии с Североатлантическим блоком, можно сделать следующие выводы.

В сфере оборонной политики взаимодействие с НАТО ориентировано на решение практических и технических задач. Оно вписывается в программу усиления оперативных возможностей армии. Благодаря ПРМ швейцарская армия десятилетиями успешно работает с вооруженными силами соседних стран. Кроме того, время от времени она привлекается к участию в многосторонних мероприятиях, также представляющих практический интерес.

Развернувшиеся после начала СВО военные действия способствовали появлению двух новых, знаковых для развития отношений с НАТО тенденций, с которыми вынуждена считаться Швейцария [Schwok R., 2022].

Во-первых, становится очевидно, что понятие защиты принимает расширенное в пространстве и времени значение, а это требует укрепления сотрудничества в сфере политики безопасности и обороны, расширяя тем самым пределы необходимой общей координации. Во-вторых, меняется политический характер безопасности. Возникающие угрозы и вызовы усиливают необходимость многосторонности. Развивающиеся форматы партнерства НАТО и ЕС предлагают новые отправные точки для сотрудничества с третьими странами, что создает и новые проблемы. Указанные тенденции требуют от Швейцарии более пристального внимания к вопросам национальной безопасности.

В современных условиях Берн будет по-прежнему придерживаться сути закона нейтралитета, хотя и «модернизированного». Швейцария не вступит в НАТО, но служебная модель расширения взаимодействия с иностранными армиями получит более четкие ограничители. В то же время важность двусторонних форматов и «платформенного» сотрудничества для развития оперативных возможностей армии под вопрос не ставится. Поэтому основное внимание в швейцарских разработках уделяется формированию вариантов дальнейшего развития и углубления сотрудничества в области оборонной политики с НАТО или с НАТО и ЕС одновременно.

 

 

1AVIS 28: un rapport trace les lignes de la future politique étrangère de la Suisse // https://www.eda.admin.ch/eda/fr/dfae.html (accessed 17.03.2023).

2Évolution actuelle en Ukraine. Déclaration du président de la Confédération Ignazio Cassis. Berne. 24.02.2022 // https://www.admin.ch/gov/fr/accueil/documentation/communiques.msg-id-87336.html (accessed 17.03.2023).

3Vohra A. Swiss Neutrality Makes No Sense Anymore. Switzerland’s refusal to take sides in Ukraine only benefits Russia // Foreign Policy. March 24, 2023 // https://foreignpolicy.com/2023/03/24/switzerland-neutrality-russia-ukraine/

4«Die Wirklichkeit ist multilateral». Berne, 23.05.2022 - Davos, 23.05.2022. Discours d’ouverture du président de la Confédération et chef du Département fédéral des affaires étrangères (DFAE) Ignazio Cassis à l’occasion du World Economic Forum 2022 // https://www.eda.admin.ch/eda/fr/dfae.html (accessed 17.03.2023).

5Stratégie de politique extérieure 2024-2027. Projet du Conseil fédéral du 29 septembre 2023 pour consultation des cantons et des CPE // https://www.admin.ch/gov/fr/accueil/documentation/communiques.msg-id-97977.html

6De Gruyter C. Switzerland flirts with NATO // Foreign Policy. May 5, 2022 // https://foreignpolicy.com/2022/05/05/switzerland-nato-cooperation-russia-ukraine-war-neutrality/

7Rapport 2020-2021 du Conseil fédéral sur la participation de la Suisse au Conseil de partenariat euro-atlantique et au Partenariat pour la paix Berne, le 22 juin 2022 // https://www.pfp.admin.ch/fr/dokumentation-grundlagendokumente-.html

8Partnership for Peace: Switzerland and NATO set cooperation targets for 2023 and 2024 // https://www.seco.admin.ch/seco/en/home/seco/nsb-news.msg-id-97814.html

9Département fédéral de la défense, de la protection de la population et des sports DDPS. Secrétariat général DDPS. 19.09.2023. Fiche d’information: Objectifs de coopération entre la Suisse et l’OTAN pour 2023 et 2024 // https://www.newsd.admin.ch/newsd/message/attachments/82770.pdf

10Vuilleumier J.-P. Dangereuse imbrication entre l’armée suisse et l’OTAN «Point de vue Suisse». 28 Juillet 2023 // https://arretsurinfo.ch/dangereuse-imbrication-entre-larmee-suisse-et-lotan/

11Swiss Armed Forces International Command SWISSINT. SWISSCOY’s operations in Kosovo within the multinational mission of Kosovo Force (KFOR). Version: 2023 // https:// vtg.admin.ch›en/news/einsaetze-und-operationen/…

12Coopération suisse avec l’OTAN // https://www.eda.admin.ch/missions/mission-nato-brussels/fr/home/dossiers.html

13Center for Security Studies (CSS). ETH Zürich. Haldeneggsteig 4, 8092 Zürich. Switzerland, www.css.ethz.ch Zürich. 24. August 2022 // file:///C:/Users/CyberNote%20904/Downloads/CSS-ETH-Kooperationsstudie.pdf

 

 

Источники и литература

  1. Bergier J.-F. Europe et les Suisses. Impertinences d’un historien. Genève: Zoé, 1996. 179 p.
  2. Bernauer Th., Gentinetta K., Kuntz J. La politique extérieure suisse au défi du XXIème siècle. 30.11.2021. Editeur Slatkine. 248 p.
  3. Bonjour E. (1970). Histoire de la neutralité suisse - quatre siècles de politique extérieure fédérale. Neuchâtel: Editions Baconnière. 154 p.
  4. Calmy-Rey M. (2021). Pour une neutralité active. De la Suisse à l’Europe. Lausanne: EPFL Press. 168 p.
  5. Eichler J. (2021). NATO’s Expansion after the Cold War: Geopolitics and Impacts for International Security. Berlin: Springer Cham, 2021. 173 p. DOI: 10.1007/978-3-030-66641-5
  6. Elhardt Ch. (2022). Neutrality is only one means among many. ETH Zürich. 9 May 2022 // https://ethz.ch/en/news-and-events/eth-news/news/2022/05/neutrality-is-only-one-means-among-many.html
  7. Frammery C. (2023). La neutralité suisse ne plait pas aux medias occidentaux // Le Temps. 17 March 2023 // https://www.letemps.ch/opinions/revues-presse/neutralite-suisse-ne-plait-aux-medias-occidentaux
  8. Freire M.R., Lopes P.D., Nascimento D., Simão L. (2022). EU Global Actorness in a World of Contested Leadership Policies, Instruments and Perceptions. London: Palgrave Macmillan, 2022. 295 p.
  9. Fridez P.-A. (2020). Sécurité et défense de la Suisse. Casser les tabous, oser les solutions. Editions Favre. 180 p.
  10. Gabriel J.M. Swiss Foreign Policy, 1945-2002. Palgrave MacMillan, 2003. 214 p.
  11. Graber P. Mémoires et réflexions. Lausanne: Editions 24 heures, 1992. 267 p.
  12. Kuntz J. La Suisse ou le génie de la dépendance. Éditions Zoé, 2013. р. 175.
  13. Petitpierre M. Seize ans de neutralite active: Aspects de la politique etrangere de la Suisse, 1945-1961. Neuchâtel, 1980. 464 p.
  14. Research Handbook on Unilateral and Extraterritorial Sanctions. Edward Elgar Publishing, 2021. 512 p.
  15. Schindler D. (1992). Changing Conceptions of Neutrality in Switzerland // Austrian Journal of Public and International Law. Vol. 44. Р. 105-116.
  16. Schwok R. (2022). Politique extérieure de la Suisse après la guerre froide. Lausanne: EPFL Press, 2022. 176 p.
  17. Tanner J. (2020). Sweden-Switzerland: the entangled history of two like-minded countries // Embassy of Switzerland in Sweden / Christian Schoenenberger (ed.). Sweden and Switzerland: past, present and future. Stockholm, 2020. Р. 4-43.
  18. Villiger K. Demokratie und konzeptionelles Denken. Politik im Spannungsfeld von ökonomischen Zwängen, Emotionen und Zufällen; Schriften des Schweizerischen Instituts für Auslandforschung. Zürich: NZZ Libro, 2015. 112 p.
  19. Widmer P. (2014). Schweizer Aussenpolitik. Von Pictet de Rochemont bis Edouard Brunner. Zürich: NZZ Libro, 2014. 214 p.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати