26 мая 1913 года в Петербурге состоялся первый в мире полет многомоторного самолета «Русский витязь», который был создан молодым инженером Игорем Сикорским в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов. Самолет имел первоначальное название «Гранд» или «Большой Балтийский», а после некоторых доработок – «Русский витязь».
Машина положила начало всей мировой тяжелой авиации — в частности, послужив прототипом знаменитого бомбардировщика «Илья Муромец».
Сикорский начал работу над многомоторной машиной в 1912 году. Причем главным мотивом конструктора было стремление создать аппарат более безопасный, надежный и устойчивый в воздухе, чем широко распространенные малые одномоторные модели.
«Поломка мотора случается очень редко, но остановка от мелкой неприятности может случиться всегда. Надо сделать большой аэроплан, поставить на него не один, а несколько моторов, и добиться того, чтобы можно было свободно летать, если один или даже два мотора испортятся», писал он.
Согласно задумке Сикорского, управлять такой машиной должен был экипаж из нескольких человек: «Моторы необходимо расположить таким образом, чтобы к ним можно было свободно подходить, осматривать, даже делать небольшие починки. А кроме всего этого, значит, надо, чтобы на аэроплане находился и машинист, который бы делал всю эту работу… А чтобы он мог как следует смотреть за своим мотором, не худо, чтобы у него был помощник и чтобы, кроме работы с моторами, у них никакого другого дела в воздухе не было.
Понятно, что необходим также и летчик, который будет править рулями воздушного корабля. Но этого мало. На воздушном корабле должен также находиться штурман. Зачем же этот лишний человек, если с аэроплана так хорошо можно проверять по карте свой путь и так легко узнавать местность?.. Но это все, действительно, легко только в хорошую погоду. В плохую погоду из-за дождя и тумана часто бывает совсем не видно земли… Вот в такое время и бывает необходим штурман. Ему не нужно думать о том, чтобы управлять рулями, не надо думать о двигателях, и он может спокойно подсчитывать, в каком направлении надо лететь, куда и насколько может ветер снести аппарат и т. д.».
Стоит отметить, что многие скептически относились к новому самолету Сикорского. Мало кто верил, что машина с массой 3,5 тонны вообще сможет оторваться от земли. Однако все скептики были посрамлены. Провала не произошло, более того Сикорский создал первый в мире четырехмоторный самолет, который мог поднять в воздух более 500 кг грузов. Ничего подобного до него никто не строил. Первый же полет, состоявшийся 26 мая 1913 года, прошел успешно. Но за пределами Российской империи многие не поверили новостям о постройке самолета. Если бы в те годы существовал твиттер, президент США Вудро Вильсон мог бы обвинить СМИ в очередных Fake News, однако продолжившиеся полеты «русского гиганта» быстро развеяли все подозрения журналистов по всему миру.
В том же 1913 году, но уже 2 августа, самолет установил новый мировой рекорд продолжительности полета. «Русский витязь» провел в небе 1 час 54 минуты. После установления рекорда все критики и скептики окончательно прикусили языки. А чуть позже самолет осмотрел лично император, который остался доволен увиденным. До наших дней дошла фотография, на которой Николай II сидит на открытой площадке, расположенной перед пассажирским салоном. После этого события Сикорскому был выдан карт-бланш на все последующие разработки, что в итоге привело к рождению первого в истории четырехмоторного бомбардировщика «Илья Муромец».
Вскоре изобретатель уже на Русско-балтийском вагоностроительном заводе построил второй свой самолет «Илья Муромец» с 100-сильным двигателем и размахом крыльев 31 метр, на котором сам совершил перелет из Петербурга в Киев и обратно. В 1914 году решением военного министра России было введено в действие положение «Об организации эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», который по техническим характеристикам не имел себе равных на то время.
Судьба первого в истории четырехмоторного самолета оказалась незавидной. Самолет был серьезно поврежден в авиационном происшествии. По случайности это произошло, когда «Русский витязь» находился на земле. 11 сентября 1913 года во время проведения 3-го конкурса военных самолетов на стоящего на земле «Витязя» упал двигатель с самолета «Меллер-II». Двигатель приземлился на левую коробку крыльев и серьезно повредил всю конструкцию.
После данного происшествия самолет решили не восстанавливать. Одной из причин такого решения стало то, что материал, из которого был собран самолет (дерево), к тому моменту сильно отсырел, поэтому у Сикорского были обоснованные сомнения в сохранении прочности всей конструкции. К тому же машина изначально рассматривалась, как экспериментальный образец, на котором планировалось отработать новые технологи. С этой задачей «Русский витязь» справился на ура, проложив дорогу в небо последующим самолетам Сикорского, в первую очередь знаменитой серии бомбардировщиков «Илья Муромец», производство которых продолжалось до 1918 года.
По материалам Calend.ru, «Коммерсантъ», Topwar.ru
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs