ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Мирные инициативы по Украине – мифы и реальность

13:13 23.05.2024 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

17 мая на итоговой пресс-конференции по итогам визита российского президента в Китайскую Народную Республику Владимир Путин на вопрос о возможных переговорах по Украине заявил, что «Россия никогда не отказывалась от переговоров, в отличие от Украины. Но мы должны понять, с кем и как мы будем иметь дело, кому и в какой степени мы можем доверять». Он также указал на то, что западные кураторы Незалежной вместо переговоров заняли позицию «победить Россию на поле боя и нанести ей стратегическое поражение». Кроме того, Владимир Путин отметил, что Москва изложила свою принципиальную позицию по ситуации на Украине еще в 2022 году в рамках проекта стамбульских договоренностей, которые, кстати, были парафированы украинской стороной, но затем из-за давления Великобритании фактически «были выброшены на помойку».

Напомню, что 29 марта 2022 года делегации России и Украины во дворце Долмабахче в Стамбуле после нескольких недель переговоров выработали предварительные условия и принципы прекращения огня и последующего мирного урегулирования.

В пакет соглашений входил нейтральный статус Украины, а также отказ Незалежной: от вступления в НАТО, от размещения иностранного контингента на своей территории, от разработки ядерного вооружения и от проведения военных учений с участием третьих стран. Взамен Киев рассчитывал на международные гарантии безопасности по аналогии с пятой статьей Устава НАТО, за исключением территории Крыма, ДНР и ЛНР. Планировалось, что гарантами соглашений выступят постоянные члены Совета Безопасности ООН: Франция, Великобритания, США и Китай, а также Германия, Израиль, Италия, Канада, Польша и Турция.

На момент переговоров Россия пообещала сократить военную активность на киевском и черниговском направлениях, а Украина отказалась от претензий на Крым и гарантировала, что не будет решать крымский вопрос военным путем в течение 15 лет. Вместе с тем киевские переговорщики настояли на том, чтобы в проект соглашения вошел пункт о вступлении Украины в Евросоюз, что тогда было поддержано сторонами.

Киевских переговорщиков возглавлял лидер парламентской фракции правящей партии Украины «Слуга народа» Давид Арахамия, который согласовал проект Договора, поставив под ним свою подпись. Главой российской делегации был помощник президента Владимир Мединский. После проведения предварительных переговоров он заявил, что «киевские власти впервые за все предшествующие годы заявили о своей готовности договариваться и выполнить те принципиальные требования, на которых все эти годы настаивала Россия».

Но увы, стамбульские договоренности так и остались на бумаге. Сразу по возвращении в Киев украинские власти отказались подписывать план мирного урегулирования с Россией.

Как написала британская газета The Times со ссылкой на свои источники в Киеве, «в апреле 2022 года во время очной встречи с президентом Владимиром Зеленским тогдашний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон выразил опасения, что «Украина слишком рьяно стремится к заключению мирного соглашения с Москвой». И для Киева этого оказалось вполне достаточным, чтобы отказаться от договоренностей с Россией.

Джонсон уехал, а Киев не только отошел от достигнутых договоренностей в Стамбуле, но и инициировал провокацию в Буче. Более того, 4 октября 2022 года киевские власти официально отказались от контактов с Москвой, а Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о запрете проведения каких-либо переговоров с Россией. 

Позднее, уже в ноябре 2023 года Давид Арахамия в интервью украинскому телеканалу «1+1» подтвердил, что отказаться от переговоров с Россией Зеленскому настойчиво посоветовал именно британский премьер Джонсон.

Президент России Владимир Путин во время своего интервью американскому журналисту Такеру Карлсону, в феврале текущего года подтвердил информацию о том, что именно Джонсон склонил Зеленского отказаться от стамбульских договоренностей и возложил ответственность за срыв мирных переговоров на британцев, назвав это «нелепым и печальным фактом». При этом российский президент отметил, что «Россия и Украина рано или поздно придут к согласию и отношения между народами восстановятся. Он также отметил, что «Запад думает, будто боевые действия навсегда растащат одну часть русского народа от другой, однако воссоединение произойдет».

Недавно, находясь в китайском Харбине, Владимир Путин еще раз подчеркнул, что рассматривает достигнутые в 2022 году договоренности по Украине, как базовые условия мирного плана урегулирования конфликта.

Однако, ни Соединенные Штаты, ни страны НАТО и Европейского союза не только никогда не предлагали собственных планов мирного урегулирования украинского конфликта, но даже не рассматривали их. Более того, делали все для того, чтобы конфликт разгорался с новой силой, активно вооружая Киев техникой и боеприпасами.

Несколько стран, не вовлеченных в конфликт: Китай, Бразилия и ЮАР предложили свои варианты мирного урегулирования украино-российского конфликта. Определенная проблема состоит в том, что эти инициативы, за исключением китайской, были представлены либо в форме заявлений лидеров этих стран, либо в виде официальных комментариев дипломатических служб.

Безусловно, особняком в этом плане стоит предложенная Зеленским т.н. «формула мира» для урегулирования конфликта с Россией. Произошло это 15 ноября 2022 года на саммите «Группы двадцати» на Бали в Индонезии. Президент Незалежной озвучил тогда десять пунктов, которые, по его мнению, могли бы представлять из себя план урегулирования. Однако, создавалось впечатление, что они больше были похожи на презентацию личных задач киевской власти на ближайшую перспективу, чем мирный план урегулирования конфликта. Именно так «формулу Зеленского» охарактеризовала официальный представитель МИДа России Мария Захарова, отметив, что «это не план и уж тем более не мирный, это точно. Это очередная американская методичка по разжиганию конфликта в Европе». Она также отметила, что «провозглашенные Зеленским принципы едва ли могут стать основой для переговорного процесса, но при этом позволяют воссоздать структуру переговорной стратегии украинской стороны».

В соответствии со своей «формулой мира», киевский режим заявил, что должен быть восстановлен контроль над всеми частями государственной границы Украины. Примечательно, что остальные пункты плана были сформулированы таким образом, чтобы подчеркнуть связь украинского кризиса с глобальными политическими и экономическими процессами. Естественно, данная позиция Зеленского нашла полную поддержку западных партнеров Киева.

Неприемлемость плана Зеленского очевидна уже потому, что украинский президент предлагает «восстановить территориальную целостность Украины в границах 1991 года». Это означало бы, что Россия должна уйти из Крыма, Донбасса и Новороссии, бросив их народы на уничтожение. И в этом не приходится сомневаться, вспоминая действия Киева в их отношении в недавнем прошлом.

Глава российского МИДа Сергей Лавров назвал требования украинского президента «неадекватными и нереалистичными». По его мнению, «в словах Зеленского была воинственная риторика, агрессивная и русофобская». Министр также отметил, что «Россия хочет увидеть конкретные свидетельства, что Запад заинтересован в «дисциплинировании» президента Украины, но этого увы не происходит».

При этом глава евродипломатии Жозеп Боррель тогда заявил, что «план Зеленского является единственно разумным и конструктивным», попутно отметив, что «есть и другие планы: бразильский, китайский и африканский, но они нами были отодвинуты, как контпродуктивные».

О намерении Китая представить свой план урегулирования 18 февраля прошлого года заявил глава канцелярии комиссии по иностранным делам ЦК КПК Ван И. Действительно, 24 февраля прошлого года китайское руководство опубликовало свое видение по урегулированию украинского кризиса, предложив план, состоящий из «12 шагов к миру». План содержал, как общие концептуальные положения, например, «уважения территориальной целостности», «преодоления ментальности холодной войны», «сокращения стратегических рисков», так и более конкретные действия по достижению режима прекращения огня, возобновлению мирных переговоров, обеспечению гуманитарной работы и безопасности ядерных станций, поддержке Черноморской зерновой инициативы и сохранению безопасности цепочек поставок.

В США и Европе прогнозируемо скептически отнеслись к китайской мирной инициативе, «сомневаясь в ее нейтральности», как будто план Зеленского – идеал нейтральности! Госсекретарь Соединенных Штатов Энтони Блинкен сразу отреагировал на «не свое», заявив, что «китайский план — это набор благих пожеланий».[1] В Европе также без энтузиазма восприняли китайские предложения, продолжая упрекать Китай в поддержке России. Генсек НАТО Йенс Столтенберг, отвечая на вопросы журналистов о желании Поднебесной как можно скорее закончить конфликт на Украине, заявил, что Китай, во-первых, должен был осудить Россию за ее агрессию против Украины, а, во-вторых, по его мнению, западные партнеры убеждены, что «возможности сторон не за переговорным столом, а будут решаться на поле боя». Очевидно, генсеку альянса трудно комментировать перспективы дипломатического разрешения конфликта, когда присутствует устойчивая убежденность в возможности решения конфликта военным путем.

Президент России Владимир Путин по итогам официального визита и переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином отметил, что «многие из положений выдвинутого Китаем мирного плана созвучны российским подходам и могут быть взяты за основу для мирного урегулирования, когда к нему будут готовы на Западе и в Киеве. Однако пока такой готовности с их стороны мы не наблюдаем».

В апреле 2023 года последовало предложение по мирному плану разрешения конфликта на Украине от президента Бразилии Луиса Инасиу Лула да Силва. Он предложил создать группу стран, включая Китай, Бразилию, Индию и Индонезию, а также некоторые латиноамериканские государства, которые могли бы совместно разработать план мирного урегулирования украинского конфликта. Кроме того, Лула да Силва предложил свое посредничество в переговорах между Россией и Украиной. Как отметил бразильский президент, он обсудил создание нового формата по урегулированию на Украине, назвав его «бразильской мирной инициативой» с немецким канцлером Олафом Шольцем, президентом Франции Эмманюэлем Макроном, а также с президентом США Джо Байденом и председателем КНР Си Цзиньпином.

Вполне естественно, бразильские предложения вызвали резкое неприятие в Вашингтоне, где их охарактеризовали как «повторение российской и китайской пропаганды», совершенно не обращая внимания на их суть. В Москве к предложениям президента Бразилии отнеслись позитивно.

16 июня 2023 года со своим мирным планом выступил и президент Южно-Африканской Республики Сирил Рамафоса, который в составе группы представителей африканских стран: ЮАР, Сенегал, Республика Конго, Уганда, Замбия, Коморские острова и Египет совершили специальный визит в Киев, а затем в Россию, где представили проект из десяти пунктов по урегулированию украинского конфликта. Россия с одобрением отнеслась к африканской инициативе, выразив при этом осторожные опасения о перспективах ее имплементации, в частности, по вопросу прекращения огня со стороны Украины и мирных переговоров, которые Незалежная сама себе запретила вести с Россией.[2] 

Таким образом, страны «Глобального Юга, стремятся внести «свой посильный вклад в мирный процесс урегулирования на Украине». Судя по имеющейся информации, все страны БРИКС поддерживают выработку сбалансированного и взаимоприемлемого решения на основе стамбульских договоренностей, что в настоящий момент противоречит «мирному плану Зеленского».

Прошедшая в Копенгагене 24 июня прошлого года встреча советников по национальной безопасности «Группы семи» и Украины, а также стран «Глобального Юга» - ЮАР, Индии, Турции, Бразилии и Саудовской Аравии, о путях урегулирования конфликта на Украине оказалась абсолютно провальной. Организаторы встречи планировали протащить тот самый «мирный план Зеленского», а также заручиться поддержкой стран-членов БРИКС. Но, увы, ничего не вышло!

Не получили поддержки и, так называемые «мирные инициативы США, Великобритании, стран Евросоюза по проблеме урегулирования российско-украинского конфликта» в августе прошлого года, на которую были приглашены лидеры Украины, Турции, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР.

Подобные дипломатические маневры США «с инициацией мирных инициатив» без участия России, скорее всего, следует рассматривать в плоскости попыток расширения антироссийской коалиции с вовлечением в нее стран «Глобального Юга», чем решения проблем урегулирования конфликта на Украине.

Не прошел «план Зеленского» и при обсуждении 17 мая резолюции Совета Европы, в которой он признавался в качестве приоритетной и заслуживающей поддержки «формулы мира». Как отметил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, «Будапешт наложил вето на резолюцию, т.к. для нас такая постановка задачи неприемлема».

Что касается предстоящей 15-16 июня мирной конференции по Украине в Швейцарии, то Россия не будет в ней участвовать, т.к. по мнению главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова «усиленно продвигаемая организаторами идея мирной конференции является для России неприемлемой, т.к. речь идет об очередном варианте продавливания нежизнеспособной «формулы мира Зеленского», не учитывающей российские интересы, поэтому мирная конференция в Швейцарии является «откровенной чепухой».

Российский президент, отвечая на вопрос о запланированной в Швейцарии мирной конференции вообще отреагировал предельно жестко, заявив, что «мы никаких формул, которых мы знать не знаем, обсуждать не собираемся. Смысл проведения швейцарской конференции, по мнению Владимира Путина, заключается в том, чтобы «собрать как можно большее количество стран, потом заявить, что со всеми согласовано, а затем предъявить России, это как решенный вопрос, т.е. как ультиматум. Россия никогда не примет ультиматум, основанный на «хотелках Украины». 

В итоге важно отметить, что этот конфликт является не украино-российским, а представляет собой военно-политическое противостояние стран Запада во главе с Соединенными Штатами с Россией, а Незалежная является лишь плацдармом Запада в войне против нашей страны. В основе конфликта Запада и России лежат экзистенциальные противоречия – это нескрываемая попытка Запада развалить Россию и лишить ее культурного кода, переформатировав его по западной модели. На фоне полного отсутствия доверия сторон по отношению друг к другу перспективы урегулирования конфликта в настоящее время весьма туманны, а переговоры в нынешних военно-политических условиях, могут, на мой взгляд, привести лишь к его «временной заморозке». Поэтому именно последовательное достижение целей СВО, как это не парадоксально, является базовым условием, которое может впоследствии привести к началу переговорного процесса. Все войны когда-нибудь заканчиваются именно так.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Китай опубликовал предложения по урегулированию кризиса на Украине 24.02.2023 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17131241

[2] В ООН заявили о поддержке всех мирных инициатив по урегулированию на Украине 16.05.2023 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17762873

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати