ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Брюссельский тезис - «кто не с нами, тот против нас». Согласны не все…

12:08 18.04.2024 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

Нынешняя ситуация вокруг украинского кризиса и отношений с Россией со всей очевидностью показывает, что перед Брюсселем остро стоит задача консолидировать страны-члены ЕС и НАТО вокруг антироссийской повестки. Тех же, кто не желает поддерживать эту повестку, будут принуждать посредством механизмов давления, шантажа и санкций, коих немало в загашнике брюссельской бюрократии. Машина прессинга несогласных работает без сбоев, в чем, собственно, многие страны неоднократно убеждались.

Как заметила официальный представитель российского МИДа Мария Захарова, брюссельский тезис «кто не с нами, тот против нас» стал основополагающим в политике Запада. В частности, выступая на мартовском саммите ЕС в Брюсселе председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что «не все в Европе готовы следовать единому курсу, а между тем, мобилизация всех европейских государств на противодействие России должна стать даже выше благополучия европейца». По ее словам, «в то время как президент Франции Эммануэль Макрон, призывает всех нас не дать России победить на поле боя, так как в следующий раз она направит свои войска в Европу, среди нас есть такие, кто идет не в ногу…» 

При этом президент России Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что «США и НАТО не могут не понимать, что у России нет никаких резонов, никакого геополитического интереса, ни экономического, ни политического, ни военного воевать со странами альянса, эти умозаключения нынешних европейских лидеров просто выходят за грань разумного».[1]

Кого имела ввиду фон дер Ляйен, не трудно догадаться. Первой жертвой в брюссельском противостоянии фактически уже стала Венгрия, в очередь за ней поставили Словакию.

Хорошо известно, что у Венгрии напряженные отношения с Брюсселем, т.к., по мнению брюссельской бюрократии, Будапешт часто идет вразрез с «генеральной линией ЕС».

Венгерское правительство во главе с премьером Виктором Орбаном обратило на себя внимание ещё во времена миграционного кризиса 2015 года, когда отказалось принимать беженцев по предписанным Брюсселем квотам. Орбан тогда заявил, что «миграционная политика Европейского союза угрожает суверенитету и культуре Венгрии». Будапешт также не стал присоединяться к антироссийским санкциям и выступил с критикой позиции коллективного Запада по ситуации на Украине. Тогда Виктор Орбан заявил о том, что не только не пошлет своих солдат на Украину, но и не позволит доставлять по своей территории оружие в соседнюю страну, тем самым окончательно став неудобной фигурой для западных кураторов Киева. А недавно он и вовсе назвал Украину «протекторатом Запада».

На все это отреагировал польский президент Анджей Дуда, заявив, что позиция Виктора Орбана по санкциям и ситуации на Украине связана с зависимостью Венгрии от поставок энергоресурсов из России и в результате «дорого ей обойдётся». В ответ Виктор Орбан, выступая на центральном венгерском телеканале MTV, заметил польскому президенту, что «легко принимать решения о санкциях в Брюсселе, Париже, Берлине и даже в Варшаве. Но мы ближе к стране, против которой вводят санкции, то есть к России. Кто ближе, тот всегда больше страдает от санкций. Поэтому нет ничего удивительного в том, что позиция Венгрии по санкциям радикально отличается от брюссельской позиции. Разница между нашими позициями примерно в две тысячи километров». 

При этом глава венгерского МИДа Петера Сийярто добавил: «Хорошо оплачиваемые брюссельские чиновники поступили бы лучше, если бы занимались реальными европейскими проблемами, например, как помочь людям и европейской экономике после того, как из-за введения санкций выросли цены на энергоносители втрое или вчетверо. Лучше бы искали выход для Европы из рецессии, высокой инфляции и высоких цен на энергию».

Но европейские чиновники не привыкли к неподчинению. И вот уже Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявляет, как бы «дожимая» ситуацию: «Венгерское руководство не хочет идти с другими европейскими странами по пути отказа от энергоносителей из России и делает это столь принципиально, что подставляет всю Европу, которая выбрала путь конфронтации с Москвой. Это касается и ситуации на Украине».

Орбан ответил ему, что Венгрия не может и не собирается менять направление внешней политики Евросоюза, т.к. «мы разработали и используем венгерскую модель. Да, мы являемся членами ЕС и НАТО, но при этом сотрудничаем с Россией. Пример Венгрии доказывает, что это возможно, а закрываясь от сотрудничества с Россией, европейские страны совершают стратегическую ошибку».

Что касается отношений Киева и Будапешта, то они давно стабильно плохие, особенно после принятия на Украине «языкового закона», который ущемляет права не только русскоязычных, но и всех меньшинств, включая венгров. В ответ на это Будапешт уже не первый год блокирует все европейские и евроатлантические движения Киева. При этом Будапешт раздаёт свои паспорта этническим венграм в Закарпатье, что постоянно приводит к дипломатическим скандалам и обвинениям в адрес Венгрии в намерениях аннексировать эту часть Украины.

Вполне естественно, что в ЕС отношение к руководству Венгрии, если мягко сказать, прохладно-настороженное. В результате, в опубликованном на днях пресс-релизе Европарламента отмечается, что Венгрия отошла от основополагающих ценностей Евросоюза, поэтому она не может больше считаться демократической страной. Евродепутаты большинством голосов одобрили доклад, в котором Венгрию предложено отныне именовать «выборной автократией». До такого состояния Будапешт якобы довели систематические действия правительства по «подрыву европейских ценностей».

Виктор Орбан во время совместной пресс-конференции с президентом Сербии Александром Вучичем назвал мнения евродепутатов и выводы доклада надоевшим «анекдотом». По его словам, «когда-то мы думали, что мнения депутатов и решения Европейского парламента имеют для нас какое-то значение, но сейчас мы воспринимаем это как анекдот».

Дальше - больше. По сведениям агентства Bloomberg, Еврокомиссия планирует сформировать новые рекомендации для ЕС по сокращению финансирования Венгрии. Более того, при поддержке «вашингтонских дипломатов» оппозиция 7 апреля в Будапеште организовала митинг противников премьер-министра Виктора Орбана. Собравшиеся, как подчеркивает американское издание Politico, требовали отставки Орбана. Но «чуда майдана» не случилось, оплаченные почасово люди прошли по площади и пошли тратить заработанные на митинге деньги.

Недавно у ЕС появилась очередная «головная боль». Руководство Евросоюза опасается, что примеру главного евроскептика премьер-министра Венгрии Виктора Орбана может последовать и премьер Словакии Роберт Фицо в паре с новым президентом страны Петером Пеллегрини.

Как в очередной раз заявили в Еврокомиссии, политические решения в Венгрии и Словакии грозят этим странам отказом от финансирования со стороны Евросоюза. Обвинения - те же. По мнению брюссельских чиновников, премьер Роберт Фицо и члены его кабинета также «отошли от основополагающих принципов объединенной Европы и погрязли в многочисленных нарушениях прав человека и политических амбициях».[2]

Действительно, итоги президентских выборов в Словакии стали неприятной новостью для руководства Еврокомиссии и большинства ключевых структур ЕС. В течение всей избирательной кампании европейские СМИ старательно клеймили Пеллегрини как популиста, националиста, сторонника Кремля и решительного противника военной помощи Украине. Не сработало.

Европейские эксперты, опрошенные мною, полагают, что Запад во главе с Соединенными Штатами теперь планируют наказать Словакию за избрание Петера Пеллегрини президентом страны. А заодно и премьер-министр республики Роберт Фицо может попасть под серьезный «западный удар». Кстати, и сам Фицо считает, что США и ЕС могут ввести санкции против него лично и страны за то, что ее граждане проголосовали за социал-демократа, который настаивает на скорейшем достижении мира на Украине и выступает против отправки туда оружия.

Реакция европейских СМИ на итоги словацких президентских выборов была вполне понятной. Тем не менее, французская газета Le Monde, хотя и в оскорбительной манере, но вынуждена была признать: «Победа Пеллегрини показывает, что значительное большинство жителей Словакии поддерживает авторитарную политику правительства Фицо и его попытку имитировать Венгрию Виктора Орбана». 

В целом аналогичная ситуация складывается и в отношениях Брюсселя и Белграда. Правда, в отличии от Венгрии и Словакии, Сербия не является ни членом ЕС, ни страной НАТО. Но сути дела это не меняет. В отношениях с Сербией Брюссель действует жестко и цинично, постоянно подчеркивая, что Белград должен понимать, как надо себя вести, чтобы получить допуск в клуб «евроизбранников». Как заявил официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано, Белград не сможет вступить в Евросоюз без нормализации диалога с Приштиной.[3]

При этом к «воспитательному режиму» присоединился и президент США. Джо Байден недавно заявил, что Соединенные Штаты и Запад в целом стремятся закрепить геополитическое устройство балканских стран после распада Югославии. В связи с этим Байден предложил руководству Сербии закрепить достигнутый тогда «стратегический результат», а для этого Вашингтон настоятельно требует от Белграда присоединиться к антироссийским санкциям и даже начать поставлять оружие киевскому режиму, а также признать суверенитет Косово.

Пойдет ли на это Белград, большой вопрос, пока, скорее всего, нет. А поэтому предупреждения президента Сербии Александра Вучича о том, что его страну в будущем ожидают тяжелые времена в связи с давлением на Белград со стороны стран коллективного Запада, является вполне предсказуемыми.

Что можно констатировать в итоге?

Надвигающаяся волна евроскептицизма в Европе в целом и так вызывает раздражение и даже опасения не только у брюссельской бюрократии, но и в Вашингтоне. Но авангард несогласных в лице Виктора Орбана, Роберта Фицо, Петера Пеллегрини и Александра Вучича, находящихся у власти в своих странах и «идущих не в ногу с Европой», вызывает особое раздражение. Едва ли им можно приписывать откровенно пророссийские настроения, что старательно делают в Брюсселе. Скорее, это «клуб здравомыслящих», где не готовы жертвовать национальными интересами и традиционными ценностями ради «единой политики» Запада.

Надо признать, что создаваемый вокруг Виктора Орбана политический кризис является одним из самых тяжелых для его правительства за последние 14 лет власти. Можно предположить, что руководство Словакии и Сербии ждет та же участь, и там, не исключено, будут вынуждены пойти на какие-то компромиссы.

Но планируя против Будапешта, Братиславы и Белграда меры «наказания за несогласие», Брюссель идет вразрез с пропагандируемыми им же демократическими принципами, отказывая Венгрии, Словакии и Сербии в праве определять свое отношение к европейской политике. И это противоречие становится все более очевидным.

При этом разногласия по важным вопросам мировой повестки неизбежно создают неоднозначную политическую ситуацию в Европе, которая требует дискуссий и согласованных ответов на важные вопросы. Европейское общественное мнение неизбежно реагирует на это, осознавая новые реалии и наступающую многополярность современного мира. И это очевидная проблема для Брюсселя накануне выборов в Европарламент.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Путин назвал чушью утверждения о намерениях России напасть на Европу 11.04.2024 года. Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/6637003 

[2] Выбрали "нелиберальный путь": как Словакия и Венгрия противостоят ЕС 17.03.2024 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20372257

[3] Балканы-Балтика-Черное море и интересы Запада 01.04.2024 года. Электронный ресурс: https://interaffairs.ru/news/show/45347

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати