3 апреля в ММПЦ «Россия Сегодня» прошел круглый стол, посвященный 75-й годовщине создания Североатлантического альянса и его роли в уничтожении европейской и мировой безопасности. 4 апреля 1949 года в Вашингтоне североамериканскими и западноевропейскими странами с целью объединения усилий для коллективной обороны и защиты Европы от возможной советской угрозы был основан Североатлантический альянс. Однако Советский Союз не существует более 30-ти лет. При этом экспансия НАТО не планирует останавливаться. Наращиваются силы альянса в Европе, увеличиваются военные расходы, растет беспрецедентная активность у российских границ, продолжается втягивание Украины в НАТО, что стало одной из причин начала СВО.
В мероприятии принимали участие первый заместитель председателя Российского союза ветеранов генерал-майор Владимир Романенко, научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессор МГИМО МИД России Дмитрий Данилов, директор Центра евроазиатских исследований Института международных исследований, профессор кафедры международных отношений и внешней политики МГИМО МИД России Иван Сафранчук. Эксперты обсудили роль НАТО в уничтожении европейской безопасности, а также то, что нашей стране стоит ожидать от НАТО в ближайшей перспективе.
Научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов начал свое выступление со слов, что НАТО есть, чем гордиться.
«Действительно, с 12 членов количество участников возросло до 32. Сильно увеличились военные бюджеты, за все эти 75 лет не вышел ни один член. Франция одно время выходила из военной организации, но все равно оставалась в политических структурах НАТО. Североатлантический альянс как организация фактически подмяла под себя Евросоюз», — отметил он.
Однако обратил внимание на те проблемы, которые могут повлиять на будущее альянса.
«Я бы выделил три обстоятельства, которые, конечно, создают серьезные вызовы для НАТО. Во-первых, хоть НАТО это союз формально многосторонний, но все знают, кто там главный. Это создает уязвимость и зависимость НАТО от внутриполитических тенденций в Соединенных Штатах. Решение о передаче НАТО неких функций по координации помощи Украины — это страховка на случай прихода к власти Дональда Трампа, который о НАТО высказывался достаточно нелицеприятно. Второе обстоятельство, характерное, для любых многосторонних объединений, которые быстро географически растут: чем больше становится альянс, тем труднее сопрягать различные интересы его членов. Если вы находитесь в Португалии, то у вас несколько другие приоритеты по сравнению, скажем, с Эстонией. Ну и, наверное, самый характерный пример — это позиция Турции, которая ведет свою самостоятельную политику, в том числе осуществляет военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией. Хрестоматийный случай это покупка российских комплексов С-300. НАТО начинает «расплываться» в силу того, что интересы безопасности расходятся. Третья проблема, которая для НАТО будет особенно серьезной в будущем — этот союз не так и не научился работать после холодной войны. То есть НАТО экспериментируют со многими другими направлениями активности. По мере того, как меняются вызовы безопасности, возникает вопрос, насколько НАТО с ее очень громоздким институтами, со сложной системой принятия решений, с большой бюрократией подходит к новым реалиям XXI века», — сказал Андрей Кортунов.
Он также рассказал о перспективах двухдневного совещания глав МИД стран НАТО в Брюсселе, которое прошло 3-4 апреля.
«Это попытка перераспределения бремени поддержки Украины от Соединенных Штатов к европейским странам. Снова вопрос о пресловутых 2% ВВП на расходы на оборону. Вопрос принятия решений, который сейчас еще более усложнен в связи с включением в блок Финляндии и Швеции, а также о дальнейшей географии, экспансии НАТО», — указал эксперт.
Заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессор МГИМО МИД России Дмитрий Данилов выразил мнение, что НАТО в данный момент действительно находится на распутьи.
«Непонятно, каким образом, оформлять стратегической концепции НАТО, которую недавно приняли. Не ясно, что будет с Украиной, которая на самом деле, как говорят в НАТО, все ближе к альянсу. Однако, мне кажется, что чем, чем дальше отодвигается линия фронта, тем Украина дальше от альянса», — сказал он.
Эксперт подчеркнул, что потенциал — это самый главный вопрос для НАТО сегодня.
«Очевидно, что те масштабные учения, которые НАТО организуют, показывают неготовность альянса решить вопрос о том, каким образом развивать потенциал передового базирования. На бумаге, вроде, все хорошо, и планы по военной мобильности отработаны и так далее. Но здесь НАТО попадает в очень серьезный капкан», — отметил Дмитрий Данилов.
«Если объединить эти два тезиса об укреплении собственного потенциала и о растущей поддержке Украины, неизбежно возрастает внутренняя напряженность внутри НАТО. Очень серьезно ставится вопрос о том, куда сейчас направлять ресурсы и как их перераспределять: на оборону НАТО или на оборону Украины, которая рассматривается как передовой рубеж натовской обороны? Вот здесь ясности в НАТО нет абсолютно», — добавил он.
Первый заместитель председателя Российского союза ветеранов генерал-майор Владимир Романенко в ходе своего выступления рассказал о том, как НАТО боролся с коммунистической идеологией в Европе.
«Альянс был создан 49-ом году. Эти четыре года после окончания Второй мировой войны для стран Запада были очень сложными с 45-го по 49-ый. Развитие экономик этих стран проходило в условиях тяжелейшей разрухи. В обществе западных стран стало возникать очень серьезные течения коммунистический направленности. Авторитет Советского Союза после Второй мировой войны начал находить поддержку в самих странах Запада. Появились и политики коммунистического толка, и партии этого направления. И тут возникла идея, в первую очередь, для США: каким образом ограничить влияние Советского Союза на страны Запада и создать условия для того, чтобы можно было свои идеи более надежно продвигать. И вот тогда возник план Маршалла. Хочу заострить внимание на том, что оказание кредитной помощи развитию западных государств было основано на том, что ты получишь кредит только в том случае, если из твоего правительства, из твоих государственных структур будут удалены все люди, которые разделяют какие-то коммунистические взгляды», — отметил эксперт.
Владимир Романенко также рассказал и о том, что учения стран Запада в Балтийском море уже проявили себя в самом агрессивном плане.
«В ходе учений НАТО сейчас были использованы и опробованы средства РЭБ на Балтийском направлении, и практически на несколько часов было парализована вся деятельность руководящего состава Балтийского региона, что вызвало у них практически панику», — сказал он.
«Общая картина, которая создается сейчас в 75-й годовщину альянса, создает угрозу развития наших отношений с Западом, которые и так практически сведены к нулю», — добавил он.
Профессор кафедры международных отношений и внешней политики МГИМО МИД России Иван Сафранчук в ходе круглого стола подчеркнул, что вопрос «зачем существует НАТО?», поднимался еще при создании альянса. Ответом на этот вопрос стала формула: the United States in, the Soviet Union out, Germany down, т.е. Америка «хозяйничает» в Европе, СССР за «железным занавесом», а Германия остается «под плинтусом» без права голоса. Во времена холодной войны предпринимались попытки уйти от этой формулы. После окончания холодной войны в Европе активизировались разговоры о том, что СССР не должен быть за «железным занавесом», а роль Германии не должна быть второстепенной — ей тоже нужно дать право голоса. Отойти от изначальной формулы не получилось. Все попытки европейских стран уйти от американского диктата после холодной войны приходили к тому, что нужно либо брать на себя больше расходов и снижать роль Америки, либо оставить лидирующую роль США в расходах.
Эксперт также рассказал и о попытках НАТО выйти за пределы зоны своей географической ответственности.
«Сейчас США в АТР и в Евразии делают уже ставку не на глобализацию НАТО, а на создание в этих регионах двусторонних и многосторонних партнерств, которые, можно условно называть новыми НАТО. Мне кажется, что эта «история» во многом уже прошла. Действительно, есть соглашения между НАТО и странами за пределами европейской географической зоны. Однако в Вашингтоне делают ставку на другие механизмы», — сказал Иван Сафранчук.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs