“Мягкая сила” – как нежно это звучит, но что это означает на практике? Ответить на вопрос нам поможет история.
Открываем страницу “Большой российской энциклопедии” и узнаём, что словосочетание “мягкая сила” возникло впервые в 1990 г в осеннем номере журнала Foreign Policy - автором был Дж. Наем. Однако хрестоматийной работой по «мягкой силе» принято считат труд «Мягкая сила: путь успеха в мировой политике» («Soft Power: The Means to Success in World Politics»), опубликованный Наем в 2004 г. Он изложил два механизма реализации стратегии «мягкой силы»: прямой и непрямой. Прямой механизм подразумевает непосредственное влияние на элиты зарубежных стран, непрямой – влияние на широкие слои общественности.
Инструментами такого взаимодействия, как правило, являются: публичная дипломатия, радио- и телевещание, программы обменов, привлечение иностранных студентов, ликвидация последствий стихийных бедствий, сотрудничество между вооружёнными силами. То есть средством реализации “мягкой силы” является любая миролюбивая совместная деятельность государств, направленная на улучшение своих стран и популяризацию собственной культуры на чужой территории.
Стоит отметить, что термин “мягкая сила” не сразу после осенней публикации Наема вошёл в повседневную жизнь. В России в 2000–2007 гг. концепция “мягкой силы” России ещё не была артикулирована ни политическим руководством страны, ни научным сообществом. Но вскоре появились первые российские институты "мягкой силы". Такими можно назвать: фонд “Русский мир” и “Институт демократии и сотрудничества” , фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, некоммерческое партнёрство “Российский совет по международным делам”. Их деятельность направлена на улучшение дипломатических связей с иными государсвами через культуру, науку, образование. Для этого фонды реализовывают программы по обмену студентами, стажировкам, организации фестивалей, научных симпозиумов, литературных конференций и музыкальных конкурсов.
На высшем политическом уровне понятие “мягкой силы” стало использоваться после того как министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью, опубликованном в «Российской газете» 30 октября 2008 г., заявил, что «в современных условиях всё бо́льшую роль приобретает так называемая "мягкая сила" – способность воздействовать на окружающий мир с помощью своей цивилизационной, гуманитарно-культурной, внешнеполитической и иной привлекательности».
Как сейчас реализовывается “мягкая сила”?
Международный конкурс им П.И. Чайковского и Всероссийский конкурс молодых композиторов “Партитура” – инструменты “мягкой силы”. В этих музыкальных соревнованиях могут принять участие исполнители из самых разных уголков мира. Одна сцена, но много народов, национальностей. Участники знакомятся с чужими культурами и, делясь впечатлениями о мероприятии, популяризируют их в своих странах. Такая же цель преследуется “Всемирным фестивалем молодёжи”. В этом году в нём приняли участие 20 000 российских и иностранных молодых специалистов в сфере бизнеса, медиа, международного сотрудничества, культуры, науки, образования, волонтёрства и благотворительности, спорта, различных сфер общественной жизни, а также подростков, представляющих различные детские организации и объединения. Как заявляют организаторы мероприятия: “Фестиваль – это начало новой дружбы и взаимного обогащения культурами и традициями разных народов”. Или же “Игры будущего” – первый международной мультиспортивный турнир в концепции фиджитал. Совсем недавно в Казани состоялся финальный этап состязаний. В нём приняли участие молодые люди из 107 стран мира: Бразилии, Австрии, Армении, Таиланда, России, Боливии, Чехии, Эфиопии. Такое смешение народов языков не может не привести к укреплению многополярного мира, налаживанию дипломатических отношений между странами.
Надо заметить, что не только участие в совместных мероприятия, но и язык являются средствами “мягкой силы”. “ Владение русским языком на высоком уровне — это одно из конкурентных преимуществ на рынке, как для молодых кадров, так и для организаций. Это основа для взаимопонимания и межкультурных коммуникаций” – комментирует участница пресс-конференции "Потенциал гуманитарного сотрудничества: инструменты мягкой силы в условиях построения многополярного мира", ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Наталья Трухановская. Она же привела пример с узбеко-китайского образовательного форума. Официальными языками мероприятия стали китайский и русский, так организаторами было удобнее.
“Мягкая сила” – понятие, объединяющие различные способы, сплачивающие государства через культуру, образование и науку. “Мягкая сила” выгодна абсолютно каждой стране, ведь является наиболее сильным инструментом влияния на общество, она же определяет внешнюю политику государства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs