Одному из самых знаменитых Университетов мира - Санкт-Петербургскому – в 2024 году исполняется 300 лет. За эти годы его преподаватели и выпускники, среди которых великие ученые, политики и даже артисты, принесли заслуженную славу России. Уже давно диплом СПбГУ стал знаком высочайшего качества, которым могут похвастаться немногие вузы мира. О том, как складывается взаимодействие Университета с партнерами из других стран, какие программы и в каких странах сегодня реализуются и планируются «Международной жизни» рассказал проректор по международной деятельности СПбГУ Сергей Андрюшин.
Сергей Владимирович, за последние годы, особенно с начала специальной военной операции, наша страна, да и весь мир, сильно изменились. Это не могло не затронуть Университет. Какие сейчас направления международной деятельности находятся в приоритете?
- Можно выстроить целый ряд приоритетов. Сегодня на первом месте страны СНГ, ближнего зарубежья в целом. За последние годы мы довольно серьезно увеличили долю стран-партнеров в нашей международной деятельности. Раньше был фокус на европейских государствах. Это было обусловлено самой историей нашего Университета – Петр Первый «прорубал окно в Европу», и одним из важнейших результатов его царствования стало основание Санкт-Петербурга и нашего Университета, который даже назывался когда-то Петровским.
Сегодня мы уделяем основное наше внимание в первую очередь СНГ. На постсоветском пространстве до сих пор сильны позиции русского языка, что дает колоссальные возможности для развития академического сотрудничества. Это дает в том числе возможность приема и обучения в Университете иностранных студентов, которые говорят на русском и имеют схожий с нами культурный код. Это также научное сотрудничество с университетами-партнерами, где есть наследие Советского Союза. Можно даже отметить, что системы образования в России и на постсоветском пространстве в последние десятилетия развивались в единой логике.
Укрепляется сотрудничество со странами Ближнего Востока – Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Оман. Мы существенно усилили свои позиции в КНР, развиваем сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Мьянмой, Индонезией. Таких примеров нашей международной деятельности можно приводить много.
Отдельное направление – Африка. Мы готовились к российско-африканскому форуму, который проходил в июле 2023 года и заблаговременно начали проводить большую работу с африканскими партнерами, чтобы содействовать максимальной эффективности этого важнейшего мероприятия.
Еще более активно занялись продвижением русского языка. Сегодня в СПбГУ проходят обучение около 1500 человек из Зимбабве, ЮАР, Кении, Алжира, Нигерии и Танзании. Более 27000 человек из 50 африканских государств являются слушателями онлайн-курсов СПбГУ. Мы проводим международную олимпиаду для школьников. Если в 2022 году у нас было 305 участников, то в 2023 году уже 675 человек. Свыше 2000 человек участвуют в курсах русского языка для начинающих из Гамбии, Зимбабве, Египте, ЮАР и других стран. Тут мы усилили наши позиции.
- А Южная Америка?
- У нас там давние контакты, отношения складывались десятилетиями. В свое время совместно с банком Сантандер мы реализовывали несколько программ поддержки академической мобильности в странах Латинской Америки. К сожалению, в связи с изменившейся международной обстановкой некоторые коллеги прекратили сотрудничество, но контакты с Бразилией, Аргентиной, Кубой, Мексикой и другими странами региона сохранились и продолжают развиваться. Наш университет будет второй раз участвовать в большом образовательном форуме латиноамериканских университетов на Кубе. Мы планируем открыть там представительство Санкт-Петербургского госуниверситета. Таких представительств сейчас у нас восемь. Они открыты в Китае, в Республике Корея, Испании, Италии и других странах. Несмотря на санкции и давление на вузы в Европе, наше представительство в Барселоне продолжает функционировать. Оно открыто на базе НКО «Русский дом». Только в 2023 году там было проведено более 60 мероприятий. Довольно активно работает представительство в Италии.
В марте откроем представительство в Иране при Тегеранском университете; в Молдавии - на базе Славянского университета, но в Молдавии, к сожалению, дистанционно. Открываем два совместных центра современных образовательных технологий в Белоруссии: в Могилеве на базе Белорусско-Российского университета и в Минске на базе Международного университета «МИТСО». В прошлом году мы открыли такой же совместный центр на базе Киргизско-Российского славянского университета в Бишкеке.
Уже действующие центры также продолжают активно работать. Мы работаем в Греции (Салоники), Узбекистане (город Навои). В Ташкенте открыт наш филиал, там в 2023 году провели первый набор.
В прошлом году мы запустили три крупных инфраструктурных проекта, чем очень гордимся. В 2022 году был запущен первый российско-китайский кампус в Харбине. Тут реализуются 3 образовательных программы: в области химии, физики, математики.
Дело в том, что СПбГУ и МГУ в соответствии с ФЗ-259 имеют право учреждать образовательные организации за рубежом, а не просто открывать филиалы. И мы имеем право выдавать документы об образовании. В 2023 году вместе с партнером Modern group в Египте (Каир) был учрежден университет под названием «Санкт-Петербургский государственный университет в Каире». У нашего партнера есть опыт реализации образовательных программ – университет, свои школы, детские сады. Это оптимальный вариант.
- Это филиал?
- Нет, именно самостоятельный университет. Законодатель предусмотрел для нас такой особый статус. Мы имеем право с партнером учредить образовательную организацию. В данном случае произошел успешный симбиоз. Инвестор помогает построить кампус и управляет им, а университет учит. Наша задача – обеспечить образовательный процесс, с нашими преподавателями и по нашим стандартам. Инвестор покрывает все расходы, связанные с командировками, проживанием, питанием, зарплатупреподавателей, а вуз получает «роялти» за свои образовательные программы. Эта успешная экономическая модель была реализована в Египте.
- Планируются ли еще подобные проекты?
- Мы рассматриваем в этом году три возможных направления: Индия, Казахстан и Азербайджан, где мы могли бы реализовать проект филиала или совместного университета. Выступаем не просто за филиалы, а за партнерство либо с вузами-резидентами страны, где планируем работать, либо с инвесторами. Это более эффективно, обмен опытом, экономия ресурсов, более успешное продвижение образовательных программ. В этом случае не нужно вникать в законодательство той страны, самим взаимодействовать с местными органами власти и брать на себя издержки. Когда речь о стратегических партнерах РФ, мы должны готовить высококвалифицированные кадры для развития двухсторонних отношений.
- Какие направления и факультеты наиболее интересны для иностранных студентов?
- Это почти вся палитра «классического» вуза. Многие идут на философию, журналистику, русский язык, филологию, юриспруденцию, экономику, международные отношения. Большой поток поступающих на медицинские специальности. Такое образование востребовано на Ближнем Востоке, в Индии. Получив его, будущий выпускник понимает, что всегда найдет высокооплачиваемую работу. Медицинский диплом СПбГУ признается в ряде государств – Иран, Шри-Ланка и других. Кстати, российских университетов, дипломы которых признает Иран всего не более пяти. И наш вуз традиционно входит в этот перечень.
- По поводу наукометрии. После начала СВО наша наука оказалась в сложном положении. Это связано с публикациями в зарубежных журналах. Какова ситуация сейчас и какие перспективы у молодых ученых для мирового признания?
- После начала СВО действительно ведущие рейтинговые агентства из Западного полушария прекратили сотрудничество с российскими вузами. Напомню, с 2011 года проводилась большая работа по трансформации отечественных университетов. Например, проект «5-100», запущенный на тот момент Министерством науки и высшего образования, по финансированию российских вузов на международном уровне. СПбГУ и МГУ финансировались отдельно в рамках собственных программ развития. Была амбициозная задача, чтобы пять наших вузов вошли в ТОП-100 ведущих международных рейтингов. Это позволило за счет финансовой поддержки и по сформулированным критериям многим вузам из регионов занять более высокие позиции, продвинуться в международных рейтингах. Сейчас российских ученых тоже публикуют, но в западных журналах иногда просят не указывать аффилиацию с российской организацией.
Качество российского образования до сих пор ценят во всем мире. Многие помнят его со времен СССР. Благодаря повышению международной конкурентоспособности российских вузов многим университетам удалось нарастить число публикаций в зарубежных журналах, которые индексируются в международных базах данных. Наш международный рейтинг заморожен, но публикации продолжаются. Есть журналы в Китае, Индии, на Ближнем Востоке, где публикуют наших ученых. Мы также продвинули собственные университетские журналы, и многие иностранные ученые публикуются у нас. К слову, ученые СПбГУ публикуют более 17000 статьей ежегодно.
Я бы сказал, что введенные различными агентствами и отдельными журналами под давлением своих органов власти ограничения не носят тотальный характер. Они стараются поддерживать контакты с российскими учеными. Наука глобальна и взаимосвязана. Ее невозможно «поделить» по национальностям и нельзя просто «выпилить» такую страну, как Россия, с нашим огромным потенциалом. Иначе сами проиграют. Наша страна – лидер в области фундаментальных исследований. В Европе и США развита коммерциализация научных исследований, они в этом успешны за счет своей экономической модели, но без фундаментальной науки невозможно развивать свои технологии. А такого уровня исследования есть только в России. Поэтому для США, европейских стран подобная приостановка сотрудничества стала критичной. Наших ученых продолжают приглашать на конференции, некоторые организации пытаются выйти на контакт с представителями российской науки.
- Возможно, ими движет страх или предубеждения? Многие из партнеров признаются, что вынуждены приостановить сотрудничество из-за мощного политического давления.
- Если мы говорим про западные страны, неформальные контакты ученых продолжаются. Есть и западные ученые, которые поддерживают нашу страну. Более сильны русофобские настроения в Прибалтике, странах Восточной Европы, где они подпитываются действиями местных политических элит.
- Вы говорили о важности СНГ. Если о цифрах, какова доля студентов из СНГ, которые обучаются в вашем университете?
- Это одна из самых больших групп студентов – порядка 40% всех иностранцев. А всего в университете обучается более 5000 иностранных граждан. При том что к нам поступают из более чем 100 стран мира. На протяжении последних 6 лет мы остаемся самым популярным вузом России по рейтингу Россотрудничества. И видим постоянный рост студентов из СНГ. В 2023 году из более 2000 абитуриентов свыше 700 приехали из бывших советских республик. Нас связывает общая история, схожие система образования и культурный код. Если говорить про популярность университета, то после начала СВО мы стали даже более популярны. Если в 2021 году было подано около 11000 заявлений от иностранных студентов, то в 2023 году – 21 000.
Престиж российского образования не падает нисколько. Наоборот, растет, благодаря тому, что наша страна проявила свою силу, способность защищать свои интересы. И это не просто слова, а признание качества нашего образования, что позволяет нам использовать свой потенциал в полной мере. Например, старт нашего проекта в Египте совпал по времени с началом СВО. Несмотря на давление Запада, наш партнер продолжил работу и был заинтересован в открытии университета в Каире. Мы создали большой образовательный ближневосточный хаб. В прошлом году приняли туда 400 человек, в следующем году будет порядка 2500. Это не только граждане Египта, но и Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Омана, всей Африки. Мы планируем весь этот макрорегион «запитывать» в наш университет.
- Это принцип «мягкой силы». А поддерживаете ли вы связь с уехавшими иностранными студентами? Способствуют ли они продвижению интересов России в своих странах?
- Наши иностранные выпускники, конечно, транслируют все самое лучшее, что получили в России, в своих странах, где зачастую занимают высокие руководящие должности. Они востребованы и в хорошем смысле являются проводниками российских ценностей и культуры. Это один из важнейших элементов так называемой «мягкой силы». У нас есть управление по работе с выпускниками, созданы клубы для общения, которые возглавляют наши бывшие студенты. Активно ведем общение в соцсетях. У нас порядка 65 тысяч выпускников в разных странах мира, с которыми мы поддерживаем контакт. Приглашаем их читать лекции, участвовать в различных конференциях, предлагаем работать в рамках менторской программы, государственных экзаменационных и аттестационных комиссиях. Часто наши выпускники помогают студентам определиться со своей карьерной судьбой. Это довольно эффективный механизм, в том числе в работе с иностранными компаниями.
- Я знаю, что в университете и давно существуют российско-китайский, российско-вьетнамский, российско-корейский и другие проекты и центры. Недавно создан центр G.O.R.K.I. СПбГУ - Геополитическая обсерватория по ключевым проблемам развития России во главе с экс-министром иностранных дел Австрии Карин Кнайсль. Каковы его задачи? Какие проблемы он может решить?
- Центр появился в 2023 году. Карин Кнайсль приняла приглашение нашего ректора. Она была заинтересована в том, чтобы работать над ключевыми проблемами развития России – энергетика, экономика, миграционная сфера. И занимается этими и другими исследованиями, возглавляя G.O.R.K.I. СПбГУ. Как бывший министр иностранных дел Австрии госпожа Кнайсль имеет огромный опыт работы. В свою бытность на этой должности она много времени уделяла вопросам сотрудничества с Россией, а сейчас ресурс университета и практические навыки госпожи Кнайсль помогают ей в работе. На базе центра проводятся дискуссионные встречи, конференции, круглые столы. Карин Кнайсль много работает со студентами и аспирантами, проводит симуляционные игры, выстраивает модели различных переговоров. Это уникальный центр. Его поддерживают наши крупные компании, которые заинтересованы в аналитических материалах и качественном прогнозировании. Сейчас формируется Наблюдательный совет центра, куда планируют войти представители министерств экономики, энергетики, поскольку им нужна эта экспертиза. Они могут использовать центр для подготовки важных стратегических решений.
- А иностранные студенты участвуют в его работе?
- Конечно. Мы не делим студентов на иностранных и российских и поддерживаем различные студенческие инициативы, которые помогают зарубежным студентам лучше интегрироваться в нашу среду.
- Продолжается ли студенческий обмен?
- Безусловно. Мы лишь несколько изменили географию этой деятельности. Исторически многие российские вузы центральной части нашей страны были ориентированы в большей степени на Европу. И основная масса студентов ездила туда. Сейчас мы уделяем больше внимания странам СНГ, странам Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки. Это залог успешного образовательного развития нашей страны. К тому же мы прививаем молодежи ценности межнационального мира и сотрудничества с Россией, формируем правильные ориентиры и приоритеты. От них будет зависеть, как в дальнейшем сложатся наши межгосударственные отношения.
- Работа со студентами – работа на перспективу. Но можно ли с помощью образовательных, спортивных, культурных программы перевоспитать хотя бы часть молодежи Европы, уже зараженную разлагающейся западной псевдолиберальной идеологией?
- А нам это и не нужно. Нам нужно не столько перевоспитать, сколько показать, что у Европы и Запада в целом нет монополии на ценности. Мир огромен. Есть множество стран, помимо Европы, где ценят нашу культуру, образование и язык. Мы убеждаемся в этом из года в год. Если же европейцы заинтересованы, мы всегда открыты к сотрудничеству, но на условиях взаимного уважения и выгоды. Обычные европейцы, в отличие от политических элит, хотят возобновить контакты и понимают, что конфликт на Украине возник не просто так. Простые люди понимают, что на конфликт повлияли геополитические интересны отдельных стран Запада.
Российские мероприятия в Италии и Испании посещают сотни и тысячи людей. Они приходят на концерты, слушают лекции Татьяны Черниговской, приходят на лекции по российской литературе и культуре. Это говорит о том, что «оголтелая» пропаганда и негатив идут лишь со стороны западных элит, но не простых людей.
- Важный вопрос – антиколониальная повестка и многополярный мир. Как Вы считаете, СПБГУ, другие вузы, какова их роль в выстраивании и усилении этого направления?
- Советский Союз сыграл огромную роль в освобождении колониальных стран из-под гнета метрополий, но колониальные тенденции никуда не делись. Маски сняты на фоне конфликта на Украине, и это понимают многие в Азии, Африке, Южной Америке. Они увидели, что скрывалось за мнимой политкорректностью, которую якобы продвигали США и Европа.
Мы проводим научные, образовательные мероприятия, в том числе в рамках междисциплинарных исследований. Тема борьбы с неоколониализмом, создания многополярного мира постоянно поднимается на экспертном уровне. Наши зарубежные коллеги и партнеры, особенно из стран глобального Юга, тоже заинтересованы в изучении этой проблематики, трансляции вовне и активно нас поддерживают в таких проектах. Думаю, со временем наша экспертная деятельность по антиколониальной повестке будет только расширяться.
- Спасибо, Сергей Владимирович. Думаю, авторитет Санкт-Петербургского государственного университет столь велик, что международных проектов со временем станет больше, а поток желающих учиться здесь будет только расти. А я желаю вам самых лучших студентов со всего мира, но, прежде всего, из самых отдаленных уголков России.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs