ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Снова Трамп и Байден: матч-реванш или дежавю?

12:11 11.03.2024 • Андрей Кадомцев, политолог

Дональд Трамп остался единственным кандидатом на пост президента США от Республиканской партии, после того, как его соперница Никки Хейли заявила о снятии своей кандидатуры. Новая «дуэль» Трампа и Байдена за Белый дом становится практически неизбежной. Каковы расклады на сегодняшний день?

5 марта в США прошел так называемый «супервторник» — день, когда первичные внутрипартийные выборы у демократов и республиканцев проходят сразу во многих штатах. По итогам голосования кандидаты получают до тридцати процентов голосов делегатов партийных съездов. Трамп победил в 14 из 15 штатов даже при том, что решил игнорировать дебаты с другими кандидатами, а также заметно сократил число предвыборных поездок по округам. Потерпев разгромное поражение, единственная остававшаяся соперница Трампа, экс-губернатор Южной Каролины Никки Хейли, заявила о «приостановке» (suspend) своей избирательной кампании.

К настоящему времени, Трамп заручился поддержкой более чем тысячи делегатов, при том, что для получения президентской номинации требуется 1215 голосов. Наблюдатели ожидают, что по итогам голосований 12 марта он получит и недостающие голоса. Национальный съезд Республиканской партии пройдет в июле в Милуоки, штат Висконсин. Вместе с тем, относительный успех Хейли позволяет ей, в теории, либо апеллировать непосредственно к делегатам партийного съезда - такая практика была широко распространена до Первой мировой войны, либо попытать счастье в качестве независимого кандидата, который, будучи способен оттянуть часть голосов у основных претендентов, получает определенные перспективы для политического торга. Наконец, поскольку возможность выбытия Трампа из гонки нельзя исключать категорически, Хейли остается гипотетическим «запасным кандидатом». Который, к слову, по нынешним опросам, способен вроде бы даже опередить Байдена с заметно большим перевесом, нежели Трамп.

Наконец, следует учитывать, что часть избирателей, голосовавших на праймериз республиканцев, продемонстрировали отторжение кандидатуры Трампа. В Вирджинии и Северной Каролине Трамп не имел безоговорочного успеха в округах, где проживает значительное число молодых избирателей, а также людей с высшим образованием. В обоих штатах опросы на выходе с участков для голосования на праймериз показали, что десятки процентов избирателей не готовы поддержать Трампа в случае, если тот будет осужден хотя бы по одному уголовному делу. А немногочисленные публичные оппоненты Трампа в Республиканской партии, включая Хейли, считают, что ему еще предстоит убедить умеренных республиканцев, а также независимых избирателей в целесообразности поддержки его кандидатуры.

Первичные выборы Демократической партии носят более предсказуемый характер. При всех недостатках кандидатуры Джо Байдена, о которых будет сказано ниже, демократы вынуждены консолидироваться вокруг фигуры действующего президента, ввиду почти инфернальной угрозы, в качестве которой они рассматривают перспективу возвращения Трампа в Белый дом. В результате, Байден победил на праймериз во всех штатах, за исключением заморской территории США в Тихом океане - Американского Самоа, где разделил голоса делегатов съезда с малоизвестным бизнесменом.

При всем том, весьма тревожным сигналом для кандидата Демпартии стал высокий процент избирателей, которые предпочли не голосовать ни за одного из предложенных кандидатов. В Мичигане эта группа перевалила за 12 процентов от общего числа голосовавших на первичных выборах. В основном, эти люди винят главу Белого дома в безоглядной поддержке войны Израиля в Газе. В ходе «супервторника», число «неопределившихся» демократов в Миннесоте составило без малого одну пятую от всех голосов. В Северной Каролине, одном из шести колеблющихся штатов, которые, скорее всего, и определят исход президентской гонки, де-факто проголосовали «против всех» более десяти процентов избирателей-демократов.

Одной из главных причин высокого уровня недоверия к Байдену является его преклонный возраст. К слову, этот аспект вызывает беспокойство избирателей применительно к обоим наиболее вероятным претендентам на пост президента. Однако в случае Байдена, снижение когнитивных функций представляется многим сторонним наблюдателям более очевидным. Нелепости в его поведении и оговорки бросались в глаза уже два года назад; теперь о возрастных проблемах главы Белого дома вспоминают гораздо чаще. Серьезно подорвал имидж действующего президента и напоминавший бегство поспешный вывод войск из Афганистана. В результате, рейтинг одобрения Байдена находится на одном из самых низких уровней среди всех современных президентов на нынешнем этапе его полномочий.

 

Самым грозным препятствием на пути Трампа к Белому дому остаются юридические дела. Два наиболее серьезных расследования идут на федеральном уровне. Комиссия Конгресса изучает роль Трампа в волнениях 6 января 2021 года в Вашингтоне. А ФБР ведет следствие по делу о нарушении правил обращения с секретными государственными документами. В штате Джорджия расследуют дело по поводу возможных попыток Трампа повлиять на официальных лиц с целью изменить результаты голосования на президентских выборах 2020 года. Наконец, в Нью-Йорке Трампа обвиняют в «подлоге или фальсификации финансовых документов»: по версии прокуратуры, в ходе кампании 2016 года Трамп незаконно возместил своему адвокату расходы на выплату денег порноактрисе - за молчание о связи с кандидатом в президенты от республиканцев.

С точки зрения предвыборной гонки, самым важным остается вопрос о сроках рассмотрения соответствующих дел в судах. Сам факт уголовного расследования не является основанием для дисквалификации участника президентской гонки. Выдвигаться можно даже при наличии судимости. Однако многие избиратели не готовы проголосовать за осужденного по уголовной статье. Да и вести кампанию, находясь в тюрьме, было бы весьма трудно. Не удивительно, что адвокаты Трампа пытаются затянуть начало процессов. Их главный аргумент состоит в наличии у экс-президента «абсолютного иммунитета» на все действия, совершенные в период работы в Белом доме. Дело уже дошло до Верховного суда, который назначил слушания по вопросу иммунитета бывшего главы государства от судебного преследования на 25 апреля.

Зато столь мощная атака судебной системы позволяет Трампу еще яростнее атаковать мейнстрим в ходе предвыборной кампании. Кроме того, он настаивает, что в предыдущие четыре года в Белом доме истеблишмент и «глубинное государство» помешали ему «вернуть величие» Америке. Тем не менее, он по-прежнему точно знает, как сделать свою страну «снова великой». Кроме того, опираясь на опыт своей предыдущей легислатуры, заранее прорабатывает политическую стратегию на случай переизбрания, а также подбирает под нее кадры. Другие слагаемые предвыборной риторики Трампа мало изменились со времен кампаний 2016 и 2020 годов. Наиболее вероятный кандидат от республиканцев по-прежнему призывает своих сторонников не доверять элитам, демонстративно пренебрегает нормами политкорректности, культивирует образ врага. По словам Трампа, он «знает» рецепт решения любых государственных проблем, причем простой и понятный каждому здравомыслящему американцу.

Байден, в свою очередь, не только продолжает линию успешной для себя кампании 2020 года, стараясь напугать нацию перспективой возвращения в Белый дом несистемного претендента, но и пытается перехватить часть трамповского нарратива, и также апеллировать к инстинктам американцев. Хотя и в подчеркнуто рациональной манере. Так, по итогам «супервторника», действующий президент вновь заявил, что повторное избрание Дональда Трампа на президентский пост означало бы возвращение к «хаосу, разделению и тьме». Но уже в ходе выступления 8 марта в Конгрессе с ежегодным обращением к нации, глава Белого дома постарался предстать энергичным и компетентным лидером, готовым руководить страной еще четыре года, и уделяющим львиную долю внимания внутриполитическим проблемам.

С одной стороны, ни разу не назвав Трампа по имени, Байден вновь постарался убедить избирателей, что «древние» идеи, которые продвигают его оппоненты, способны лишь отбросить Соединенные Штаты в прошлое. С другой, кандидат от демократов представил трудновыполнимую программу социальных инициатив, адресованных самым широким слоям американского населения. Главным приоритетом Обращения о положении нации стали вопросы медицины: снижения цен на лекарства, расширение доступности медицинских услуг, в том числе для женщин. Второй по значимости темой прозвучали вопросы социальной справедливости: снижение финансового бремени среднего класса, студентов, а также потребителей в целом, повышение налогов на бизнес и богачей, качество дошкольного образования. Общим лейтмотивом стала традиционная проблематика, волнующая «молчаливое большинство» американцев. При этом инициативы Байдена в области волнующих очень многих в США проблем миграции, выглядят для американцев формальными и половинчатыми.

Хотя вопросы внешней политики, включая «положенные» слова о «поддержке Украины», заняли лишь небольшую часть в выступлении Байдена, Трамп предпочел ответить, прежде всего, на них. Реагируя на речь соперника серией постов в собственной социально сети Truth Social, он, в частности, обвинил наиболее вероятного кандидата от демократов в «сдаче» Украины. Но при этом позже сказал Виктору Орбану, что не будет давать денег Украине в случае его избрания. Большинство внутриполитических тезисов программы Байдена Трамп назвал ложными. А также традиционно обвинил главу Белого дома в нежелании «решать проблему южной границы США» и поощрении бесконтрольной миграции.

Неожиданно «сильное» для многих выступление Байдена показывает, что настоящая борьба за пост президента Америки только начинается. Неопределенности нынешней кампании добавляет целый ряд факторов. Наиболее очевидные, как мы уже упомянули, возраст Байдена и судебные дела против Трампа. Оба соперника – что большая редкость, уже работали в Белом доме, и «отягощены» «грехами» предыдущих легислатур. Общим фоном американской политики является нарастающее недоверие к институтам, как и усугубляющаяся идеологическая поляризация. Два этих фактора способны, вероятно, сыграть в пользу Трампа. На этом фоне большая часть американских элит, скорее, удовлетворена существующим положением. А Байден выглядит в глазах истеблишмента «меньшим злом», нежели Трамп.

Сейчас рейтинг одобрения Байдена ниже, чем был у Трампа за полгода до выборов, которые тот проиграл. Однако, по данным американских социологов, многие избиратели принимают окончательное решение в последние 2-3 месяца перед днем голосования. И едва ли не главным критерием для них становится положение дел в экономике. С одной стороны, формально Байден может похвастаться снижением инфляции с 9 процентов до трех и низкой безработицей. С другой, почти 6 из 10 избирателей, опрошенных недавно CBS News, охарактеризовали экономику США при Байдене как плохую. Люди говорят о высокой инфляции и росте стоимости жизни, прежде всего, продуктов, жилья и товаров первой необходимости. Вместе с тем, очень значимую роль в оценке экономического положения в стране оказывает и отмеченная выше партийная поляризация электората.

В начале февраля, опрос, проведенный по заказу CNN, показал, что «прямо сейчас» 49 процентов уже зарегистрировавшихся избирателей поддержали бы Трампа, а 45 процентов - Байдена. Остальные 5 процентов предпочли бы «кого-то другого».[i] Причем до двух третей сторонников Байдена голосуют за него только потому, что не желают видеть Трампа в Белом доме. Что касается тех, кто поддерживает Трампа, то среди них 60 процентов голосуют именно за кандидата-республиканца, а не «против Байдена». Вместе с тем, как показывает и недавняя история, методология проведения опросов остается несовершенной. Осенью 2016 года большая часть опросов демонстрировала значительный перевес Клинтон над Трампом. Однако именно он, в конечном счете, занял кресло в Белом доме.

Избирателей не слишком вдохновляет перспектива новой схватки Байдена и Трампа. Недавний опрос The Associated Press-NORC Center for Public Affairs Research показал, что порядка 60 процентов респондентов одинаково невысоко оценивают физическую и умственную готовность к работе в Белом доме обоих наиболее вероятных претендентов.[ii] Любопытно, что восемь лет назад также примерно 60 процентов американцев не желали выбирать между Клинтон и Трампом, хотя и по другим причинам.[iii] Судя по всему, в грядущем ноябре Соединенным Штатам вновь предстоит голосование не столько «за», сколько «против». Америка откладывает решение своих фундаментальных проблем, по меньшей мере, на период после 2028 года. И всё глубже увязает в нескончаемых политических дрязгах и внешнеполитических авантюрах.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://edition.cnn.com/2024/02/01/politics/cnn-poll-trump-biden-election-2024/index.html

[ii] https://apnews.com/article/biden-state-of-union-mental-capacity-trump-reelection-66d8784586d21f30885d8153f949510c

[iii] https://rg.ru/2016/08/22/opros-pochti-60-amerikancev-ne-hotiat-vybirat-mezhdu-klinton-i-trampom.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати