ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Турция-НАТО: 72 года вместе

12:19 29.02.2024 • Мария Колесникова, кандидат политических наук, доцент МГЛУ

Февраль был отмечен 72-й годовщиной со дня вступления Турции в Североатлантический альянс. Как указывают исследователи[1], в официальной турецкой историографии в качестве значимой причины, подтолкнувшей Анкару к решению о присоединении к НАТО, принято апеллировать к советским требованиям о пересмотре условий Московского договора 1921 г., включив Карс и Ардаган в состав СССР, и попыткам Москвы добиться совместного с турками контроля над Черноморскими проливами. В то же время ряд турецких экспертов (ссылаясь в том числе на официальные заявления властей республики) придерживается мнения о том, что шаг Анкары навстречу западному блоку был определен не только советско-турецкими отношениями, но стал осознанным цивилизационным выбором, явившись следствием более глубоких процессов поиска Турцией своего места на международной арене в условиях раскола мира на два противостоящих идеологических и военно-политических лагеря.

Анкара по сей день демонстрирует готовность к активному участию в процессе трансформации НАТО после «холодной войны», выработке новых подходов к миссии и зоне ответственности альянса. Страна занимает стратегически значимое географическое положение, представляя интерес в контексте расстановки сил с целью регулирования вопросов региональной безопасности, энерготранспортных коридоров, а также контролирует проливы Босфор и Дарданеллы ­- важнейший морской маршрут с точки зрения военной логистики и мировой торговли.

Турция располагает вторыми по численности вооруженными силами в НАТО после США, а развернутая на территории республики авиабаза Инджирлик является ключевой точкой для западных вылетов на Ближний Восток, на ней размещено около 50 американских ядерных боеголовок[2]. Вместе с тем, стоит отметить, что данный военный объект не только служит важным элементом в системе сотрудничества Анкары с западными партнерами (в первую очередь, США) в сфере безопасности, но также вызывает непрекращающиеся дискуссии в турецком обществе, связанные в том числе с опасениями негативных последствий участия Турции в американских интервенциях в регионе. Вопрос об использовании базы за пределами обязательств по НАТО нередко становится предметом торга между Вашингтоном и Анкарой и используется турецким руководством в качестве своеобразного «козыря» в ответ на американское давление.

По сей день территория Турции продолжает оставаться местом сосредоточения крупных иностранных военных объектов: помимо авиабазы Инджирлик в Турции построено более 60 аэродромов, военно-морских баз, стартовых позиций ракет, складов спецназначения. Кроме того, Анкара активно участвует в проведении натовских военных учений. В числе актуальных примеров – прошедшие в августе 2023 г. Sage Wolverine («Мудрая росомаха»), которые по оценкам экспертов[3] стали самыми крупными за последние семь лет. В них приняли участие корабли многонациональной Морской группы НАТО 2 (SNMG2) вместе с крупнейшим в мире авианосцем USS Gerald R. Ford, турецкие истребители F-16 и американские F-18. По сообщениям СМИ[4], на борту этого американского авианосца был замечен глава турецкого производителя боевых беспилотных аппаратов, зять турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана Сельджук Байрактар, который презентовал американским военным процесс разработки первого турецкого беспилотного истребителя Bayraktar Kızıl Elma («Красное яблоко») и БПЛА Bayraktar TB3, способного взлетать с кораблей с короткой взлётно-посадочной полосой. В настоящее время турецкие военнослужащие наряду с представителями из Канады, Франции, Германии, Греции, Италии, Испании, Великобритании и США задействованы в учениях Dynamic Manta-24 в Средиземном море, которые продлятся до начала марта. Как сообщается, в ходе маневров страны Североатлантического альянса будут отрабатывать задачи, касающиеся противолодочной борьбы в координации с наземными и воздушными средствами[5].

В рамках стратегической цели Анкары по укреплению своего международного военного присутствия в последние годы наблюдается активная вовлеченность Турции в процесс милитаризации Украины, что, безусловно, также созвучно задачам ее партнеров по НАТО. Военное и военно-техническое сотрудничество между двумя странами поступательно развивалось и ранее, но с началом СВО приобрело особый размах. Ключевыми направлениями взаимодействия в данной сфере являются цифровые коммуникационные системы, беспилотные летательные аппараты, высокоточное оружие, радиолокационные системы, системы активной защиты бронетехники, двигателестроение, судостроение. При этом речь идет как о передаче готовой военной продукции, так и о ее совместном производстве (например, строительство завода по созданию турецких беспилотников Bayraktar, закладка корветов класса Ada «Гетман Иван Мазепа» и «Гетман Павел Скоропадский»). Несмотря на то, что де-юре двустороннее сотрудничество развивается автономно, де-факто, по мнению ряда экспертов, оно осуществляется не без политической (а возможно и финансовой) поддержки партнеров по НАТО.

Турецкие исследователи отмечают, что достижения Анкары в сфере развития оборонной промышленности отвечают интересам технологического совершенствования альянса. Турция может вносить вклад в натовскую стратегию сдерживания и делиться своим опытом борьбы с асимметричными угрозами. Это подтверждают и некоторые дипломаты. В частности, на днях посол США в Анкаре Дж. Флейк заявил, что «продолжающаяся трансформация оборонного сектора Турции является неотъемлемой составляющей цепочки оборонных поставок США и сил НАТО. Мы сотрудничаем с турецким ВПК в целях увеличения критически важных для нас запасов боеприпасов. Их необходимо пополнить после того, как мы оказали беспрецедентную помощь Украине»[6]. По его словам, американское министерство обороны разворачивает в Техасе три линии по производству боеприпасов, при этом производственные мощности закуплены у турецкой оборонной фирмы.

В то же время в западных экспертных кругах фигурирует мнение, что уникальное геостратегическое положение и огромная военно-техническая ресурсная база Турции, определяющие высокую значимость страны для Североатлантического блока, предоставляют Анкаре определенные рычаги влияния в ее отношениях с другими членами НАТО. В контексте отношений с локомотивом организации – США - по мнению американских аналитиков преференциальная позиция Турции в альянсе будет и далее влиять на готовность Вашингтона «мириться» с отдельными непредсказуемыми действиями своего союзника по НАТО и идти ему на уступки по ряду вопросов несмотря на то, что сохраняется значительный «багаж» разногласий по многим региональным сюжетам (Ливия, Ирак, Сирия, Восточное Средиземноморье, Нагорный Карабах и др.).

В целом, несмотря на внешне нестабильную амплитуду колебаний отношений Турции и НАТО, в идейном плане роль Североатлантического альянса в качестве институционального стержня политики безопасности Анкары сохраняется по сей день, что подкрепляется соответствующей военной и экономической инфраструктурой. Недаром в публикации МИД Турции в социальной сети Х (бывшая Twitter, заблокирована в РФ) по случаю 72-й годовщины вступления страны в Североатлантический альянс содержатся такие слова: «В духе солидарности, который является основой Альянса, продолжим поддерживать международный мир и стабильность и играть роль в формировании будущего НАТО»[7].

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] http://www.sov-europe.ru/2022-4/otnosheniya-turtsii-i-nato-v-otsenkakh-turetskikh-issledovatelej.html

[2] https://www.cnbc.com/2024/02/21/turkey-is-back-in-from-the-cold-with-nato-and-f-16-moves.html

[3] https://maritime-executive.com/article/uss-ford-demonstrates-strengths-in-nato-mediterranean-training-exercise

[4] https://eadaily.com/ru/news/2023/08/29/pochemu-zyat-erdogana-okazalsya-na-bortu-krupneyshego-avianosca-ssha

[5] https://ru.euronews.com/2024/02/26/short-med-nato-drills

[6] https://iarex.ru/news/123656.html

[7] https://www.aa.com.tr/ru/%D0%BC%D0%B8%D1%80/%D0%BC%D0%B8%D0%B4-%D1%82%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B8%D1%82-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%B2-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE/3141118

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати