ГЛАВНАЯ > История без купюр

Дом, в котором живет история России

19:43 08.02.2024 • Петр Журавлев, журналист-международник

Государственный исторический музей – крупнейший национальный музей России. Он был основан как Российский исторический музей по инициативе общественности. Датой основания считается 9 февраля 1872 года.

В 1872 году в Москве состоялась Политехническая выставка, приуроченная к двухсотлетнему юбилею со дня рождения Петра Великого. Один из отделов выставки носил название «Севастопольского» и был посвящен исследованиям древнего Херсонеса, событиям Крымской войны и героической обороне Севастополя при неравном соотношении сил. Организаторы этого отдела и подали идею о создании отдельного музея, посетители которого могли бы познакомиться с историей родной страны. Александру II предложение понравилось, и 9 февраля 1872 года он подписал соответствующее распоряжение. Будущий музей должен был носить имя великого князя Александра Александровича – наследника престола.

Севастопольский отдел Политехнической выставки возглавлял ученый-археолог Алексей Уваров, сын министра народного просвещения николаевской эпохи. Именно Уваров-младший, заручившись поддержкой коллег, и выступил за создание нового музея. Мнение историка поддержали коллеги: Уварова считали талантливым исследователем и невероятно эрудированным человеком. Большую известность ему принес труд «Исследования древностей южной России и берегов Черного моря», опубликованный в 1848 году на двух языках – русском и французском. Алексей Уваров руководил Московском археологическим обществом и регулярно принимал участие в раскопках на территории России. Другим деятелем науки, подхватившим идею Уварова, был Иван Забелин – тоже археолог, сферой интересов которого была история Москвы с момента ее основания. Он работал в Дворцовой конторе архивариусом и отвечал за ведение археологических раскопок скифских курганов близ Екатеринослава и около Керчи. Результаты исследований Забелин представил в обширном труде «Древности Геродотовой Скифии». Будущие основатели Исторического музея четко продумали его структуру еще до начала строительства: сколько будет залов, из чего формировать экспозицию, какие экспонаты станут наиболее ценными. Осталось самое важное – начать строительство.

По проекту архитекторов В. Шервуда и А. Семенова здание музея решено было строить напротив храма Василия Блаженного. Основатели настаивали на строительстве здания в русском стиле шестнадцатого столетия – чтобы музей идеально вписывался в остальной архитектурный ансамбль на Красной площади и уравновешивал собой уже существующие монументальные постройки. Оформляя фасады, архитектор ориентировался на декоративное убранство Храма Василия Блаженного, церкви Вознесения в Коломенском, возведенной в честь рождения будущего Ивана IV, а также на внешний вид царского дворца в Коломенском – любимой резиденции царя Алексея Михайловича. Финальный проект здания музея назывался кратко, но красноречиво – «Отечество».

Строительство музея растянулось с 1875 по 1883 годы. Сначала директором стал Алексей Уваров, а после его смерти – Иван Забелин. Здание возводили на века: геральдические скульптуры и флаги на шатрах и кровлях оснастили поворотными механизмами, чтобы те могли выдержать сильные порывы ветра. На шатрах самых высоких башен располагались двуглавые орлы – их изображения заимствовали с герба первых Романовых. Полы первого этажа музея украсили мозаиками, а ступени лестниц сделали из каррарского мрамора – одного из ценнейших сортов, который добывают в итальянских Альпах. В оформлении интерьеров исторического музея приняли участие практически все видные художники тех лет. Виктор Васнецов, например, написал фриз «Каменный век», а панораму Керченского пролива создал Иван Константинович Айвазовский. Выдающиеся мастера из поселка Палех Владимирской губернии уже в начале XX века оформляли росписью залы, связанные с правлением Ивана Грозного и Бориса Годунова. А вот залы второго этажа не удавалось оформить вплоть до падения Российской империи. Нередко художники пользовались ими как своими мастерскими. Так, в стенах Исторического музея трудились и создавали шедевры В.И. Суриков, И.Е. Репин и В.А. Серов.

Сейчас в собрании музея насчитывается 4,5 млн. предметов и 12 млн. листов документов. В собрании ГИМ представлены археологические находки, рукописи, древние иконы, оружие, научные приборы, ювелирные украшения, произведения искусства и многое другое. Коллекция изобразительного искусства насчитывает около 500 тысяч экспонатов, включает в себя портреты, пейзажи, акварели, рисунки, литографию…

Указом президента РФ от 18 декабря 1991 года Государственный исторический музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России. С 1990 года входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как часть ансамбля Красной площади.

По материалам порталов История .РФ и Calend.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати