ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Женское лицо японской дипломатии

11:12 18.01.2024 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

Начало 2024 года в Японии было омрачено серией землетрясений у полуострова Ното, наиболее разрушительное из которых, с большим числом погибших и сопровождавшееся цунами, произошло 1-го января. Толчки продолжаются спустя более двух недель. 2-го января в аэропорту Ханэда столкнулись самолёты с последующим возгоранием, среди членов их экипажей были погибшие, но пассажиров гражданского авиалайнера удалось эвакуировать. На столь печальном информационном фоне глава японского МИДа Ёко Камикава 5-го января отправилась в своё первое большое дипломатическое турне, в ходе которого она посетила ряд европейских стран, США, Канаду, Турцию. Посещение Киева и его окрестностей 7-го января, где были сделаны наиболее «громкие» заявления, не было анонсировано заранее. В условиях утраты Западом консенсуса относительно помощи правительству Владимира Зеленского министр пообещала во время совместного с Дмитрием Кулебой брифинга, который была проведен в подвальном помещении одного из киевских зданий, выделить 37 миллионов долларов в фонд НАТО, которые будут использованы на поставку ВСУ систем обнаружения беспилотников. Участники встречи обсудили и вопросы, связанные с проведением 19 февраля в Токио конференции по содействию экономической реконструкции Украины[1]. Судя по фото с места событий, леди из Японии держалась заметно увереннее, чем её украинские собеседники.

Вместе с тем, наиболее важная часть столь продолжительного турне связана с прибытием 12-го января Ёко Камикавы в американскую столицу. В качестве основной цели её встреч в Вашингтоне с госсекретарём Энтони Блинкеном, советником президента по нацбезопасности Джейком Салливаном, министром торговли Джиной Раймондо была заявлена подготовка визита в США премьера Фумио Кисиды. Приезд Кисиды предварительно запланирован на март. Примечательно, что пребывание Ёко Камикавы в Вашингтоне совпало с развязкой избирательной кампании по выборам президента и парламента Тайваня (13 декабря). Хотя победу в борьбе за пост президента одержал Лай Циндэ, сторонник ориентации на союз с США, Демократическая прогрессивная партия (ДПП), от которой он выдвигался, слабо выступила на выборах в парламент. Партия Гоминьдан, поддерживающая принцип «единого Китая», предложила весьма ярких кандидатов, сказалась и усталость населения от политики прогрессистов. Руководитель представительства ТАСС в Японии Василии Головнин в своём Telegram-канале выразил уверенность в том, что нынешний Парламент теперь сможет и будет мешать планам ДПП по сближению с Вашингтоном в чувствительных для Пекина сферах. Таким образом, 13 января оказалось не столь драматичным днём для безопасности в Восточной Азии, как того опасались в Вашингтоне и Токио. О серьёзности момента свидетельствовало, например, проведение 9 января влиятельным американским мозговым центром (Совет по международным отношениям) мероприятия с приглашением на него в качестве спикера заведующего международным отделом ЦК КПК Лю Цзянчао. Видный партийный деятель и опытнейший дипломат чётко напомнил, что для Китая тайваньский вопрос является «красной линией, которую не следует переходить»[2]. Для встречи с ним и в Госдепартаменте Энтони Блинкен нашел время в своём рабочем графике 12-го января. В ходе встреч Энтони Блинкена и с Лю Цзянчао, и с Ёко Камикавой обсуждалось «поддержание мира и стабильности в Тайваньском проливе», но, естественно, под «разными углами». В Госдепартаменте, правда, особо подчеркнули, что их шеф выразил Лю Цзянчао «озабоченность по поводу «нарушений прав человека» в Китае[3], но это давно выглядит как стандартная процедура, а в ходе беседы с Ёко Камикавой обсуждалось «использование потенциала сдерживания союза безопасности США и Японии в случае эскалации».

«Сейчас мир переживает переломный момент, и роль японо-американского альянса в решении проблем, стоящих перед Индо-Тихоокеанским регионом и миром в целом, - велика как никогда», пафосно заявила Ёко Камикава перед началом переговоров с госсекретарём, продолжавшихся около часа. Энтони Блинкен поддержал заявленную тональность, назвав альянс «поистине краеугольным камнем мира, безопасности и процветания в Индо-Тихоокеанском регионе»[4]. Стороны также договорились о продолжении поддержки Киева и сохранении санкционного давления на Россию. На встрече была затронуты и перспективы кооперации против Пхеньяна как на двухсторонней основе, так и с участием Сеула. Отойдя на тысячи километров от ИТР и Украины, стороны пообещали использовать дипломатические усилия по предотвращению распространения конфликта между Израилем и ХАМАС на весь ближневосточный регион. Что касается удара США и Великобритании по военным опорным пунктам хуситов в Йемене, Ёко Камикава заявила, что Япония поддерживает решимость США выполнить свои обязательства по обеспечению свободы судоходства[5]. Все это - из ожидаемого.

Из нестандартного - японский министр призвала и к более активному подключению женщин к решению задач, связанных с дипломатией, в частности, с урегулированием международных конфликтов. Интересно, что тематика гендерного равенства приобрела новую актуальность и для внутренней японской политики. Рейтинг Фумио Кисиды из-за коррупционных скандалов в возглавляемой им Либерально-демократической партии (ЛДП) и экономических неурядиц снизился до рекордно низкого уровня, когда «сохранять лицо», находясь в кресле премьер-министра, становится крайне затруднительно. Прогнозы по поводу его дальнейшего нахождения во главе партии и кабинета всё менее оптимистичны. Надежды Кисиды на лучшее, по всей видимости, связаны и с его предполагаемым визитом в США. В отставке премьер-министра на этапе подготовки такого важного мероприятия японский истеблишмент не заинтересован. Если до марта новых скандалов не случится, то в Вашингтоне Фумио Кисида сможет использовать свою «козырную карту» - имидж премьера, искушенного в делах внешней политики. Тем не менее, всё чаще в СМИ обсуждаются возможные кандидаты ему на смену. В этом списке присутствует и Ёко Камикава. Появление женщины во главе ЛДП и кабинета министров могло бы снизить общественное напряжение от коррупционных скандалов, Ёко Камикава, в отличие от большинства своих коллег по партии, до сих пор имеет «чистую репутацию» в японской политике. Поддерживают ее и в руководстве партии Комэйто, «младшего», но весьма влиятельного партнёра ЛДП по правящей коалиции. К слову, ранее на посту министра юстиции эта дама стала «главным вешателем» Японии, подписав, например, приведение в действие смертных приговоров в отношении 13 членов секты «Аум Синрикё». Правда, до последнего времени Ёко Камикава занимала в шорт-листе возможных преемников Фумио Кисиды шестую позицию[6].

При этом во время своего дипломатического турне, судя по оценкам в СМИ, она произвела на японский истеблишмент, да и на американские элиты впечатление политика, умеющего придерживаться твёрдой позиции с мужским хладнокровием. Брэд Глоссерман, авторитетный эксперт по Восточной Азии, ещё 27 декабря в колонке для одного из японских англоязычных изданий порекомендовал японцам внимательно присмотреться к её персоне. Так что Фумио Кисида скорее просчитался, предложив пост главы МИД представительнице «слабого пола», предположительно не способной ярко проявить себя в вопросах дипломатии в силу отсутствия связанного с этим опыта.

Впрочем, сейчас начинает выясняться, что Фумио Кисида решил сыграть в более сложную игру. Премьер уже пытается искать подходы и к Дональду Трампу, который имеет определенные, хотя и не однозначные, шансы получить номинацию от республиканцев на президентских выборах. «Наведением мостов» по его просьбе занимается Таро Асо, успевший в 2010-х годах побывать в креслах главы МИД Японии и премьер-министра и считающийся сегодня «серым кардиналом» ЛДП. Таро Асо был весьма близок к покойному Синдзо Абэ, у которого складывались в целом неплохие отношения с Дональдом Трампом. Таро Асо присутствовал при их общении и даже играл с тогдашним хозяином Белого Дома в гольф.

Таро Асо совершил поездку США в период 9-13 января с намерением получить аудиенцию у Дональда Трампа. Но это оказалось трудной задачей даже для «мастера закулисных дел», у него пока получилось пообщаться лишь с людьми из его окружения[7]. 15 января Таро Асо посетил резиденцию премьера, где, предположительно, поделился своими впечатлениями от общения с республиканцами. Фумио Кисида всё-таки явно надеется «дотянуть» на своем посту не только до марта, но и до президентских выборов в США. Ему важно хеджировать риски, связанные с будущим японо-американского альянса в случае смены власти в Вашингтоне, следуя японской традиции заблаговременного «окучивания корней». Вот такие зигзаги у японской дипломатии.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Глава МИД Японии прибыла на Украину с необъявленным визитом — РБК (rbc.ru)

[2] https://www.japantimes.co.jp/news/2024/01/13/japan/politics/yoko-kamikawa-antony-blinken

[3] https://www.reuters.com/world/blinken-raises-human-rights-issues-meeting-with-senior-chinese-official-2024-01-13/

[4] https://www.japantimes.co.jp/news/2024/01/13/japan/politics/yoko-kamikawa-antony-blinken/

[5] Kamikawa, Blinken Stress Role of Alliance in Washington Talks; Nations’ Top Diplomats Reaffirm Views on Taiwan Strait - The Japan News (yomiuri.co.jp)

[6] Kamikawa's star rising as potential candidate to replace Kishida - The Japan Times

[7] Поскольку исход выборов в США неясен, администрация Кисиды ищет контакт с командой Трампа - The Japan News (yomiuri.co.jp)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати