Как сообщают российские СМИ, министерство энергетики Великобритании заявило о намерении реализовать проекты по производству низкообогащенного уранового топлива высокой пробы, HALEU. Цели, заявленные госсекретарем по энергетической безопасности (Secretary of State for Energy Security and Net Zero) Великобритании Клэр Коутиньо, включают «снижение зависимости от российских поставок и вытеснение России с мировых рынков» атомной энергетики.[i] На фоне озабоченности проблемой глобального потепления, атомная энергетика действительно рассматривается во многих регионах мира как перспективная альтернатива углеводородному сырью. Однако планы «потеснить Россию» на этом рынке вызывают обоснованные сомнения.
Еще пару лет назад, отношение большинства стран мира к атомной энергетике было, в лучшем случае, «прохладным». Аварии и утечки серьезно подпортили репутацию ядерной энергетике. Серьезными проблемами атомной энергетики остаются высокие затраты на возведение станций и соблюдением сроков строительства. Прежде они мешали атомщикам конкурировать с природным газом и углем. Новым вызовом для атомной энергетики стало снижение стоимости энергии, вырабатываемой с помощью возобновляемых источников. В результате, доля АЭС в мировом производстве электроэнергии снизилась к концу 2023 года практически вдвое, по сравнению с 1980-ми – до 9,2 процента.[ii]
Вместе с тем, себестоимость генерации в атомной энергетике также снижается. А правительства, стремящиеся к достижению целей по борьбе с изменением климата, вновь стали проявлять внимание к АЭС. По мнению Международного энергетического агентства, необходимо удвоить атомную генерацию к 2050 году, если мир хочет достичь нулевого уровня выбросов. В январе 2022 года Европейский союз включил атомную энергетику в список направлений, которые можно финансировать из фондов, предназначенных для «зеленой» генерации. Скачок цен на ископаемое топливо в последние годы, вызванный попытками Запада «изолировать Россию», поставил энергетическую безопасность на первое место в политической повестке дня в большинстве стран мира. То, что казалось дорогим десять лет назад, теперь, на фоне роста цен, нехватки газа и переменчивой погоды, негативно влияющей на стабильность ВИЭ, таковым не выглядит. Необходимость значительных мощностей для хранения энергии, а также наличия резервных мощностей, повышает реальную себестоимость генерации из ВИЭ. На фоне процессов деглобализации энергетическая политика должна учитывать факторы, выходящие за рамки сугубо экономических показателей.
Ядерная энергетика - это углеродно-нейтральная альтернатива другим источникам энергии, не зависящим от погодных условий, таким как уголь и газ. Для АЭС требуются значительно меньшие участки земли, по сравнению с ветряными или солнечными электростанциями. Необходимость ограничения выбросов парниковых газов, а также озабоченность вопросами стабильных поставок энергии, подтолкнула противников АЭС, настороженно относящихся к проблеме токсичных отходов атомной энергетики, пересмотреть свою позицию. В Германии, население которой еще недавно было настроено к атомной энергетике крайне негативно, весной 2022 года почти две трети респондентов, опрошенных ресурсом Civey по заказу НКО Nuklearia e.V., высказывались за продление срока службы продолжавших функционировать на тот момент атомных станций. И правительство Шольца, в которое входят «зеленые», продлило их работу до весны прошлого года.
По словам упомянутой британского министра, Британия намерена стать «первой страной в Европе за пределами России, которая будет производить современное ядерное топливо». На данный момент топливо типа HALEU выпускают лишь Россия и США, при этом американское производство незначительно, что не позволяет отправлять продукцию на экспорт. Произвести первую партию планируется «в начале 2030-х». К 2050-му году англичане рассчитывают довести производство энергии на АЭС до 24 гигаватт – «обеспечив, тем самым, четверть электроснабжения страны».
В Соединенных Штатах на сегодняшний день, атомные станции обеспечивают без малого пятую часть производства электроэнергии. Администрация Байдена готова инвестировать миллиарды долларов в новые АЭС на основе Закона о снижении инфляции (IRA), в соответствии с которым атомная энергетика имеет право на те же налоговые льготы, что и возобновляемые источники энергии. В рамках Закона об инфраструктурных инвестициях и рабочих местах, принятого в 2021 году, создан фонд в 6 млрд. долларов для поддержания существующих станций в рабочем состоянии. Администрация предлагает разработчикам АЭС налоговые льготы, если они построят реакторы в районах, зависимых от генерации на основе ископаемого топлива.
Планы планами, но на данный момент единственная строящаяся британская АЭС, Hinkley Point C, возводимая на западе страны, отстает от графика, по данным The Economist, более чем на два года и уже превысила изначальный бюджет на 10 млрд. фунтов стерлингов. Кроме того, поставщик реакторов, французская EDF, накопила долгов на сумму более 64 млрд. евро и была повторно национализирована летом 2023 года. Другие европейские АЭС, строящиеся на основе разработанного EDF реактора, известного как Европейский реактор с водой под давлением (European Pressurized water Reactor, EPR)[iii], также сильно отстают от графика. А затраты на строительство возросли более чем вдвое. Вызывают опасения и реакторы, эксплуатируемые компанией во Франции. Проблемы с коррозией, обнаруженные в 2021 году, привели к остановке ряда из них для проверки и ремонта.
Не лучше обстоят дела и в США. АЭС Вогтль (Vogtle), спроектированная на базе двух реакторов Westinghouse AP1000, строительство которой началось в 2009 году, к 2017 году довела компанию Westinghouse до банкротства. В июне 2022 года журнал The Economist писал, что ни в одной из стран Запада нет достаточного количества опытных инженеров и рабочих, которые бы могли строить АЭС качественно и быстро. Тот же проект Hinkley Point C стал первым для Великобритании за 30 лет. Цепочки поставок не только чрезвычайно сложны, но и выстраиваются под каждый отдельно взятый проект, что ведет к их удорожанию. Само строительство, как это видно, идет ни шатко ни валко. Инвесторы, зная, сколь велики риски задержки или даже остановки проекта, ссужают деньги только под большой процент. На таком фоне, объявленные весной 2022 года пятью странами «Большой семерки» планы «объединить усилия и вытеснить Россию с мирового рынка атомной энергетики», выглядят как маниловщина.
Пока что «преуспеть» в конкуренции с Россией западным странам удается лишь посредством введения политико-юридических запретов и искусственных ограничений. К примеру, в середине декабря прошлого года американский Конгресс США принял законопроект, обязывающий правительство закупать ядерное топливо внутри страны. По данным US Energy Information Administration, в прошлом году РФ поставила на американские АЭС порядка 24 процентов всего необходимого топлива, став крупнейшим иностранным поставщиком. За счет собственных мощностей США смогли обеспечить лишь 27 процентов от необходимого количества топлива для АЭС.
В апреле 2022 года Европарламент принял резолюцию с призывом ввести «немедленное полное эмбарго на поставку российских нефти, газа и ядерного топлива» и «остановить сотрудничество с компаниями РФ в рамках существующих и новых ядерных проектов». Российских подрядчиков на проектах в Болгарии, Венгрии и Финляндии резолюция предлагала заменить западными и «постепенно отказаться от услуг Росатома». Наиболее активными сторонниками разрыва отношений с Москвой в сфере атомной энергетики выступили страны Балтии, а также Польша и Ирландия. Звучали заявления, что неофициально запрет на импорт российского топлива для АЭС поддерживала и Германия.
На деле, большинство западных стран до настоящего времени смогли мало что «противопоставить» России. «Росатом» поставляет четверть топлива для американских АЭС. Российский концерн занимает ведущее положение и на рынке ЕС. В 2022 году страны Евросоюза закупили двадцать процентов ядерного топлива напрямую в РФ, а 23 процента – в Казахстане, значительную часть которого поставило дочернее предприятие «Росатома» - UraniumOne. Еще до переворота в Нигере, на фоне дестабилизации ситуации в стране, поставлявшей пятую часть ядерного топлива в страны ЕС, Франция, где 70 процентов электроэнергии генерируют АЭС, начала наращивать закупки ядерного топлива в РФ. К концу 2022 года, Париж вновь вышел на первое место по объемам закупок среди стран Евросоюза.
По итогам 2022 года, РФ поставила странам-членам ЕС ядерное топливо, запасные части и предоставила различные услуги в области атомной энергетики на 750 млн. евро.[iv] В целом, несмотря на требования ряда стран ЕС, ни в одном из принятых до настоящего времени 12-ти пакетов антироссийских санкций, ядерная энергетика не была упомянута. «Росатом» обеспечивает работу 18 реакторов на территории ЕС, и заменить его полностью будет невозможно «в ближайшие десятилетия». Только Финляндия весной 2022 года уведомила Москву о прекращении сотрудничества по возведению АЭС «Ханхикиви-1». Болгария, Венгрия, и Словакия сохраняют взаимовыгодные связи с российскими атомщиками. При этом Будапешт и Братислава регулярно заявляют о готовности наложить вето на любые проекты санкций в отношении российской атомной отрасли, предлагаемые рядом стран Евросоюза.
В свое время, создание единой госкорпорации «Росатом», которая включила в себя и концерн «Атомэнергопромом», превратило РФ в одного из лидеров мирового рынка атомной энергетики. С самого начала западные СМИ сравнивали новую госкорпорацию с «Газпромом», поскольку российский атомный гигант практически сразу вошел в число трех ведущих мировых концернов в этой области. Кроме того, РФ превосходит зарубежных конкурентов по целому ряду технологических направлений производственного ядерного цикла. В частности, «Росатом» обладает ноу-хау, позволяющими использовать уран на 15-20 процентов эффективнее.
Новое поколение малых модульных реакторов (ММР) обещает существенно снизить как затраты на строительство и так сроки возведения АЭС за счет унифицированных элементов, доставляемых на стройплощадку уже в собранном виде. Но и здесь первенство остается за Россией. В 2019 году к национальной энергосистеме был подключен экспериментальный ММР, размещенный на корабле «Академик Ломоносов». Китай рассчитывает ввести в эксплуатацию первый ММР на станции в Хайнане к 2026 году. В июле 2023 года агентство Reuters сообщало, что правительство Великобритании объявило конкурс, призванный укорить разработку проекта АЭС на основе этой технологии. Строительство первой станции планируется завершить в 2030-е годы. Американская компания NuScale Power планирует построить первый ММР в Национальной лаборатории Айдахо к 2029 году.
Согласно последнему прогнозу МАГАТЭ, к 2050 году мощность находящихся в эксплуатации ядерных генерирующих мощностей возрастет на четверть, по сравнению с 2020-м годом. Растет и число стран, обращающихся к этому углеродно-нейтральному и надежному источнику энергии для решения проблем энергетической безопасности, изменения климата и экономического развития.[v] Лидирующие позиции в области технологий мирного атома позволяют российским энергетикам сохранять большую часть старых и открывать новые рынки. Российские специалисты строят станции в Китае, Венгрии, Турции, Индии, Бангладеш и Египте. Россия поставляет ключевые технологии и ядерное топливо в десятки государств мира. Уникальные профессиональные компетенции специалистов и гибкие условия финансирования проектов превратили российскую атомную энергетику в важный фактор укрепления международного влияния Москвы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://www.kommersant.ru/doc/6442763
[ii] https://www.reuters.com/business/energy/nuclears-share-world-power-output-multi-decade-low-report-2023-12-06/
[iii] В отечественной литературе такой тип реактора получил название «водо-водяной реактор».
[iv] https://www.reuters.com/world/europe/eu-nuclear-agency-sees-some-russia-imports-up-again-2023-before-ukraine-war-2023-12-01/
[v] https://www.iaea.org/newscenter/pressreleases/iaea-annual-projections-rise-again-as-countries-turn-to-nuclear-for-energy-security-and-climate-action
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs