На фоне углубления и расширения российско-китайских отношений Монголия активизирует контакты с дальними "соседями", чтобы уравновесить российское и китайское политическое и экономическое влияние.
Особый интерес Улан-Батор проявляет к государствам Юго-Восточной Азии ввиду того, что этот регион географически находится с противоположной от Монголии стороны китайской границы и связан с Китаем непростыми историческими отношениями.
Неудивительно, что президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух посетил Вьетнам для переговоров с премьер-министром Пхам Минь Чинем и Лаос для переговоров с президентом Тхонглуном Сисулитом.
В конце 1970-х - начале 1980-х вьетнамско-китайские отношения были весьма натянутыми после конфликта 1979 г., в котором Лаос занял сторону Вьетнама. В геополитическом смысле Вьетнам традиционно воспринимается как негласный опекун Лаоса, а Лаос - как экономический и потенциальный военный союзник Вьетнама. Ханой заинтересован в усилении своего влияния в этой стране, расположенной в сердце Индокитая.
При этом Монголию интересует, в первую очередь, развитие экономических и гуманитарных контактов. Первые - чтобы диверсифицировать монгольскую экономику, вторые - чтобы вывести нынешнее и будущие поколения монголов за пределы мировоззренческого дискурса, ограниченного культурно-идеологическим влиянием географического положения страны и ее истории.
Хурэлсух обсуждал с лаосскими и вьетнамскими партнёрами механизмы сотрудничества в области инвестиций, торговли, сельского хозяйства, туризма, авиации, медицины, образования.
Лаос приглашает монгольский капитал к развитию инфраструктуры вдоль железной дороги Куньмин (КНР) - Вьентьян (Лаос), улучшению логистических маршрутов и строительству дополнительных транспортных артерий (1).
Вьетнам выразил готовность дальнейшего сотрудничества в рамках специально учреждённого Межправительственного комитета, ориентированного на кооперацию между предприятиями, населенными пунктами и сельхозпроизводителями двух стран. В планах у Улан-Батора и Ханоя довести двусторонний товарооборот в аграрном комплексе до $200 млн.(2).
Визит Хурэлсуха имел и политическую составляющую. Монгольский президент подчеркнул, что развитие всеобъемлющего сотрудничества с Вьетнамом является внешнеполитическим приоритетом для Улан-Батора и поблагодарил Лаос за поддержку стремления Монголии развивать диалог с АСЕАН.
Последний пункт очень важен для Улан-Батора. Главным препятствием для выхода Монголии на международный простор является её географическое положение. Монголия ищет параллельные пути импорта товаров с Востока и Запада, отводя России и Китаю роль транзитных стран. Юго-Восточная Азия для Монголии - ворота во внешний мир. В АСЕАН не входит только одна страна Юго-Восточной Азии - Восточный Тимор. Диалог с АСЕАН означает для Улан-Батора диалог практически со всеми государствами региона. Геополитические выгоды очевидны. Лаос займёт пост председателя АСЕАН в 2024 г.(3). Это время Монголия и Вьетнам используют для максимальной реализации своих инициатив в рамках организации. Для Улан-Батора АСЕАН - это плацдарм для расширения ареала воздействия на региональную политику далеко за монгольские границы, вплоть до акватории Южно-Китайского моря. Так, например, Хурэлсух обсуждал в Лаосе и Вьетнаме вопросы безопасности авиасообщения и ситуацию в Южно-Китайском море.
Внутри АСЕАН Индонезия претендует на роль лидера как самая густонаселённая страна, расположенная на стыке Индийского и Тихого океанов. Улан-Батор стремится к развитию экономических отношений с Джакартой в сфере добычи полезных ископаемых, экспорта мяса на индонезийский рынок и импорта продукции индонезийской лёгкой промышленности.
Индонезийская экономика демонстрирует уверенную динамику, Улан-Батор уловил этот тренд (4). Но для устойчивого развития монгольско-индонезийского сотрудничества требуется прочный дипломатический тыл. Улан-Батор не может оставить между собой и Индонезией геополитически неупорядоченную территорию. И его усилия сблизиться с Вьетнамом и Лаосом служат как раз стабилизации Индокитайского полуострова как региональной точки опоры на пути "из Монголии в Индонезию".
Таким образом, внешняя политика Монголии в Юго-Восточной Азии характеризуется стремлением выйти за рамки географического детерминизма, расширить сферу реализации монгольских интересов, углубить экономическую кооперацию со странами региона, способствовать предотвращению региональных конфликтов эластичностью своей внешней политики, заключающейся в постоянном поиске баланса сил и противовесов во избежание лидерства одного из региональных государств или блока государств.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
- https://kpl.gov.la/En/Detail.aspx?id=77991
- https://asiarussia.ru/news/38161/
- https://asiatoday.co/2023/11/02/laos-unveils-meaning-of-theme-logo-for-2024-asean-chairmanship/
- https://bnn.network/breaking-news/foreign-affairs/economic-frontier-mongolia-seeks-to-forge-strong-investment-trade-relations-with-indonesia-at-asean-forum/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs