Когда речь заходит о фальсификации истории, мы начинаем вспоминать более или менее известные нам исторические примеры фальсификаций. На веку не только нашей страны, но и всей истории, их было немало. Много создано мифов о зарождении христианства - в период раскола Церкви на западную (католическую) и восточную (православие); о том, как киевский Князь Владимир принимал православие и крестил Русь; наполеоновские мифы о том, сколь кровожадны и ужасны русские казаки – перечислять и развенчивать можно долго, если не бесконечно.
Однако и наше время не является исключением, и хочу сказать, что мы сейчас живем в таком историческом периоде, который впоследствии даст историкам массу материалов для анализа и опровержения создающиеся на наших глазах мифов.
Обратимся, например, к т.н. «дарованию Томоса» украинским раскольникам патриархом Варфоломеем в январе 2019 года, что открыло новую и одновременно жестокую страницу в истории мирового православия в общем и Украинской Православной Церкви в частности. Начавшаяся череда силовых захватов храмов в настоящее время приближается к своему апогею. Почему приближается, а не уже там? По той простой причине, что своей кульминации этот шабаш достигнет тогда, когда деятельность канонической УПЦ, вопреки существующим юридическим нормам, будет законодательно запрещена на территории Украины.
В чем же здесь интересующая нас тема фальсификации?
15 октября 2023 года на «богослужении» в захваченном Покровском соборе г. Хмельницка, принадлежавшего канонической УПЦ, глава раскольнической структуры т.н. ПЦУ Сергей (Епифаний) Думенко заявил, что в конечном итоге все православные окажутся в его структуре – «хотят они этого или не хотят». Видеотрансляцию этого события вел Youtube-канал ПЦУ.
По его словам, «процесс единения здесь, на Хмельниччине, является успешным, потому что Хмельницкая епархия – лидер по присоединениям приходов к нашей поместной церкви».
«Это свидетельствует, что наши граждане являются ответственными патриотами, добрыми, мудрыми, и соответственно принимают решение быть в своей украинской православной церкви», − заявил Думенко.
При этом пан Думенко, говоря, что «этот процесс сложный», тут же добавил, что «он мирный и спокойный». Обратите внимание на эти слова!
Ну, по поводу «мирности» и «спокойности» процессов т.н. «переходов» не писал и не говорил только ленивый, а мне, в этой связи, хотелось бы обратить внимание на другой аспект происходящих на Украине событий.
Для начала приведу лишь несколько фактов. 27 декабря прошлого года музей на территории Киево-Печерской Лавры уведомил УПЦ о разрыве договора на пользование Успенским собором. Уже 7 января раскольническая ПЦУ провела там свое первое «богослужение». Таким вот образом состоялся «спокойный переход» главного храма древней Лавры в ПЦУ. Итог? 27 сентября, в один из двенадцати самых больших праздников в церковном календаре, на богослужении присутствовало 3 человека. И это после нескольких тысяч верующих, которых собирала каноническая УПЦ на своих богослужениях. Но они собирались сами, а у раскольников так: служит назначенный Думенко, людей свозят с областей автобусами - надо создавать массовку. Не служит Думенко – и людей нет. И это Лавра, она всегда на виду, храмы открыты, и ПЦУ вынуждена в них служить, но, как говорится, Бога не обманешь..
Перебежчик из числа братии, предатель братии и Церкви, архимандрит Авраамий (Лотыш), ныне «возглавляющий» параллельную пцушную Киево-Печерскую Лавру недавно заявил о том, что в его структуре (монастырем назвать это объединение у меня язык не поворачивается) насчитывается 15 человек братии. Вместо прежних 250-ти человек – пятнадцать!
5 сентября сего года в микрорайоне Бортничи в Киеве член раскольнической ПЦУ Виталий Матиящук вместе со своими сторонниками срезали замки и проникли в храм УПЦ в честь Покровы Пресвятой Богородицы. Свои беззаконные действия они назвали «переводом общины храма в ПЦУ». Итог? Храм стоит закрытый, прихожан, т.е. общины нет, а реальная община, насчитывающая несколько сот человек, проводит свои богослужения на улице.
По свидетельству официальных лиц Украины с начала СВО из УПЦ под раскольническую опеку переведено (!!!) более 830 приходов.
Эти, выборочно взятые мною случаи из общей картины происходящих на Украине беззаконий, лишь иллюстрируют череду закономерностей. И она именно такова.
Для решения вопроса по этой схеме берем: одного предателя из числа священнослужителей храма и объявляем о переходе всей общины в раскольническую структуру; при отсутствии такового, берем местный городской или поселковый совет и – объявляем о переходе всей общины; при отсутствии такового ингредиента, берем команду из 20-50-100 боевиков-националистов, срезаем замки, врываемся в храм и – также объявляем о переходе всей общины. Настоящую общину никто и не думает спрашивать – в итоге таких «переходов» они либо разбредаются по пока еще открытым каноническим храмам (если это большой город), или по частным домовладениям, либо остаются молиться на улице. А липовая «община» либо отсутствует вовсе, вследствие чего храмы приходится закрывать, либо составляет ничтожное колличество прихожан – от 2-3 до полутора-двух десятков, в зависимости от населенности места.
При этом, важный момент! – непременно ведется информационная кампания в СМИ, социальных сетях, на радио и на телевидении об очередном «мирном» и благополучном «переходе» религиозной общины в ПЦУ. Знаете, как теперь стали на Украине расшифровывать эту аббревиатуру? Пустые Церкви Украины.
Конечно, самый простой путь для нас – заявить: «Мы победим и потом все вернем на свои места!», не замечая взрывоопасности той бомбы замедленного действия, которую закладывают нам сейчас наши западные и ватиканские «партнеры» и их украинские гауляйтеры.
Но, заглядывая в будущее, смею предположить, что нам нужно быть готовым к тому, что с первых дней попыток навести порядок и справедливость в религиозной сфере, мы столкнемся с мощной информационной кампанией, в которой, уже в новых исторических условиях, будет продолжена практика называть белое – черным, и черное – белым. Нужно быть готовым к тому, что насильно отобранные храмы и монастыри будут декларироваться нашими живучими оппонентами «добровольно-перешедшими», а их возвращение законным общинам будет называться «насильственной экспроприацией» или как-либо еще. Таким образом, через годы общественное мнение, история, фильмография и литература лицом к лицу могут встретиться с очередным, живучим и устойчивым историческим мифом, корни зарождения которого мы видим сейчас.
Хотя Церковь у нас и отделена от государства, однако она не отделена от общества, культуры и народного менталитета. Поэтому, как и все иные мифы, эти, на первый взгляд сугубо церковные, будут бросаться нашими оппонентами в один общий котел с общественными, военными и культурологическими фальшивками, лишь усиливая и дополняя тем самым создаваемую ими негативную картину нашей истории. А это значит, что уже сейчас нужно встать на защиту Церкви и нашего общества всеми доступными средствами – журналистской деятельностью, преподавательской, историографической, кинематографической и прочими видами влияния на общество. Если этого сделано не будет, мы можем потерять ту важнейшую связь народа и Церкви, которая на протяжении нашей многовековой истории вдохновляла людей на борьбу и созидание – от Сергия Радонежского до Иоанна Кронштадского.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs