3 ноября 1943 года началась Киевская наступательная операция, которая продолжалась по 13 ноября 1943 года. Эта операция стала составной частью Битвы за Днепр, проходившей с августа по декабрь 1943 года. В боях приняло участие свыше четырех миллионов человек с обеих сторон.
Еще в сентябре войска Воронежского фронта (в конце октября он был переименован в 1-й Украинский) должны были захватить плацдармы на Днепре. Задача крайне нелегкая. По приказу Гитлера на Днепре, третьей по величине реке Европы, была создана полоса укреплений, которую немцы считали неприступной. Линия обороны на правом берегу Днепра получила громкое название «Восточный вал». Немцы полагали, что здесь они надолго остановят Красную армию и в дальнейшем с этих рубежей начнут новое наступление. Сам Гитлер говорил, что «скорее воды Днепра потекут вспять, чем русские преодолеют эти укрепления».
Однако воды Днепра вспять не потекли, а уже к 21 сентября советские войска прорвались к реке, и на следующий день силы 13-й армии форсировали ее с ходу в районе Чернобыля. Похожую операцию 22 сентября осуществили войска Воронежского фронта в районе Великого Букрина. К концу сентября плацдармов, захваченных нашими солдатами, было уже 23.
Обзавестись плацдармами – это еще полдела, главное было их удержать. Каждый день на бойцов, закрепившихся на правом берегу Днепра, немцы бросали всю свою мощь, пытаясь скинуть их в реку.
Особое место занимали два плацдарма: Букринский и Лютежский. С Букринского плацдарма дважды проводились попытки наступления на Киев, но безуспешно. Ставка приняла решение перенести главные усилия с Букринского на Лютежский плацдарм. 3 ноября ударная группировка Красной армии нанесла свой главный удар в Киевской наступательной операции.
Непосредственно операция по освобождению Киева началась с мощной артиллерийская группировка в 08:00 по сигналу красной ракеты открыла шквальный огонь. За несколько часов разрушили большинство траншей, блиндажей и дзотов, полностью дезорганизовав передовую линию обороны противника. Первые два километра наступающие прошли, практически не встречая сопротивления.
"Техника быстро "встала на колеса" и понеслась по разбитым лесным дорогам, — вспоминал после войны номер расчета противотанковой пушки Василий Толкачев. — Кругом трупы немцев, разбитые машины и боевая техника, кое-где трескотня пулеметов, отдельные выстрелы, поваленные деревья. Наши солдаты и офицеры идут все вперед и вперед, часам к 13 мы в Пуще-Водице. Все устали, а на душе у каждого нет конца радости и гордости. В 20 километрах Киев".
Однако, чем дальше, тем сильнее сопротивление. В итоге 4 ноября советское командование ввело в прорыв силы 3-й гвардейской танковой армии, которые ранее перебросили с букринского плацдарма. Танкисты шли, что называется, в полный рост — с зажженными фарами, включенными сиренами. Огонь вели с ходу. Противник был ошеломлен неожиданным мощным ударом.
Киев обходили с запада, стараясь отрезать засевшую в городе группировку от тылов и путей снабжения. Инициатива была полностью на стороне Красной армии. К вечеру 4 ноября передовые подразделения 38-й армии закрепились на северных окраинах украинской столицы, уничтожив в коротком бою части 88-й пехотной дивизии вермахта.
Командование киевского гарнизона осознало, что скоро окажется в полном окружении. И 5 ноября немецкие войска начали поспешно покидать город, отступая на запад по еще не перекрытым дорогам. А к утру 6 ноября советские части полностью освободили Киев.
«Когда входишь в освобожденный город с войсками, то видишь и переживаешь многое. Видишь где-нибудь на Приорке или уже на Подоле слезы киевлянки, обнимающей усталого, чумазого бойца, который весь еще полон напряжением недавней схватки. Видишь, как наливается ненавистью взор этого бойца, когда он вступает на полуразрушенную улицу и идет по кучам хрустящего под ногами стекла. Ощущаешь все радостное волнение и вместе с тем всю скорбь бойцов, шагающих по улицам освобожденного города, среди подожженных немцами зданий», — писал фронтовой корреспондент Константин Буковский.
До войны в Киеве жили около 846 тысяч человек. Около 200 тысяч мобилизовали и отправили на фронт. Еще 350 тысяч эвакуировались вместе с предприятиями и организациями столицы Украины. Около 100 тысяч немцы угнали в рабство в Германию. Многие погибли в самом городе от голода, холода, карательных акций и этнических чисток.
Шестого ноября 1943-го освободителей встречали всего 180 тысяч киевлян.
По материалам РИА «Новости», портала История.рф и открытых источников.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs