ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Переговоры с США по ядерной тематике сейчас нецелесообразны

13:05 19.10.2023 • Владимир Козин, член-корреспондент Академии военных наук России

17-18 октября Государственная Дума успешно провела три слушания по законопроекту об отзыве Россией ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), и 18 октября приняла соответствующий закон, которым отменяется статья 1 закона «О ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний», которая содержит положение о ратификации договора, подписанного от имени Российской Федерации в Нью-Йорке в сентябре 1996 года. Закон был принят единогласно всеми депутатами, которые присутствовала на заседании.

Вопрос о необходимости отзыва ратификации был поднят Президентом России Владимиром Путиным на заседании дискуссионного клуба «Валдай» в начале октября этого года.

Обращает на себя практически полное единодушие депутатского корпуса, которое проявилось на стадии разработки первоначального проекта этого законопроекта – под ним подписались 438 депутатов, которые находились в тот период времени в Москве, из 450 законодателей полного списка. Это рекорд в истории внесения подобных документов в Государственную Думу. 

Из пояснительной записки к законопроекту следовало, что отзыв его ратификационной грамоты был необходим для устранения дисбаланса между Россией и США относительно объема обязательств по этому договору. В то время как Россия ратифицировала его еще в 2000 году, американская сторона до сих пор не обеспечила этого процесса. Причина? В военно-политическом руководстве США уже давно идут разговоры о расконсервации испытательного ядерного полигона в штате Невада с целью проверки новых ядерных боезарядов стратегического назначения.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин заявил, что решение по отзыву ратификации ДВЗЯИ принято исключительно в интересах нашей страны и всего мира, построенного на основе стабильности, безопасности и справедливости для всех.

В США по поводу принятого решения об отзыве ратификации ДВЗЯИ российской стороной возник переполох и даже нескрываемое возмущение.   А где раньше были американские лидеры, которые не допускали его ратификацию, начиная с 1996 года, вплоть до настоящего времени? Чем можно объяснить нежелание американской Ассоциации по контролю над вооружениями (КНВ) критиковать Вашингтон, который почти 27 лет уклонялся от ратификации обозначенного договора?

Надо признать, что не снижают угрозу развязывания ракетно-ядерной войны ведущими государствами «трансатлантической солидарности» и два других действующих международных договорных акта в виде Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который нарушается Соединенными Штатами путем развертывания ими ядерных вооружений наземного базирования в Бельгии, Италии, Нидерландах, Турции и ФРГ, начиная с середины пятидесятых годов прошлого века. Никто из ядерной «девятки» пока не присоединился к Договору о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), который уже вступил в силу.

Нынешний процесс в сфере контроля над вооружениями в целом находится практически на нулевом уровне, что произошло в результате бездействия и целенаправленных акций США и ведущих стран-членов НАТО. Поэтому есть глубокие сомнения в том, что в ближайшие годы на указанном направлении может быть достигнут какой-то заметный прорыв. Это объясняется тем, что Вашингтон негативно относится к возобновлению конструктивных переговоров по этой проблематике и занял отрицательную позицию по 15 ключевым проблемам, которые относятся к КНВ.

За последние годы американская сторона в одностороннем порядке вышла из четырех договоров, относящихся к ядерному и неядерному оружию; отказалась подписывать и ратифицировать три договора из этой серии; грубо нарушила и продолжает нарушать еще четыре многосторонних договора; отказалась вообще обсуждать с Россией еще четыре потенциальных договорных акта (см. ниже таблицу о таких нарушениях).

В настоящее время вряд ли целесообразно возвращение к этой проблематике совместно с Соединенными Штатами в условиях масштабной вооруженной агрессии, развязанной против Российской Федерации под управлением и плотным руководством Вашингтона. Россия также должна учитывать призыв комиссии при американском Конгрессе, что США, мол, должны быть готовы к одновременной войне с Россией и Китаем, в том числе к ядерной.

Возобновлению процесса по КНВ также препятствуют шесть ключевых американских военных стратегий, одобренных администрацией Дж. Байдена. Они носят агрессивно-наступательный характер в отношении России и КНР, а действующая ядерная военно-стратегическая установка США предусматривает применение против России и КНР первого ракетно-ядерного удара, усиленного средствами глобальной системы ПРО и силами общего назначения.

Соединенные Штаты и их ближайшие союзники по НАТО резко усилили свои ракетно-ядерные и противоракетные вооружения, а также силы общего назначения, которые относятся к средствам передового базирования, то есть развернутых в непосредственной близости России. Этот термин – «средства передового базирования» – практически исчез из российского военно-политического лексикона, хотя он является правомерным при квалификации военной активности названных государств, к которым вполне применим термин «враждебные государства». На мой взгляд, существующая дефиниция в виде «недружественные государства» в данном контексте представляется слишком мягкой.

Вызывает вопросы и позиция российских либеральных и явно прозападных экспертов, которые по-прежнему выступают за возобновление российско-американского переговорного процесса «любой ценой» и на основе выдвижения Соединенным Штатам и НАТО избыточных и необоснованных уступок со стороны России в сфере КНВ.

Было бы правильным, чтобы Россия выступила с предложением ко всем ядерным государствам договориться о неприменении ядерного оружия в первом ударе, что реально позволило бы отвратить угрозу ракетно-ядерной войны без вступления в длительные переговоры. А, в случае отказа, например, США, Великобритании, Франции и Израиля присоединиться к этой возможной инициативе (что весьма вероятно), Москва могла бы тоже перейти на доктрину «нанесения первого ядерного удара».

Переход на эту стратегию, несомненно, будет способствовать защите Российской Федерации от реального ракетного-ядерного удара США и НАТО, не позволит пропустить его, а также уравняет ее с аналогичной военно-стратегической установкой с ядерными государствами Запада. Переход Российской Федерации на такую доктрину представляется даже более эффективным по степени своего воздействия на ядерные страны НАТО, чем отзыв нашей национальной ратификационной грамоты относительно ДВЗЯИ.

Сейчас нет смысла начинать переговоры с американской стороной и о сокращении стратегических наступательных вооружениях (СНВ) после февраля 2026 года, когда подойдет срок завершения действия Договора СНВ-3. В перспективном Договоре СНВ-4 Белый дом будет напирать на то, чтобы ограничить или сократить все семь перспективных российских видов вооружений, по которым наше государство имеет явное военно-технические преимущество. Имеются в виду шесть видов, о которых было объявлено в 2018 году в Послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию, плюс  российская гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон», принятая на вооружение в начале этого года.

Более того, обозначенные переговоры представляется нецелесообразным вести в условиях продолжающейся комбинированной агрессии Украины и НАТО против Российской Федерации, которую ведущие страны этого военного блока во главе США намерены продолжать, поставляя смертоносные виды вооружений, от применения которых гибнут российские военнослужащие и мирные граждане, а также делая значительные финансовые вливания в военную машину ультранационалистического киевского режима.

Думается, следует также отказаться от практики демонстрационных показов новейших российских систем вооружений американским и иным представителям НАТО с целью «вовлечения их в переговорный процесс по КНВ». Такие показы будут использоваться враждебной стороной в качестве предлога для начала переговорного процесса с целью ослабления российского оборонного потенциала комбинированного интегрированного сдерживания, в который входят не только ракетно-ядерные вооружения, но и гиперзвуковые планирующие блоки, а также некоторые другие ударные средства, создаваемые на новых физических принципах.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати