Париж сталкивается с нежеланием бывших африканских колоний мириться с французским военным присутствием. Мавритания отвергла просьбу Парижа разместить контингент, уходящий из Нигера. Антифранцузские настроения сильны в Мали, Габоне, Буркина-Фасо, Алжире.
Французские власти оценивают свои шансы на сохранение контроля над Африкой как минимальные и вносят коррективы во внешнеполитическую стратегию, смещая фокус внимания с Африки на Океанию (1). Лозунг о том, что присутствие в Африке делает Францию великой, меняется на другой: присутствие в Океании позволит Франции оставаться великой.
Франция - единственная европейская держава с постоянным присутствием в Океании. Здесь проживают 2 млн. французских граждан, площадь исключительной экономической зоны составляет 9 млн. кв. км. - самый большой показатель в регионе. Утрата влияния и контроля над этим регионом низведёт Францию в разряд сугубо европейских держав. Она сохранит влияние в Европе, но во многом лишится влияния в мире.
Быть более внимательным к Океании Париж заставляет и активность Китая в данном регионе планеты (2). Пекин расширяет отношения с островными тихоокеанскими государствами (Соломоновы о-ва, Папуа-Новая Гвинея, Фиджи и др.), приближаясь к морским рубежам Австралии. Канберра видела в островных государствах барьер, отделяющий Австралию от нестабильной Юго-Восточной Азии (ЮВА), но в геополитических условиях ХХI в. «барьерные функции» ими утрачены. Теперь они точки опоры, позволяющие Китаю находиться в регионе, а ЮВА превращается из нестабильного региона в заметного экономического игрока.
Экономическая экспансия Пекина на тихоокеанском направлении означает для Парижа приближение ареала китайского влияния к границам Французской Полинезии. Законодательный статус островов, объединённых под этим названием - заморское сообщество Франции. Они управляются местными правительствами, обладают определённой автономией и Париж опасается, что автономный статус будет использован ими для диверсификации внешнеполитических и внешнеэкономических отношений. Единственным весомым партнёром, способным составить здесь конкуренцию Франции, выступает Китай.
Сдержать небыструю, но уверенную китайскую поступь вряд ли удастся. Океания состоит из двенадцати суверенных государств и более десятка зависимых территорий с разной степенью автономии. Проконтролировать их шаги во внешней политике практически невозможно. Как итог, Пекин стал ведущим торговым партнёром Новой Каледонии, Вануату, Соломоновых о-вов, вторым - Папуа-Новой Гвинеи, Кирибати и Маршалловых о-вов. Палау при этом еще и главное туристическое направление для китайцев в Океании.
Главным получателем китайских инвестиций остаётся Папуа-Новая Гвинея. По убывающей далее следуют Фиджи, Вануату, Самоа, Тонга, о-ва Кука, Федеративные Штаты Микронезии и Ниуэ. Конкурировать здесь с Пекином французам весьма сложно.
Увеличение экономической помощи могло бы стать для Парижа самым действенным методом упрочения своего влияния, поскольку в масштабах всей Океании франкофоны составляют всего 2% и ставка на поддержку только культурных связей с метрополией и инвестиции в популяризацию французского языка для народов Океании дают довольно ограниченный результат.
Экономическое "возрождение" французской Океании могло бы начаться с Новой Каледонии и Полинезии, занимающих, соответственно, третье и четвёртое место в регионе по уровню экономического развития. Но финансовые и прочие возможности Парижа ограничены, и сворачивание масштабов присутствия в Африке продиктовано, в том числе, необходимостью направить высвободившиеся ресурсы на Океанию.
Китаю важно взять под свое влияние три цепи островов, закрывающих выход в Тихий океан, ограничивая пространство геополитического манёвра Восточно-Китайским и Жёлтым морем. Первая цепь – от Курил через Тайвань до Индонезии и Филиппин; вторая – от Японии до Марианских островов; третья – от Алеутских островов через Гавайи до Океании.
Третью островную цепь из трёх, предусмотренных выше указанной стратегией, Китаю приблизить к себе легче всего как раз посредством обильных инвестиций и инфраструктурной помощи государствам Океании. Закрепившись в Океании, Пекин как бы "зайдёт в тыл" Филиппинам, с которыми у него непростые отношения ввиду территориального спора в Южно-Китайском море, и обезопасит себя на случай гипотетического их ухудшения в будущем, если Манила пойдёт на сотрудничество с Вашингтоном, угрожающее безопасности Китая.
В рамках военной стратегии Париж намерен сделать ставку на усиление присутствия военно-космических сил. Начальник штаба Военно-космических сил Франции ген. Стефан Милль заявил: "Мы - тихоокеанская нация, присутствовать в Океании - для нас это нормально" (3). Столь явное предпочтение тихоокеанского вектора французской политической идентичности в ущерб её африканской составляющей свидетельствует о переоценке Парижем стратегических приоритетов на фоне отсутствия ресурсов для сохранения влияния на двух направлениях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
- https://www.defenseone.com/technology/2023/09/france-sees-smaller-future-africa-larger-role-pacific-says-countrys-air-force-chief/390402/
- https://www.areion24.news/2023/07/24/quels-enjeux-pour-la-france-dans-le-pacifique/
- https://it.insideover.com/difesa/la-francia-abbandona-lafrica-e-punta-al-pacifico.HTML
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs