Развитие негативных тенденций в глобальном информационном пространстве – вызов и угроза международному миру и безопасности.
Ежегодно Генеральная Ассамблея ООН отмечает, что «зависимость мира от информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) продолжает расти, а ответственное поведение государств при использовании ИКТ приобретает исключительно важное значение для поддержания международного мира и безопасности… Между тем, системы цифрового наблюдения и манипулирования используются все более широко, а пути развития онлайн-мира не всегда отвечают общественным интересам. Если не принять мер, то это может оказать разрушительное воздействие, как на общество, так и на отдельных людей»[1]. Вместе с тем международное сообщество констатирует «рост злонамеренного использования государствами тайных информационных кампаний с применением ИКТ для влияния на процессы, системы и общую стабильность другого государства»[2].
Характерной чертой деятельности западных средств массовой информации и коммуникаций является формирование культуры виртуальности[3] и создание медиареальности (псевдосреды) с продвижением ее в глобальном информационном пространстве.
Кроме того, они позволяют раскручивать русофобские настроения в странах «альянса демократий», инспирировать путем распространения нарративов и манипуляции «под чужим флагом» антироссийские настроения в дружественных России странах. Системный вброс «фейков»[4] стал нормой в деятельности западных СМИ.
В связи с этим индустрию массированного и агрессивного информационно-психологического манипуляционного воздействия на сознание населения следует рассматривать в социокультурном контексте.
Современные технологии массовой коммуникации непосредственным образом влияют на восприятие и осмысление различными социальными группами населения происходящих событий, стремительно преобразуя и изменяя характеристики общественного сознания.
Развитие ИКТ способствуют конвергенции средств массовой информации, т.е. интеграции информационных и коммуникационных технологических платформ, а также передаваемых ими информационных продуктов. При этом СМИ, кроме выполнения своих основных функций информирования и формирования общественного мнения, одновременно превратились в инструмент влияния в период выборных кампаний на электорат, а также в средство выражения интересов политико-финансовых кругов. В условиях формирования многополярного мира возрастает востребованность и влияние медиаресурсов, являющихся каналами трансляции интересов политико-формирующих кругов и международных организаций (объединений).
В условиях информационной войны основным трендом ведущих СМИ является пропагандистский контент, в том числе с функцией сетевой передачи установки на действия.
В настоящее время медиаресурсы США, Великобритании и ЕС являются основным компонентом Западной глобальной системы дезинформации, пропаганды и цензуры, источником русофобии, ненавистнической риторики и лжи[5]. Этому способствует усиление политической и финансовой зависимости СМИ от властных структур.
Анализ деятельности СМИ в рамках её соответствия нормам и принципам ответственного поведения государств в киберпространстве в контексте поддержания международного мира и безопасности позволяет констатировать возрастание деструктивных факторов в работе западных масс-медиа.
В связи с этим представляется важным беспристрастное сопоставление деятельности средств массовой информации и коммуникаций рекомендациям по нормам ответственного поведения государств в ИКТ-среде, поддержанных резолюциями 70-й, 76-й сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Эту работу можно было бы осуществить в рамках мандата Рабочей группы открытого состава ООН по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий и самих ИКТ (2021-2025 гг.). При проведении этого исследования целесообразно обратить внимание на оценку соблюдения следующих норм:
Нормы 13 d), содержащей напоминание государствам о важности международного сотрудничества для противодействия трансграничным угрозам, создаваемым преступным и террористическим использованием Интернета и ИКТ, в том числе для целей вербовки, финансирования, обучения и подстрекательства, планирования и координации нападений и пропаганды своих идей и действий, а также для других подобных целей;
Нормы 13 е): государствам напоминается о необходимости уважать и защищать права человека и основные свободы как в Интернете, так и в реальной жизни, в соответствии с взятыми на себя обязательствами. Особое внимание в этой связи следует уделять праву на свободу выражения мнений, включая право на поиск, получение и распространение информации независимо от государственных границ и с помощью любых средств массовой информации, а также другим соответствующим положениям Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Всеобщей декларации прав человека
Нормы 13 g): государства должны принимать надлежащие меры для защиты своей критически важной инфраструктуры от угроз в сфере ИКТ, принимая во внимание резолюцию 58/199 Генеральной Ассамблеи.
В резолюции 58/199 Генеральной Ассамблеи о создании глобальной культуры кибербезопасности и защите важнейших информационных инфраструктур и приложении к ней освещаются меры, которые государства могут в этой связи принимать на национальном уровне.
По мнению экспертного сообщества, создание глобальной культуры кибербезопасности не возможно без принятия мер, направленных на регулирование деятельности СМИ, особенно крупных ИТ-компаний в рамках правового поля в соответствии с национальным и международным законодательством.
Вместе с тем в настоящее время предпринимаются усилия по продвижению в ООН «западными» и некоторыми другими государствами инициативы по подготовке «Программы действий по поощрению ответственного поведения государств в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в контексте международной безопасности». По своей сути программа является одним из элементов реализации концепции доминирования Запада, что не предполагает соблюдения каких-либо обязательных норм.
Важно отметить, что это происходит в условиях когда «повышается роль фактора силы в международных отношениях, а в ряде стратегически важных регионов расширяется конфликтное пространство»[6]. Показательным примером является «гибридная война» нового типа на Украине, которую поддерживают «западные» государства. Отмечается рост числа натовских фабрик интернет-троллей и аффилированных с ними украинских PR-фирм.
В рамках этой «войны» осуществляются акты злонамеренного и вредоносного использования ИКТ, ведется агрессивная пропаганда в форме дезинформационных информационных кампаний, которые еще ни разу не стали предметом обсуждения Совета Безопасности ООН. Причем более половины из 50 стран т.н. «коалиции Рамштайн»[7] имеют непосредственное отношение к злонамеренной и вредоносной деятельности против России.
Не случайно Исполком ЮНЕСКО в ходе проведения 216-й сессии в мае текущего года был вынужден принять решение, обязывающее надлежащим образом реагировать на ущемление прав СМИ, привлекать страны и технологические компании к реагированию на случаи произвольной блокировки аккаунтов и контента СМИ в соцсетях, призывы к преследованию журналистов в связи с их политическими убеждениями. Закономерно содержится призыв к наращиванию инклюзивного сотрудничества по вопросам безопасности журналистов в системе ООН[8].
О роли СМИ и журналистики в гибридном противостоянии с коллективным Западом.
Стремление консолидированного Запада сохранить свое доминирующее положение в мире, в том числе путем создания политической медиареальности, выступающей в качестве виртуальной среды, замещающей действительность на основе т.н. придуманных ими либеральных правил, представляет экзистенциальную угрозу не только России, но и большей части человечества.
В связи с эти необходимо принятие мер по повышению эффективности государственной информационной политики с использованием всего информационного ресурса страны для разработки и трансляции в национальное и зарубежное общественное сознание контента, правдиво и убедительно объясняющего происходящие в реальности сложные мировые и социально-политические процессы. В этом ключе следует планомерно наращивать проведение межмидовских консультаций с дружественными странами по вопросам информационного сопровождения внешнеполитической деятельности и работы со СМИ в национальном и зарубежном информационном пространстве. Необходимо сосредоточить и координировать совместные усилия, направленные на противодействие распространению дезинформации.
Одной из приоритетных задач становится ведение совместно с дружественными странами скоординированной информполитики, нацеленной на защиту и продвижение национальных интересов и традиционных духовно-нравственных ценностей, содействие установлению социальной справедливости.
Важным вкладом СМИ может стать целенаправленная информационная поддержка усилий, содействующих принятию универсального юридически обязывающего документа в области МИБ, предусматривающего в том числе нормы, направленные против использования средств массовой информации и коммуникаций в деструктивных целях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Резолюция76-й сессии ГА ООН 2021 г. № А/76/135
[2] Резолюция76-й сессии ГА ООН 2021 г. № А/76/135, пункт 9
[3] Культура виртуальности – явление информационализма и глобализации
[4] Фейк - от англ. fake — фальшивка
[5] https://interaffairs.ru/news/show/38999 и https://interaffairs.ru/news/show/37637
[6] Концепция внешней политики Российской Федерации от 31 марта 2023 г.
[7] https://www.m24.ru/news/politika/29032023/563458
[8] https://russianunesco.mid.ru/press_service/news/safety_journalists/?
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs