ГЛАВНАЯ > Читайте в новом номере

Основные тенденции развития международной обстановки на нынешнем этапе

16:46 26.01.2026 • Всеволод Гребенщиков, Заместитель директора ДВП МИД России

Мир не стоит на месте. За прошедший с предыдущей конференции год многое изменилось. Уверен, нам есть, что обсудить (хотя, казалось бы, по историческим меркам прошло совсем немного времени). Сегодня хотел бы поделиться своим видением тенденций, которые будут определять развитие геополитической ситуации на период, как минимум, до двух лет.

Международная обстановка остается в целом нестабильной и труднопрогнозируемой, развивается нелинейно. Тем не менее с высокой долей вероятности можно говорить о том, что глобальное сотрудничество как преобладающий инструмент продвижения национальных интересов на обозримую перспективу ушло в прошлое, уступив место межгосударственному соперничеству, конкуренции и противоборству.

С учетом таких вводных в ближайшие два года в международных отношениях будет нарастать напряженность. Основные события, по нашей оценке, развернутся вокруг трех ключевых факторов с высоким конфликтным потенциалом.

Первый - противостояние между условными «трампистами» и их противниками как внутри США, так и поверх границ.

На внутриполитической арене внутри Соединенных Штатов прогнозируется продолжение жесткого противостояния Д.Трампа и поддерживающей его части элиты с их противниками как в Демократической, так и в самой Республиканской партии и государственном аппарате. Недавний пример глубины и остроты противоречий - убийство американского лидера общественного мнения, придерживавшегося консервативных взглядов, Чарли Кирка. В этом же ряду стоит покушение на самого Д.Трампа в прошлом году.

На внешнем контуре продолжится размежевание между США и либерал-глобалистскими Евросоюзом/Британией. Накапливавшиеся годами разногласия между ними получили импульс в результате шагов Белого дома по переходу к экономическому протекционизму (тарифы, возвращение производств в Америку), пересмотру подходов к так называемому международному сотрудничеству (выход из ВОЗ, Парижского соглашения по климату, приостановка участия в СПЧ, приостановка членства в ЮНЕСКО), а также подрыву глобальной системы навязывания либеральных ценностей (отказ от гендерной и «зеленой повестки»,
роспуск USAID).

В целом представляется возможным говорить о новой «доктрине Д.Трампа», закладывающей основу национально ориентированной внешней политики, сочетающей в себе дипломатические и военные усилия, избегающей «долгоиграющих» вооруженных конфликтов с участием Вашингтона и попыток изменения существующего государственного строя в других странах. Ее главными целями, в понимании республиканцев-трампистов, являются защита национальных интересов и «восстановление» суверенитета США. Базовыми компонентами данной доктрины выступают реализация программного лозунга «Америка прежде всего!», недопущение «ограбления» США как в торговой сфере, так и вопросах миграции и деятельности НАТО.

Другим немаловажным аспектом проявления «внешнеполитического трампизма» выступает готовность к резкому движению по «лестнице эскалации» ради последующей столь же стремительной «деэскалации» в «запущенных кризисных ситуациях» за рубежом для достижения поставленных Белым домом задач. Так было, например, с американскими бомбардировками объектов ядерной инфраструктуры в Иране в ходе «12-дневной ирано-израильской войны» летом этого года.

Второй фактор - стратегическое соперничество США и Китая. Вашингтон, рассматривающий Пекин в качестве главного геополитического конкурента, еще в период президентства Б.Обамы (2009-2017 гг.) определил Азиатско-Тихоокеанский регион (или, как американцы его называют, «Индо-Тихоокеанский регион») в качестве приоритетного направления внешней и военной политики.

Сегодня Соединенные Штаты ускоренными темпами предпринимают практические шаги по перенацеливанию на сдерживание Китайской Народной Республики сил и средств с европейского и ближневосточного театров. В АТР фиксируется активное накопление военных потенциалов США, их европейских и азиатских союзников, включая проведение маневров, развертывание современных вооружений и размещение воинских контингентов по периметру китайских и отчасти российских границ. Американцы нарастили объем военно-технической помощи Тайваню и Филиппинам, запустили трехсторонний диалог по безопасности в формате США - Япония - Республика Корея, продолжают реализацию договоренностей в рамках англосаксонского блока АУКУС с участием Австралии и Британии, а также реализуют другие мероприятия, способные создать риски и угрозы национальной безопасности не только Китая, но и России и союзной КНДР.

В дополнение к военно-политическим мерам Вашингтон нарастил антикитайские ограничения и тарифы в торгово-экономической, инвестиционной и технологической сферах. Это ведет к переформатированию глобальных производственно-логистических цепочек и окончательному оформлению отдельной от Запада национальной технологической платформы КНР. Под предлогом оказания давления на союзников России, «финансирующих войну на Украине», администрация Д.Трампа стремится заставить Евросоюз и не входящие в него страны - члены НАТО «сплотить ряды» и, последовав примеру Соединенных Штатов, усилить санкционный и тарифный прессинг в отношении Поднебесной. 

В целом в отношениях между США и КНР прогнозируется дальнейшее накопление раздражителей вплоть до полноценной торговой войны, что, вне всякого сомнения, будет оказывать существенное воздействие на мировую политику и экономику.

Третий фактор - гибридная война Запада против России. Это не фигура речи, а констатация реальности, в которой мы живем, как минимум, три с половиной года. По всем признакам противостояние имеет затяжной характер.

Необходимо исходить из того, что цели наших оппонентов принципиально пока не меняются. Никто не отказывается от плана «устранить» Российскую Федерацию как геополитического конкурента, влиятельного международного игрока и одного из центров формирующегося многополярного миропорядка. Корректируются тактика и методы. Если раньше говорили о нанесении нам стратегического поражения путем победы Украины на поле боя, то теперь требуют перемирия для киевского режима, с тем чтобы спасти и сохранить его как рычаг постоянного давления на нашу страну на длительную перспективу.

Заявленное Д.Трампом стремление завершить конфликт вокруг Украины политико-дипломатическим путем, так как он не приносит больших выгод в условиях усиливающегося соперничества в АТР, привело к возобновлению прямых российско-американских контактов, в том числе на высшем уровне. Европейские элиты, главным образом их либерал-глобалистская часть, находящаяся у власти в ключевых странах ЕС и Британии, не спешат подчиняться воле американского лидера: Европа приступила к активной милитаризации и выдвинулась на позиции главного спонсора Украины и противника России. Примечательно, что трамповская администрация не возражает против такого поворота событий, главное условие - технику и вооружение для поддержки киевского режима европейцы должны закупать в США.

В фокусе внимания Запада находятся также вопросы гарантий безопасности Украине. Вбрасываются различные провокационные и заведомо неприемлемые для России идеи, включая размещение натовских контингентов. Стратегия Киева строится на обеспечении долгосрочной военной и финансовой поддержки Запада, а также усилении западного давления на Россию. В идеале - вовлечение европейцев в прямое военное столкновение с нашей страной. Яркий пример - недавняя провокация с якобы запущенными нами на территорию Польши российскими дронами.

В целом ситуация на украинском направлении сохраняет тенденцию к дальнейшей деградации с рисками вовлечения в конфликт стран НАТО и расширения его географии.

Таковы, на наш взгляд, рамки ключевых факторов, которые будут оказывать определяющее воздействие на международные отношения и обстановку в перспективе одного года - двух лет.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати