ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

«Донбасс Опера» - театр надежды

13:44 13.09.2023 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Фрагмент из дф Марины Мироновой «Театр на линии фронта. Донбасс Опера»

На телеканале «Культура» состоялась премьера документального фильма российского режиссера Марины Мироновой «Театр на линии фронта. «Донбасс Опера». Речь идет о Донецком государственном академическом театре оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко, который не прекращает свою работу все девять лет войны на Донбассе. В театре есть те, кто погиб от бомбежек за эти 9 лет, кто долечивается от ранений, кто воюет на передовой. На первых кадрах киноленты под динамичную музыку балерина крутит фуэте на площадке в два метра, среди развалин рухнувшего от бомбового удара дома. Склад декораций театра полностью уничтожен, а это костюмы и реквизиты к спектаклям практически всей мировой классики оперы и балета. Но театр продолжает трудиться изо дня в день, идут репетиции, шьются новые костюмы к опере «Князь Игорь», и к балету «Война и мир», правда теперь руками всего лишь восьми портных, а таких костюмов, один из которых весит 15 кг, надо сшить в количестве 180, и это помимо всего прочего.

Марина Миронова выступает и как сценарист, и как режиссер и один из операторов своего документального фильма. Кинолента - о том духе, которым жив каждый, кто любит Донбасс, любит свою родину, свой народ – и эти слова выстраданы, мы слышим их и от министра культуры ДНР Михаила Желтякова, и от Евгения Денисенко, генерального директора театра. Мы видим в кадре их лица, на них нет даже минимума грима.

Министр культуры ДНР Михаил Желтяков в фильме Марины Мироновой «Театр на линии фронта. «Донбасс опера»

Министр культуры ДНР, размышляя о роли театра и в экстремальных условиях, и в мирное время, излагает свою точку зрения: «Суть театра – это идеология, театры воспитывают. Наша задача, чтобы зритель ещё раз пришел, а если не захотел прийти, надо понять, почему».

Евгений Денисенко, генеральный директор Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко

К слову, театр был открыт в Донецке в апреле 1941 года в новом, специально для него построенном, здании. Уточнив этот немаловажный факт, режиссер даже не проводит, а лишь намекает на саму собой напрашивающуюся аналогию с современным периодом истории нашей страны. «Чувство патриотизма проявляется в такие острые моменты, как сегодня», - говорит в фильме гендиректор театра Евгений Денисенко.

В первые дни боевых действий на Донбассе в 2014 году театр продолжал работать по всей репертуарной программе, потом полноценную деятельность пришлось «свернуть», но артисты выступали перед своими зрителями на других площадках, ставили детские утренники к Новому году и репетировали, не прерывая процесса. В состав труппы приходили новые артисты. Коллектив сплотился. Как потом скажет в фильме Георгий Макин, солист оперы и балета: «Театр духовно подрос, люди стали более добрыми, отзывчивыми, понимающими, появился другой взгляд на жизнь». В фильме режиссер знакомит нас, зрителей, со многими участниками этого театрального коллектива. 2014 год стал для каждого собственной линией фронта. Артист Евгений Удовин (тенор) месяц сидел в подвале из-за непрекращающихся обстрелов, но никуда не уехал из Донецка, долго болел, потерял голос, вылечился. «Девять лет шла борьба с самим собой, - говорит он. - Господь дал нам такую профессию, чтобы своей душой дарить людям радость и надежду на жизнь».

Зрительный зал Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко

Камера кинодокументалиста фиксирует зачехленный зрительный зал театра «Донбасс Опера», как называют его в народе, и мы слышим комментарий солистки оперной труппы Натальи Нарожной: «Театр не молчит. Мы не молчим, мы репетируем, поем, танцуем, готовим спектакли, премьеры».

Наталья Нарожная, солистка оперы

Режиссер Марина Миронова беседует с артистами, балетмейстерами, педагогами, швеями, костюмерами, где придется – за кулисами, в гримерках, в репетиционных залах. Все работают с верой и надеждой на скорую победу, среди них и главный балетмейстер театра Валерий Попов, и режиссер Юрий Лаптев, и солист оперы Андрей Кривохата, и педагог и репетитор по балету Эльвира Рыкова, репетитор балета Максим Вальчик, художник Марина Муравьева, солистка балета, репетитор по балету Ирина Комаренко, солистка оперы и педагог Тамара Лагунова, балерина Анастасия Никольская. Одна из актрис, гримируясь для детской сказки, рассказывает режиссеру, как приходится «застегивать» всё, что происходит в душевном состоянии, молча переживать смерть детей, родных, и выходить на сцену к малышам и играть сказочных персонажей, веселить детей, отвлекая их от всего, что происходит за стенами театра. Мирослав Грабовский, солист балета и репетитор, подтверждает: «Не унываем, как бы ни было тяжело».

Сегодня в репертуаре театра - отечественная и мировая классика: оперы «Князь Игорь» А. Бородина, «Травиата» Д. Верди, «Летучий Голландец» Р. Вагнера, балетные спектакли «Щелкунчик» П. Чайковского, «Балеро. ШАХМАТы» М. Равеля, «Пер Гюнт» Э. Грига, «CARMINA BURANA К. Орфа и др. В первой декаде сентября с.г. «Донбасс Опера» показал на сцене Большого театра в Москве премьеру балета «Война и мир» и оперу «Князь Игорь». По словам генерального директора Евгения Денисенко, театр собирается на гастроли в Крым, в том числе и с премьерами. «Театр должен быть дарующим», - говорит в фильме солистка оперы и репетитор по вокалу Тамара Лагунова. Режиссер, сценарист и оператор Марина Миронова очень точно назвала свой новый фильм «Театр на линии фронта. «Донбасс Опера». По сути своей духовной - этот театр в Донецке всегда на линии фронта.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати