Фрагмент из дф Марины Мироновой «Театр на линии фронта. Донбасс Опера»
На телеканале «Культура» состоялась премьера документального фильма российского режиссера Марины Мироновой «Театр на линии фронта. «Донбасс Опера». Речь идет о Донецком государственном академическом театре оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко, который не прекращает свою работу все девять лет войны на Донбассе. В театре есть те, кто погиб от бомбежек за эти 9 лет, кто долечивается от ранений, кто воюет на передовой. На первых кадрах киноленты под динамичную музыку балерина крутит фуэте на площадке в два метра, среди развалин рухнувшего от бомбового удара дома. Склад декораций театра полностью уничтожен, а это костюмы и реквизиты к спектаклям практически всей мировой классики оперы и балета. Но театр продолжает трудиться изо дня в день, идут репетиции, шьются новые костюмы к опере «Князь Игорь», и к балету «Война и мир», правда теперь руками всего лишь восьми портных, а таких костюмов, один из которых весит 15 кг, надо сшить в количестве 180, и это помимо всего прочего.
Марина Миронова выступает и как сценарист, и как режиссер и один из операторов своего документального фильма. Кинолента - о том духе, которым жив каждый, кто любит Донбасс, любит свою родину, свой народ – и эти слова выстраданы, мы слышим их и от министра культуры ДНР Михаила Желтякова, и от Евгения Денисенко, генерального директора театра. Мы видим в кадре их лица, на них нет даже минимума грима.
Министр культуры ДНР Михаил Желтяков в фильме Марины Мироновой «Театр на линии фронта. «Донбасс опера»
Министр культуры ДНР, размышляя о роли театра и в экстремальных условиях, и в мирное время, излагает свою точку зрения: «Суть театра – это идеология, театры воспитывают. Наша задача, чтобы зритель ещё раз пришел, а если не захотел прийти, надо понять, почему».
Евгений Денисенко, генеральный директор Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко
К слову, театр был открыт в Донецке в апреле 1941 года в новом, специально для него построенном, здании. Уточнив этот немаловажный факт, режиссер даже не проводит, а лишь намекает на саму собой напрашивающуюся аналогию с современным периодом истории нашей страны. «Чувство патриотизма проявляется в такие острые моменты, как сегодня», - говорит в фильме гендиректор театра Евгений Денисенко.
В первые дни боевых действий на Донбассе в 2014 году театр продолжал работать по всей репертуарной программе, потом полноценную деятельность пришлось «свернуть», но артисты выступали перед своими зрителями на других площадках, ставили детские утренники к Новому году и репетировали, не прерывая процесса. В состав труппы приходили новые артисты. Коллектив сплотился. Как потом скажет в фильме Георгий Макин, солист оперы и балета: «Театр духовно подрос, люди стали более добрыми, отзывчивыми, понимающими, появился другой взгляд на жизнь». В фильме режиссер знакомит нас, зрителей, со многими участниками этого театрального коллектива. 2014 год стал для каждого собственной линией фронта. Артист Евгений Удовин (тенор) месяц сидел в подвале из-за непрекращающихся обстрелов, но никуда не уехал из Донецка, долго болел, потерял голос, вылечился. «Девять лет шла борьба с самим собой, - говорит он. - Господь дал нам такую профессию, чтобы своей душой дарить людям радость и надежду на жизнь».
Зрительный зал Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко
Камера кинодокументалиста фиксирует зачехленный зрительный зал театра «Донбасс Опера», как называют его в народе, и мы слышим комментарий солистки оперной труппы Натальи Нарожной: «Театр не молчит. Мы не молчим, мы репетируем, поем, танцуем, готовим спектакли, премьеры».
Наталья Нарожная, солистка оперы
Режиссер Марина Миронова беседует с артистами, балетмейстерами, педагогами, швеями, костюмерами, где придется – за кулисами, в гримерках, в репетиционных залах. Все работают с верой и надеждой на скорую победу, среди них и главный балетмейстер театра Валерий Попов, и режиссер Юрий Лаптев, и солист оперы Андрей Кривохата, и педагог и репетитор по балету Эльвира Рыкова, репетитор балета Максим Вальчик, художник Марина Муравьева, солистка балета, репетитор по балету Ирина Комаренко, солистка оперы и педагог Тамара Лагунова, балерина Анастасия Никольская. Одна из актрис, гримируясь для детской сказки, рассказывает режиссеру, как приходится «застегивать» всё, что происходит в душевном состоянии, молча переживать смерть детей, родных, и выходить на сцену к малышам и играть сказочных персонажей, веселить детей, отвлекая их от всего, что происходит за стенами театра. Мирослав Грабовский, солист балета и репетитор, подтверждает: «Не унываем, как бы ни было тяжело».
Сегодня в репертуаре театра - отечественная и мировая классика: оперы «Князь Игорь» А. Бородина, «Травиата» Д. Верди, «Летучий Голландец» Р. Вагнера, балетные спектакли «Щелкунчик» П. Чайковского, «Балеро. ШАХМАТы» М. Равеля, «Пер Гюнт» Э. Грига, «CARMINA BURANA К. Орфа и др. В первой декаде сентября с.г. «Донбасс Опера» показал на сцене Большого театра в Москве премьеру балета «Война и мир» и оперу «Князь Игорь». По словам генерального директора Евгения Денисенко, театр собирается на гастроли в Крым, в том числе и с премьерами. «Театр должен быть дарующим», - говорит в фильме солистка оперы и репетитор по вокалу Тамара Лагунова. Режиссер, сценарист и оператор Марина Миронова очень точно назвала свой новый фильм «Театр на линии фронта. «Донбасс Опера». По сути своей духовной - этот театр в Донецке всегда на линии фронта.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs