Завершившийся 10 сентября двухдневный саммит G20 (The Group of Twenty, major advanced and emerging economies) в Нью-Дели показал существование двух серьезных проблем в системе межгосударственных отношений в современном мире. Во-первых, мы убедились, насколько глубоки противоречия между странами в понимании стратегии цивилизационного развития, во-вторых, несмотря ни на что, имеются возможности преодоления существующих противоречий, если на то есть воля и желание лидеров государств. Я имею в виду принятие итоговой Декларации участниками саммита, которую согласовали лидеры всех страны «двадцатки» без исключения.
Напомню, что в течение всего года председательства Индии общий документ не удавалось согласовать ни на одной встрече на уровне министров иностранных дел стран-членов G20, прежде всего, из-за имеющихся разногласий по включению пунктов и трактовок по ситуации на Украине.[1]
Суть разногласий в основном вызвали положения, описывающие конфликт между Россией и Украиной. В итоге в 30-страничной итоговой Декларации были согласованы позиции, которые устроили, всех подписантов, включая Россию и США.
В отличии от баллийской Декларации прошлогоднего саммита, когда лидеры «двадцатки» «потребовали полного и безоговорочного вывода российских вооруженных сил с территории Украины», делийская Декларация лишь подтвердила глубокую обеспокоенность огромными человеческими страданиями и пагубными последствиями войн и конфликтов по всему миру.
Что касается положений, связанных с войной на Украине, то лидеры государств напомнили о национальных позициях и резолюциях, принятых в Совете Безопасности ООН и Генеральной Ассамблее ООН и подчеркнули, что все государства должны действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН во всей его полноте. Участники саммита также «обратили внимание на дополнительные негативные последствия войны на Украине в отношении глобальной продовольственной и энергетической безопасности, цепочек поставок, макрофинансовой стабильности, инфляции и падения экономического роста, что усложнило политическую среду для стран, особенно развивающихся и наименее развитых».
По мнению индийского шерпы Амитабха Канта, слова которого приводит Times of India, итоговый документ — это и личный успех премьер-министра Индии Нарендры Моди, который смог добиться принятия общего заявления, хотя накануне саммита это было не очевидно.
Мировые СМИ, в частности крупнейший новостной портал Business Insider пишут о «капитуляции перед Путиным». В эфире американской Fox News сенатор, член Республиканской партии США Джони Эрнст заявила, что «все страны и мировые лидеры смотрят на слабость нашего президента». Британская Financial Times была более категорична, по мнению обозревателей издания, «декларация саммита G20 в Индии стала катастрофической неудачей для западных стран из-за отсутствия единого мнения по вопросу поддержки киевского режима во главе с Зеленским, поэтому нынешняя делийская Декларация является серьезным ударом по западным странам, которые весь последний год пытались убедить развивающиеся страны осудить Москву и поддержать Украину, но не получилось».
Шерпа от России в «двадцатке» Светлана Лукаш назвала прошедший саммит одним из самых сложных за всю историю G20, подчеркнув, что по украинскому вопросу состоялись очень трудные переговоры, но сработала коллективная позиция стран БРИКС и других партнеров, т.е. половина «двадцатки» не стала трактовать события на Украине так, как их подает Запад».
Несмотря на то, что на саммите в Дели отсутствовали президент России Владимир Путин (Россию представлял на саммите глава МИД Сергей Лавров) и председатель КНР Си Цзиньпин (китайскую делегацию возглавил премьер Госсовета Ли Цян), как отметил в своей речи на пресс-конференции по его итогам министр иностранных дел России Сергей Лавров, саммит «Группы двадцати» - это безусловный успех, прежде всего, индийского председательства, но и всех нас. «Двадцатка» переживает внутреннюю реформу, это проявилось в существенной активизации членов «Группы двадцати» от Глобального Юга, которые при ведущей роли Индии чётко и настойчиво добивались учёта своих интересов в договорённостях, обсуждаемых «двадцаткой». По словам министра, «очень важно, что Запад пошел на компромисс однозначно на условиях, которые были выгодны развивающимся странам. Весь пафос, касающийся непосредственных вопросов круга ведения «двадцатки», заключается в том, что «глобальный Юг» хочет укрепить свою роль в механизмах глобального управления, чтобы она адекватно отражала его реальный вес в мировых делах, в том числе и в сфере экономики, где БРИКС уже обошёл по объёму валового национального продукта страны «Группы семи».[2]
Отсутствие двух ведущих мировых лидеров Владимира Путина и Си Цзиньпина в Дели многие мировые эксперты расценили как отношение Москвы и Пекина к консолидированному изменению к стратегии по отношению двух стран с коллективному Западу. Конечно, отсутствие Путина и Си, как пишут индийские издания, Моди несколько разочаровало, но с другой стороны они отметили, что Нарендра Моди почувствовал себя даже несколько увереннее в отсутствии двух великих людей и с присущей ему напористостью воспользовался ситуацией.
Как отмечает индийская газета Hindustan Times, безусловно, Моди настойчиво приглашал и Владимира Путина, и Си Цзиньпина в Дели, и явно был не против собрать под своим председательством весь комплект лидеров «двадцатки», но не сложилось.
Западная пресса практически единодушно отметила, что отсутствие Си Цзиньпина и Владимира Путина — серьезный удар по «двадцатке», поскольку решение лидеров двух ведущих стран мира не ехать на форум может поставить под вопрос сам смысл работы площадки G20.[3]
Как пишет The Washington Post, среди тех, кого расстроило решение господина Си, оказался и американский президент Джо Байден. Глава Белого дома последний раз встречался с китайским визави как раз на саммите G20 в прошлом году в Индонезии. С тех пор отношения Вашингтона и Пекина прошли через несколько витков напряженности, однако президент США неизменно подчеркивал готовность и желание вновь переговорить с председателем КНР. И «двадцатка» в Дели воспринималась в американской администрации отличной возможностью для этого. И, видимо, поэтому Байден с горечью в голосе заявил, что «огорчен, но собирается встретиться с ним в другой раз». Очевидно, это также стало причиной того, что американский президент улетел из Дели даже не дождавшись окончания саммита.
Однако партнеры США из Евросоюза увидели в сложившейся ситуации новые возможности. По данным Bloomberg, лидеры ЕС хотели воспользоваться отсутствием Си и Путина в Дели и активизировать взаимодействие со странами «глобального Юга», в том числе, с представителями африканских государств, но, как видно, не задалось и там.
Но вернемся к саммиту. Его повестка была действительно весьма насыщенной. Участники саммита обсудили более 80 вопросов, касающихся отказа от применения ядерного оружия; укрепления глобальной продовольственной безопасности и выполнения условий зерновой сделки; реформирование Все65мирнной торговой организации (ВТО) и содействие открытой и справедливой торговле, отсутствие запретов на экспорт; преференции развивающимся странам в международных финансовых и экономических институтах; обмен опытом по восстановлению национальной инфраструктуры после стихийных бедствий; восстановление к 2030 году 30 процентов всех разрушенных природных экосистем и многое другое, что и было зафиксировано в итоговой Декларации саммита.
Важно отметить, что развивающиеся страны на этом саммите были гораздо более консолидированы, настойчивы в продвижении своих справедливых требований, чем на предыдущем баллийском саммите. При этом никто из участников G20 не выступал за то, чтобы эти требования реализовывались в ущерб Западу. Многие лидеры стран-участниц саммита говорили, что все заинтересованы в том, чтобы работать вместе, но только делать это по-честному, вместе искать баланс интересов, а не продвигать их в ущерб интересам других.
Девиз, провозглашенный индийским руководством «Одна земля, одна семья, одно будущее» полностью отражал объединительный настрой большинства участников саммита.
Весьма интригующим явилось то, что индийский премьер-министр Нарендра Моди выступил на открытии саммита с табличкой, на которой было написано не Индия, как это было всегда ранее, а «Bharat», вызвав живое обсуждение возможного переименования страны. Напомню, что Бхарат (Bharat Gaṇarajya) — официальное название страны на языке хинди, а Индия (Republic of India) — ее название на английском, который является вторым государственным языком в стране. Кстати, в индийской Конституции закреплены оба наименования. Действительно, многие члены партии «Бхаратия Джаната», которую возглавляет Моди, призывают переименовать страну, вернув ей историческое название. Сторонники инициативы также считают, что «Индией» страну назвали британские колонизаторы, хотя, как отмечает Reuters, это название появилось столетиями раньше колониального правления.
Анализ итогов делийского саммита показал наличие четырех концептуальных оснований:
Первое: лидеры «двадцатки» подтвердили, что все государства должны соблюдать принципы международного права, включая территориальную целостность и суверенитет, однако, как отметили участники G20, саммит не является платформой для решения геополитических проблем, так как среди участников имеются различные точки зрения.
Второе, состоявшаяся дискуссия в Дели является поворотной, так как она продемонстрировала сплоченность «глобального Юга» и «незападных стран» в отстаивании своих прав в мировой политике и их нежелание все сводить к украинской повестке.
Третье, итоговые результаты делийского показали наличие дополнительных возможностей для продолжения работы по обеспечению справедливости в мировой экономике и в финансовых кругах.
Четвертое, участники саммита единогласно поддержали предоставление Африканскому союзу статуса постоянного члена G20 и намерены уделить особое внимание расширению «двадцатки».
Следующие саммиты G20 пройдут в Бразилии в 2024 году, в ЮАР - в 2025 году, и в США - в 2026 году.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Почему саммит «двадцатки» в Нью-Дели назвали переломным 10.09.2023 года. Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/politics/10/09/2023/64fd79cb9a79477aaf5e5b41
[2] Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова по итогам саммита «Группы двадцати», Нью-Дели, 10 сентября 2023 года 10.09.2023 года. Электронный ресурс: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1903728/
[3] Без двух G20 05.09.2023 года. Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/6198110
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs