В условиях турбулентности международной обстановки США пытаются сохранить глобальное доминирование, а также сделать все возможное для упрочения однополярного мира. Реализовать это становится все труднее, поскольку самостоятельно обеспечить свое лидерство для Вашингтона становится просто невозможным, поэтому приходится идти по пути расширения и формирования различного рода блоков и альянсов. Речь идет в первую очередь о НАТО, AUKUS и QUAD.
Повышенное внимание укреплению военных союзов и привлечение новых партнеров отражено в основных концептуальных документах администрации Байдена. Основные угрозы безопасности США и их национальным интересам связываются с Россией и Китаем. Ставятся задачи – сохранение конкурентного технологического преимущества перед Пекином и одновременно жесткое противодействие Москве.
Вашингтон намерен и впредь консолидировать военные блоки и двусторонние союзнические отношения по всему миру. При этом большинство экспертов считают, что в современной военно-стратегической обстановке и в соответствии с новой стратегической концепцией приоритет отдается альянсам и сателлитам, которые способны повысить общий потенциал комплексного сдерживания главных геополитических противников – Россию и Китай.
В качестве примера реализации новой стратегической концепции сдерживания можно привести титанические усилия, которые США предприняли вместе со своими союзниками по оказанию беспрецедентного давления на Россию, укреплению восточного и северных флангов НАТО и предоставление массированной военной помощи киевскому режиму.
Военные эксперты полагают, что появление новой концепции можно объяснить отсутствием у Вашингтона подавляющего военного превосходства, которое было уже безвозвратно утеряно. В этих условиях у США отсутствует желание ввязываться в открытый военный конфликт с Россией или КНР.
В рамках новой концепции Вашингтона сеть военных блоков и прямая зависимость союзников имеют решающее значение для построения обороны стран Запада под американским руководством. В ходе подобного маневра Белый дом пытается получить дополнительные силы и ресурсы в различных регионах мира, укрепляя таким образом свой общий военный потенциал.
Не нужно забывать, что, так называемые союзники и партнеры Вашингтона, вынуждены оплачивать бессмысленную политику своего сюзерена за счет собственных масштабных дополнительных финансовых затрат, что влечет в свою очередь значительное сокращение социальных расходов.
В сложившихся условиях стабилизирующую роль всегда продолжало играть расширяющееся стратегическое взаимодействие России с КНР – на фоне усиления позиций Пекина в глобальном управлении и с учетом того, что китайское руководство твердо выступает за равный учет интересов всех участников региональной жизни на основе принципов ООН и международного права. Опыт последних лет только продемонстрировал прочность и серьезность отношений двух стран. Сопряжение планов развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь», равно как и совместная работа в ШОС и БРИКС, представляет собой, по сути, костяк движения к реализации российской концепции Большого Евразийского партнерства (БЕП).
Идея БЕП инклюзивна, свободна от навязывания другим идеологических клише, предполагает равноправие без чьего-либо «лидерства», добровольность и самостоятельность в определении степени участия – в противовес блоковой логике. Основная миссия БЭП - построить пространство взаимодействия в рамках уже действующих интеграционных структур, а затем шаг за шагом распространять на всю зону Евразии партнерство в сферах экономики, безопасности, гуманитарных вопросов, а не нацеливаться на противостояние в любых областях.
В новой Концепции внешней политики 2023 года четко определено, что Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs