ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Кэмп-Дэвид и «азиатское НАТО»

14:46 23.08.2023 • Олег Парамонов, Доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Южная Корея, будучи одним из ключевых союзников Вашингтона в Восточной Азии, долгое время избегала попадания в эпицентр усилий США по выстраиванию антипекинской «паутины коалиций», ключевыми элементами которой рассматривались «старый добрый» японо-американский альянс и относительно новомодный Quad. Основным препятствием для активного задействования Сеула в новой американской стратегии считается турбулентность в японо-южнокорейских отношениях, связанная с проблемами «исторического прошлого». Однако, ещё одной важной, хотя и не столь очевидной проблемой является фокусировка Сеула на вопросах безопасности Корейского полуострова. Этот «узкий взгляд» не затрагивал, например, ситуацию в Тайваньском проливе и стал причиной возникновения весьма неожиданной для южнокорейского президента Юн Сок Ёля ситуации. С одной стороны, его усилия по выводу японо-южнокорейских отношений из тупиковой ситуации получили максимальную поддержку в Вашингтоне. С другой, ответ на вопрос, сможет ли Южная Корея, которая теперь «всё делает правильно» с точки зрения Вашингтона, претендовать на достижение более весомого регионального веса, сопоставимого, например, с державами Quad, оставался без внятного ответа со стороны США. В Вашингтоне, да и в Токио, возникли опасения, что Сеул может выступить в роли «game changer», раздражающего своими попытками сместить фокус активности американоцентричных коалиций с Тайваньского пролива, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей в направлении Корейского полуострова.

Исходя из содержания ключевых документов, принятых в ходе состоявшейся 18 августа в Кэмп-Дэвиде встречи лидеров США, Японии и Южной Кореи, можно сделать вывод о том, что на роль «game changer» Сеул не претендует, во всяком случае, в период нахождения у власти администрации Юн Сок Ёля. Хотя в текстах документов саммита и присутствуют «дежурные фразы» о приверженности сторон идее денуклеаризации КНДР, неожиданно много внимания в них уделяется активной политике Китая вблизи Тайваня и в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. 

В обнародованном сторонами документе «Принципы Кэмп-Дэвида» сделан акцент на «свободном и открытом Индо-Тихоокеанском регионе, основанном на уважении международного права, общих норм и общих ценностей», на решительном отпоре «любым односторонним попыткам изменить статус-кво силой или принуждением»[1]. Последний тезис широко рассматривается как тонко завуалированный антикитайский тезис. «Принципы Кэмп- Дэвида» и «Дух Кэмп-Дэвида»: совместное заявление Японии, Республики Корея и Соединенных Штатов» изобилуют скрытыми выпадами в адрес Китая. При этом и от открытого упоминания про «опасное и агрессивное поведение Китая в Южно-Китайском море» стороны не удержались. По своей стилистике, да и по содержанию, документы саммита напоминают тексты, принимавшиеся ранее по итогам встреч Quad. Много говорится о намерении Вашингтона и двух его союзников придерживаться принципа «центральной роли» АСЕАН в региональной архитектуре, хотя в реальности создание «ромбов» и «треугольников» безопасности последовательно девальвирует асеаноцентричные диалоговые площадки. Не забыли участники трёхстороннего саммита подтвердить и «приверженность поддержке Украины»[2].

Встречу в Кэмп-Дэвиде принимающая сторона окрестила как «историческую», что связано, пожалуй, в большей степени с самим фактом её проведения. Начиная с 1994 г. лидеры США, Японии и Южной Кореи встречались более десятка раз, однако это были встречи на полях более широких международных мероприятий. Вместе с тем, в администрации Джо Байдена, преподнося столь значительные подвижки в деле выстраивания треугольника Вашингтон-Сеул-Токио в качестве весомого успеха нынешнего хозяина Белого Дома, осознают риски для перспектив этого проекта. К ним относят, в частности, сценарий «Трамп 2.0», а также давление на амбициозного южнокорейского лидера со стороны не только оппозиции, но и более широких слоёв общества. Хотя избрание Юн Сок Ёля в определённой степени и было связано с возникновением осторожного интереса не только у консерваторов, но и у части избирателей к улучшению отношений с Японией, там сейчас скорее разочарованы излишней уступчивостью своего президента по ряду принципиальных моментов в отношениях с этой страной.

Также, нынешняя динамика в треугольнике Вашингтон-Сеул-Токио во многом завязана на личностный фактор Фумио Кисиды, который, в отличие от многих своих однопартийцев, избегал резких высказываний по чувствительным для другим азиатских народов темам. Кроме того, в свою бытность министром иностранных дел, Фумио Кисида активно работал с коллегами из Сеула. В настоящее время досрочная отставка Фумио Кисиде скорее не угрожает несмотря на сильное снижение рейтинга, однако повторить рекорд Синдзо Абэ по продолжительности пребывания в премьерском кресле у него вряд ли получится.

В Вашингтоне полагают, что для устранения уязвимостей нынешней конструкции следует сосредоточить усилия на институализации «треугольника безопасности», параллельно смещая акценты на более активные контакты не только на уровне политиков, но между профильными чиновниками, в том числе, представителями военной бюрократии. Стороны договорились заключить к концу года соглашение об обмене в режиме реального времени данными о ракетной обстановке на Корейском полуострове, объявили о запуске трёхстороннего высокозащищённого прямого канала связи между лидерами, рассчитанного на использование в кризисных ситуациях. Кроме того, решено перевести на системную основу практику проведения военных учений в трёхстороннем и более широком форматах во всех сферах (воздушной, наземной, морской, подводной, кибер- и так далее)[3]. Кроме того, в Кэмп-Дэвиде решили, не только проводить подобные саммиты не реже одного раза в год, но и организовывать ежегодные консультации с участием представителей военных, внешнеполитических и экономических ведомств. Выступая на совместной пресс-конференции Байден заявил, что «запущен ряд инициатив, которые являются институциональными изменениями характера трёхстороннего взаимодействия и касаются вопросов безопасности, экономики, высоких технологий»[4].

Что касается реакции Пекина на происходившее в Кэмп-Дэвиде, то она была ожидаемо резкой. «Китай выразил сильное недовольство и сделал серьезное представление сторонам после того, как лидеры США, Японии и Южной Кореи оклеветали Китай по Тайваньскому вопросу и проблеме Южно-Китайского моря», - заявил в понедельник представитель МИД КНР Ван Вэньбин во время пресс-брифинга[5]. В Китае увидели в проведении данной встречи новый шаг в создании «азиатского НАТО». Ранее подобная терминология использовалась Пекином применительно к Quad.

Определенная интрига здесь связана с тем, нет ли у Вашингтона и двух его союзников намерения двигаться в направлении создания формального трёхстороннего военного альянса. Советник по национальной безопасности Президента США Джейк Салливан, сопровождавший своего «патрона» в Кэмп-Дэвиде, заявил, что Вашингтон «не ставил это в качестве явной цели». В современном геополитическом контексте эпоха классических альянсов эпохи холодной войны, плохо приспособленных к азиатским реалиям «серых зон безопасности», скорее, уходит в прошлое. Поэтому можно предположить, что более перспективными Вашингтону сейчас представляются модели, подобные AUKUS, и именно этот опыт может быть использован применительно к треугольнику Вашингтон-Сеул-Токио.

Кроме того, более гибкая, чем традиционные военные альянсы, модель сотрудничества в сфере безопасности, подразумевает больший акцент на использовании экономических инструментов. Цепочки добавленной стоимости, зоны свободной торговли, телекоммуникационные стандарты, не говоря уже об инфраструктурных проектах, стали новыми «полями битв» между большими державами. Взгляды Вашингтона и Токио здесь в целом совпадают, именно Фумио Кисиде принадлежит авторство нарратива «экономической безопасности», в частности, он стал инициатором запуска формата экономических консультации «два плюс два». Однако, подходы Сеула к этому вопросу могут оказаться ещё одним уязвимым местом треугольника Вашингтон- Сеул-Токио. Южная Корея является вторым в мире производителем чипов и одним из крупнейших партнеров Китая в сфере радиоэлектроники. Страна в значительной степени воздержалась от присоединения к экспортному контролю США, чтобы избежать конфронтации с Пекином.[6]

В заключение стоит упомянуть, что в Кэмп-Дэвиде имела место и личная встреча Джо Байдена и Фумио Кисиды, в ходе которой обсуждали, в том числе, ситуацию на Украине и вопросы, связанные с Китаем. Уже в который раз там договорились «сохранять жесткие санкции против России» и решительно поддерживать Украину, как говорится в сообщении министерства иностранных дел Японии[7]. Кроме того, было решено приступить к совместной разработке ракеты-перехватчика для борьбы с гиперзвуковыми целями. Это будет уже второй совместный проект Вашингтона и Токио в сфере ПРО, ранее Токио помог Вашингтону с созданием ракеты-перехватчика SM-3 BlockIIA.

Рассматривая итоги этой встречи, нельзя не заметить, что Вашингтон агрессивно выстраивает новую глобальную архитектуру, в которой азиатское крыло, учитывая противостояние США с Китаем, приобретает все более внятные очертания военного характера и неизбежно становится дополнительным фактором дестабилизации в регионе.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Camp David Principles | The White House

[2] Дух Кэмп-Дэвида: совместное заявление Японии, Республики Корея и Соединенных Штатов | Белый дом (whitehouse.gov)

[3] https://www.kommersant.ru/doc/6171486

[4] Japan, South Korea and U.S. hail ties, but staying power questioned - The Japan Times

[5] Пекин раскритиковал лидеров США, Японии и Южной Кореи за высказывания о КНР (interfax.ru)

[6] https://www.kommersant.ru/doc/6171486

[7] https://www.kommersant.ru/doc/6171510

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати