Переход власти в Нигере в руки группы военных, недовольных профранцузской политикой президента Мохаммеда Базума, будет означать существенное сокращение влияния Запада в регионе Сахеля, если Парижу не удастся отыграть ситуацию назад. Тем временем ситуация развивается, раздаются разные призывы и предостережения. Госсекретарь США Энтони Блинкен поговорил по телефону со свергнутым президентом Нигера Мохамедом Базумом и выразил ему поддержку от имени Соединенных Штатов. Об этом сообщил Госдепартамент. Блинкен заявил свергнутому президенту Нигера о «неизменной и непоколебимой поддержке» страны Вашингтоном. А военные, совершившие государственный переворот в конце июля, объявили об открытии воздушных и сухопутных границ с Алжиром, Буркина-Фасо, Ливией, Мали и Чадом. Об этом сообщает телеканал Al Jazeera. Помимо этого Национальный совет спасения родины (НССР) объявил о назначении новых губернаторов всех восьми регионов западноафриканской страны.
На этом фоне англоязычная пресса констатирует: африканская политика президента Франции Макрона "разорвана в клочья" (1). Регион Сахеля рассматривался Парижем как географический мост между Средиземноморьем и Глобальным Югом. После ухода французских войск из Мали в 2022 г. Нигер оставался единственным государством в регионе, где французские войска ещё присутствуют. Всего в Нигере базируются 1,5 тыс. французских и несколько сотен американских военных, которых Франция, эвакуируя своих граждан, пока не собирается выводить. В контексте возможного объединения ряда стран региона Сахеля (Мали, Буркина Фассо, Нигера и Гвинеи) в ответ на угрозу введения французских войск они заявили, что будут трактовать такой акт как нападение на них. Поэтому ожидать «жесткого ответа» со стороны Франции просто не приходится, что и подтвердили в Париже.
Военное присутствие французов в Нигере позволяло им хотя бы частично сохранять контроль над ситуацией в Сахеле, а контроль над ситуацией в регионе позволял надеяться на то, что в будущем Парижу достанется роль "главного вахтёра" на границе этого т.н. "африканского рубежа Европы". В такой роли мнение Парижа в вопросах борьбы с нелегальной миграцией, контрабандой оружия, разработки месторождений местных недр и военно-политического сотрудничества западных держав с африканскими странами было бы политически более весомым. Но, как говорится, что-то пошло не так….
Протяжённость Сахеля составляет почти 4 тыс. км., от Атлантического океана до Красного моря через Сенегал, Мавританию, Мали, Буркина-Фасо, Чад, Нигер, Нигерию, Судан, Эритрею и северные районы Эфиопии. При этом Эфиопия, Буркина-Фасо и Мали демонстрируют явные пророссийские настроения. Эритрея и часть политического руководства Судана тоже готовы сотрудничать с Москвой и Пекином вопреки рекомендациям «исторического патрона».
Учитывая антироссийский курс Парижа, такой расклад усложняет политическую ситуацию вокруг французской военной базы в Джибути, т.к. она окажется в потенциально недружественном окружении. Это, в свою очередь, сузит его возможности для удержания своего влияния в Красном море, которое через Суэц сообщается со Средиземным, омывающим берега Франции. Посему любое непредсказуемое изменение прозападного политического порядка в странах Сахеля Парижем, да и ЕС в целом, воспринимается очень нервозно.
Нигер занимает выгодное стратегическое положение. Смена власти в Ниамее означает образование сплошного антифранцузского коридора от Мавритании до Чада и от Ливии до Нигерии, и с выходом к океану через Буркина-Фасо и Гвинею. Дальнейший эффект домино может взывать отказ от профранцузского курса прочих бывший колоний Парижа - Мавритании, Бенина, Того, Кот д'Ивуара, Сенегала, Камеруна, Габона. Угрозу своим интересам в Африке узрели США и ЕС, сразу поддержавшие Базума и осудившие его оппонентов (2).
Новые власти Нигера прекратили экспорт урана во Францию, в отместку Франция и ЕС объявили о заморозке финансовой помощи Нигеру - €120 млн. и €503 млн., соответственно (3). Часть из вышеупомянутой помощи ЕС Нигер уже получил в 2021-2023 гг., официально она предназначалась на «развитие системы управления, образования и поддержку стабильного развития».
За яркими лозунгами о финансовой помощи скрывалось нежелание Парижа терять доступ к африканским ресурсам, в т.ч. за счёт финансовой поддержки диктаторских режимов профранцузского толка. В 1990-х годах Франция "закрывала глаза на то, как ее союзники из числа франкофонных стран занимались поставками оружия "самому неуправляемому" либерийскому полевому командиру Чарльзу Тейлору. Одновременно на другом конце континента – в Руанде – Париж взрастил режим Жювеналя Хабиаримана, который в 1994 году устроил геноцид народа тутси, жертвами которого стали около 800 тысяч человек (4). В 2016 г. Франция поддержала авторитарные правительства Чада и Габона, поскольку первый нужен был Парижу для борьбы с исламистами, второй для вывоза из Габона нефти и урана.
Для нейтрализации Нигера, если страна сохранит антифранцузский вектор во внешней политике, Парижу придётся усилить сотрудничество с Чадом (имеет общую границу с ЦАР, где пророссийские настроения ни для кого не секрет) и властными группировками в Ливии, которые контролируют центральные и южные районы страны.
Это задача не из лёгких, так как у других стран есть свои виды на этот регион. Италия и Турция активничают на ливийском направлении, Великобритания и США стараются сохранить своё присутствие в англоязычной Африке, Испании и Марокко не даёт покоя вопрос принадлежности Сеуты и Мелильи. На этом фоне Алжир усиливает экономическое партнёрство с Россией, особенно в сфере энергетики и ВПК. Похожие планы есть и у Египта.
Что же касается России, то, как пишут РИА Новости, ее «интересы не только в расширении влияния на еще одну африканскую страну и не только в уране (который важен для Франции), но и в тех панафриканских проектах, которые связаны с Нигером. В первую очередь речь идет о Транссахарском магистральном газопроводе — проекте, который пытаются воплотить в жизнь уже полтора десятилетия. Трубопровод длиной в 4,5 тысячи километров должен доставить газ от Гвинейского залива до Средиземного моря, то есть из Африки в Европу. Этот проект снова стал актуален после развода Европы с Россией — европейцы ищут замену российскому газу. И прошлым летом работы над транссахарским проектом решили возобновить. Проходит он всего через три страны: Нигерию, Нигер и Алжир, а последний является давним и очень близким партнером России, и столь же последовательным противником французского влияния к югу от своих границ».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
- https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-08-01/macron-s-africa-strategy-in-tatters-as-his-bet-on-niger-unravels
- https://persecondnews.com/2023/07/31/niger-coup-and-geopolitics-in-ecowas-region-by-paul-ejime/
- https://www.aljazeera.com/news/2023/7/29/blinken-offers-nigers-ousted-leader-bazoum-unflagging-support
- Журнал Международная жизнь - Франция и Африка: вчера и сегодня https://interaffairs.ru/news/show/23966
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs