ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Сможет ли Московская Патриархия заставить время работать на себя? (по итогам Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви)

11:49 27.07.2023 • Михаил Леонов, журналист

«Для Европы Россия — недоумение, и всякое действие ее — недоумение, и так будет до самого конца. Да, давно уже не заявляла себя так земля русская, так сознательно и согласно...» (Ф. М. Достоевский. Дневник писателя. 1876)

В этой статье я хотел бы коснуться еще одного аспекта итогов Архиерейского Совещания РПЦ, который состоялся в Троце-Сергиевой Лавре 19 июля. В своем прошлом материале я коснулся лишь одной части из выступления Святейшего Патриарха Кирилла, в котором он озвучил конечных бенефициаров церковного раскола на Украине. Однако в докладе Патриарха был озвучен вопрос, который долгое время назревал и требовал ответа, но не получал своего основательного развития – как со стороны Московской Патриархии, так и представителей других поместных Церквей. Святейший Патриарх Кирилл задал лейтмотив Совещания такими словами: «К сожалению, одним из орудий борьбы против Православия стал Константинопольский Патриархат. Его ведущие иерархи в течение длительного времени при поддержке сторонних для Церкви политических сил и по их наущению готовились расторгнуть единство Православия, вели тайные переговоры и плели интриги».[1]

Развитием этого посыла стал доклад Митрополита Будапештского и Венгерского Иллариона «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей». Не растекаясь мыслью по древу, основные положения доклада бывшего главы церковного МИДа можно сформулировать в следующих тезисах:

Константинопольский Патриархат пересматривает в одностороннем порядке акты, имеющие правоустанавливающее значение;

Константинопольский Патриархат нарушает принцип равенства автокефальных Церквей;

Константинопольский Патриархат высказывает претензии на исключительное право в церковной юрисдикции в диаспоре;

Константинопольский Патриархат высказывает претензии на первенство власти над Вселенской Церковью;

Константинопольский Патриархат претендует на роль высшей апелляционной инстанции во Вселенской Церкви;

Константинопольский Патриархат претендует на право принимать клириков других Поместных Церквей без отпускных грамот;

Константинопольский Патриархат «восстанавливает в сане» раскольников, не имевших канонического рукоположения или утративших сан вследствие уклонения в раскол;

Константинопольский Патриархат высказывает претензии на исключительное право предоставления автокефалии.

В той или иной степени, как я уже заметил, эти вопросы затрагивались иерархами, канонистами и богословами, однако не имели должного развития. В октября 2018 года Митрополит Калавритский и Эгиалийский Амвросий (Элладская православная церковь) одним из первых греческих иерархов обвинил[2] патриарха Варфоломея в разделении мирового Православия. Обвинения звучали и от известного богослова почётного профессора Богословского Факультета Университета Аристотеля в Салониках протопресвитера Феодора Зисиса; из уст Митрополита Киевского Онуфрия, иерархов Сербской, Грузинской, Кипрской Церквей; не молчал и сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Однако вопрос должен был не только появиться, но и созреть для соборного рассмотрения, а созрев – должен быть рассмотрен. Без преувеличения скажу, что с нетерпением этого момента ожидали многие православные Церкви, оставалось лишь перевести его из области высказываний отдельных лиц в область соборного канонического рассмотрения. Оставалось лишь ожидать – кто озвучит давно созревшую проблему.

И вот фронт канонической конфронтации с Константинопольским Патриархатом открыт. В резюме доклада Митрополита Иллариона мы слышим: «Осуждаем и не приемлем теоретические положения новой экклезиологической концепции Константинопольского Патриархата, а также практические неправомерные и беззаконные действия, предпринятые в порядке внедрения указанной концепции в современную церковную жизнь. Эти положения и действия не соответствуют православному Преданию, разрушают канонические устои Вселенской Церкви и наносят тяжкий вред единству Поместных Православных Церквей».

Следующим планомерным и закономерным шагом станет утверждение итогового документа Архиерейского Совещания Священным Синодом РПЦ, что предоставит ему статус полновесного соборного декларативного документа.

Как можно заметить из документов Совещания, прямых обвинений Варфоломея в ереси и расколе не прозвучало, но на данном этапе это не требуется и не представляется возможным, - это уже дело последующего Соборного решений всех православных поместных Церквей.

При этом следует понимать, что на быструю и единодушную положительную реакцию с их стороны надеяться не стоит.

Во-первых, по сведениям моих конфиденциальных источников, в стане Варфоломея уже крепко стало «подгорать», и в ближайшее время мы, скорее всего, увидим их неуклюжую попытку опровергнуть тезисы Московской Патриархии. Во-вторых, не следует сбрасывать со счетов немалую армию «группы поддержки» патриарха Варфоломея  как в стане греческих иерархов, так и в других поместных Церквах. Основной упор в апологетике Фанара, скорее всего, будет сделан на том, что-де «Московский Патриарх сам узурпирует первенство суда и власти среди всех иных равных поместных Церквей» со всеми вытекающими последствиями. И тут уже мяч окажется на стороне ОВЦС – только от выстроенного к этому времени диалога среди собратьев-православных будет зависеть, чью сторону они примут в итоге – действительного узурпатора, мнящего себя «первым без равных», или мнимого, хранящего чистоту и верность канонам Церкви. А для этого, конечно же, так же требуется какое-то время для обмена мнениями среди богословов, канонистов и иерархов всех православных Церквей.

Похожую ситуацию можно было наблюдать в истории Церкви во времена III Вселенского Собора, когда святые отцы не стали сразу анафематствовать Нестория, а дали другим возможность спокойно определиться с выбором, не занимая сразу однозначно ту или иную сторону, а самому Несторию и возглавляемой им Константинопольской Церкви выдали «последнее предупреждение», дав время для покаяния и исправления.

На этом можно было бы и закончить, но вернемся к словам Федора Михайловича, которые вынесены мною в эпиграф. Прошедшее Совещание архиереев по своему значению стало поистине программным заявлением земли русской: на весь православный мир прозвучало соборное слово русских архипастырей, которым они предупреждают о нависшей опасности, грозящей Вселенскому Православию, и призывают к выработке путей спасения для своих собратьев архиереев в иных поместных Церквах.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] http://www.patriarchia.ru/db/text/6043547.html

[2] https://www.interfax.ru/world/631339

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати