О формировании справедливого и устойчивого мироустройства
Об отношении Запада к укреплению и углублению российско-африканского взаимодействия в различных сферах на двусторонней и многосторонней основе, в первую очередь в рамках Африканского союза и Форума партнерства Россия – Африка, можно проиллюстрировать на примере опубликованного в июле 2023 года доклада Британского Королевского института международных отношений «Как остановить войну России на Украине. Защита будущего Европы и опасность ложного мира».
Авторы исследования излагают следующее англосаксонское видение происходящих в мире процессов в контексте проводимой Россией СВО.
«Часто отмечается, что большая часть мира, за пределами того, что обычно называют Западом, не поддерживает Украину…Некоторые страны на Глобальном Юге или где-либо еще в развивающемся мире, возможно, не захотят инвестировать в исход, при котором выиграет Запад». Причинно-следственная связь такого «неправильного поведения джунглей» (по образному выражению главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля) в докладе определена следующим образом: «Тем не менее, хотя понятно, что государство, скажем, в Африке или Латинской Америке может быть не так обеспокоено тем, что Россия ведет отдаленную колониальную войну в Европе, следует помнить, что многие страны, которые поддерживают Россию или отказываются осудить ее агрессию, находятся каким-то образом в долгу перед Москвой или имеют скрытые финансовые мотивы или мотивы стабилизации внутреннего режима».
Несмотря на это, квинтэссенцией девяти рассмотренных западными аналитиками сценариев решения проблемы с Россией, можно выделить следующее «умозаключение», к которому они пришли. «Чтобы обезопасить Украину, а также Европу в целом, должен сформироваться трансатлантический консенсус вокруг стратегической цели разгрома России».
И этот безальтернативный подход предлагается «золотому миллиарду» несмотря на приведенную в этом британском докладе статистику. «Бюджетная поддержка Запада Украине с февраля 2022 года составила в общей сложности около 46 миллиардов долларов, в то время как военная помощь, по некоторым оценкам, обошлась примерно в 50 миллиардов долларов на данный момент. Ограничения (России) на торговлю энергоносителями в ответ на западную поддержку Украины, по оценкам, привели к снижению роста ВВП в ЕС примерно на 1 процентный пункт в 2022 году (что эквивалентно убытку в 200 миллиардов евро) и вынудили несколько европейских стран (а именно, стран-членов ЕС, Великобританию и Норвегию) объявить о мерах по сокращению энергопотребления на сумму 800 миллиардов долларов. Война также привела к росту инфляции в еврозоне примерно на 5-6 процентных пунктов. В ответ на вторжение России расходы на оборону в странах НАТО в настоящее время должны увеличиться в среднем примерно с 1,5% ВВП до 2-2,5% ВВП, что эквивалентно дополнительным 375 миллиардам долларов постоянных расходов. Взятые вместе, эти суммы огромны, но надежной альтернативы увеличению расходов для Запада нет»[1].
Содержание доклада британского института является весомым подтверждением стремления Запада сохранить любой ценой свое влияние в мире.
В этих условиях укрепление сотрудничества стран БРИКС+ и Африканского союза, использование ими объективных возможностей взаимодействия в рамках ШОС, ЛАГ создают условия для преобразования существующей системы обеспечения международной безопасности в условиях новых вызовов и угроз полицентричного мира.
Россия солидарна с африканскими государствами в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства, усиливающегося из-за изощренной неоколониальной политики ряда развитых государств в отношении Африки. Российская Федерация намерена способствовать дальнейшему становлению Африки в качестве самобытного и влиятельного центра мирового развития.
В целях содействия адаптации мироустройства к реалиям многополярного мира Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание:
укреплению потенциала и повышению международной роли межгосударственного объединения БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), РИК (Россия, Индия, Китай) и других межгосударственных объединений и международных организаций, а также механизмов с весомым участием России;
поддержке региональной и субрегиональной интеграции в рамках дружественных многосторонних институтов, диалоговых площадок и региональных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке[2].
Таким образом, закономерным ответом на кризис мироустройства становится укрепление сотрудничества между государствами, подвергающимися внешнему давлению.
О вредоносной и злонамеренной деятельности в информационном пространстве в целях нанесения ущерба национальным интересам и суверенитету участников саммита Россия - Африка
Спустя десятилетие правительствами и народами государств Африки проанализирована и объективно осмыслена роль современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации протестных движений, массовых беспорядков и экстремистских акций в ряде стран Ближневосточного региона и Африки, прежде всего на примере Туниса, Ливии и Египта.
Примечательный факт, что «твиттерная революция» в Ливии началась после проведения этой страной III саммита «ЕС-Африка». Интересная последовательность и связь событий.
Важно отметить и то обстоятельство, что в Египте, Тунисе и Ливии в рассматриваемый период была создана соответствующая информационная инфраструктура, а количество пользователей социальной сети Facebook превышало более 1/3 от общей численности населения этих стран. При этом внедрение мобильной связи не сопровождалось мерами по укреплению информационной безопасности.
В этой связи уместен ретроспективный анализ, в котором следует учесть, что общее количество абонентов мобильной связи в Африке за 15 лет увеличилось с 350 млн.человек в 2008 году до более 1 млрд.человек в 2023 году, что составляет 69 % от всего населения континента. Такая динамика в условиях слабой инфраструктуры цифровой безопасности увеличивает риски для информационной безопасности большинства государств Африканского союза. По разным данным преобладающая часть африканских предприятий осуществляют деятельность без соответствующих протоколов кибербезопасности, в результате чего общий ущерб только для Южной Африки измеряется в 570 млн.долларов[3].
Анализ циркулирующей информации, распространяемой западными СМИ в глобальном инфополе, свидетельствует о том, что осуществляется целенаправленное воздействие в интересах формирования у зарубежной общественности и международных организаций искаженного образа Африки как взрывоопасного социально-конфликтного региона.
Такой подход обусловлен, в первую очередь, стремлением западных «колониальных» стран дискредитировать лидеров африканских государств, стремящихся отстаивать национальные интересы.
Информационные вбросы дезинформации и анонимные провокации – современные формы реализации информационной политики западными СМИ, использующих доминирующее положение в глобальном информационном пространстве.
Одновременно посредством СМИ реализуется комплекс мероприятий по дискредитации политики России, принижения ее экономического, технологического и социального потенциала в глазах правящих элит и бизнес-структур африканских стран. Особенно это проявляется в преддверии второго саммита Россия-Африка, который запланирован на 27–28 июля в Санкт-Петербурге.
Особое раздражение у США и ЕС вызывает ситуация, когда Россия получила подтверждение об участии в саммите от 49 стран, большую половину которых будут представлять главы этих государств. Следует отметить, что в декабре 2022 года во втором саммите США-Африка также участвовало такое же количество стран континента. Складывается мнение, что Запад теряет свое влияние в Африке и именно поэтому делает все большую ставку на демонизацию и дискредитацию Москвы и Пекина, как главных геополитических соперников.
Как заявил 30 июня на онлайн-брифинге министр иностранных дел России Сергей Лавров «подготовка уже находится на завершающей стадии. Мы выходим на финишную прямую. Практически все страны подтвердили свое участие, на высшем уровне, не один, не два десятка, но больше половины африканских стран подтвердили участие». При этом страны Запада, как отметил С.Лавров, «беззастенчиво прессингуют африканские государства, каждый день требуют, чтобы они либо отменили свою поездку на саммит, либо понизили уровень участия. Это манеры наших западных коллег». Он добавил, что Запад должен оставить в покое остальных, так сказать, глобальное большинство — страны Азии, Африки, Латинской Америки.
На Всемирной онлайн-конференции по многополярности официальный представитель МИД России Мария Захарова акцентировала внимание на том, что США и ЕС, не считаясь с нормами и традициями разных стран, используют информационно-коммуникационные технологии для агитации, провокации, пропаганды и распространения фейков.
По заявлению еврокомиссара объединения по международным партнерствам Ютты Урпилайнен, ЕС необходимо «выиграть битву нарративов» за Африку у России и Китая[4].
Инициатива «Global Gateway» (Глобальные ворота) широко рассматривается как ответ ЕС на инфраструктурную программу Китая «Один пояс, один путь» и обещает предоставить африканским государствам 170 миллиардов евро в виде инвестиций государственного и частного секторов к 2027 году.
Еврокомиссия также увеличила свои ресурсы для противодействия «кампаниям российской дезинформации в социальных сетях и на других платформах в регионе Сахеля», где по мнению еврочиновников «ЧВК Вагнера» поддерживает военные режимы в Мали и Буркина-Фасо.
Скоординированной и целенаправленной акцией выглядит развитие этой «дезы» общеевропейским новостным веб-сайтом «Euractiv» со штаб-квартирой в Брюсселе и с дополнительными офисами в Париже и Берлине[5].
Закономерно, что стартом для этой киберакции послужило появление 10 июля статьи Financial Times, в которой отмечается, что в ходе интервью президент Сенегала М.Саль заявил, что лидеры стран Африки призвали Президента РФ В.Путина продемонстрировать свою приверженность миру перед предстоящим саммитом Россия-Африка в Санкт-Петербурге. По данным издания, такое требование было озвучено во время миротворческой миссии в Киев и Москву несколькими африканскими лидерами. Сообщается, что помимо прочего, сенегальский президент указал на то, что страны Африки сталкиваются с последствиями военного конфликта на Украине. В частности, у них возникли большие проблемы с продовольственной безопасностью и сельским хозяйством.
В компании по дезинформации участвует и ряд партнеров ЕС. Примером извращенного представления действительности служит статья в молдавском издании Deschide.MD под броским заголовком «Россия воплощает политику неоколониализма в странах Африки»[6], в которой утверждается, что «Москва планирует использовать саммит Россия-Африка, чтобы подчеркнуть свое влияние в Африке, и сделать вид, что никакой международной изоляции России нет... Она хочет создать единую «конфедерацию» подвластных Москве африканских государств, в которую могут войти Буркина-Фасо, Чад, Эритрея, Гвинея, Мали, Нигер и Судан… Лидерам африканских стран необходимо отказаться от поездки в страну, которая сегодня ведет неоколониальную политику по отношению к другим странам и в которой процветает расизм… Москва может прибегнуть к ликвидации африканских лидеров, препятствующих ее экспансии на континенте».
Вообщем все, что на протяжении столетий присуще проводимой политике ряда западных государств вменили современной России.
Украинские СМИ с подачи спецслужб планово выдают фантастические прожекты-страшилки. Так, в социальных сетях, со ссылкой на заявление т.н. «экс-сотрудника КГБ и Службы внешней разведки России Сергея Жирнова» на «Телеканале 24 (Киев)», 11 июля распространена фейк-версия о возможности очередного мятежа в период саммита Россия-Африка.
Новый виток развития получила информационная кампания по обвинению России в срыве т.н. «зерновой сделки» (заключена Россией и Украиной при посредничестве Турции и ООН), что по версии Запада и Киева «ставит под угрозу продовольственную безопасность ряда африканских стран».
Данная тема «раскручена под копирку» практически всеми средствами информации европейских стран, а также с использованием ресурса телеграмм-каналов. При этом в СМИ путем цензуры замалчивается тот факт, что Россия многократно обращала внимание ООН, что ее требования в рамках зерновой сделки по снятию ограничений на российский сельскохозяйственный экспорт не выполняются, работает только черноморская зерновая инициатива, касающаяся Украины.
Вот таким образом реализуется на практике обновленный кодекс по борьбе с дезинформацией, который Еврокомиссия в июне 2022 года подписала с 34 онлайн-структурами. В частности, кодекс определяет дезинформацию как «поддающуюся проверке ложную или вводящую в заблуждение информацию, которая в совокупности, создается, представляется и распространяется с целью получения экономической выгоды или для преднамеренного обмана общественности, может причинить общественный вред, предназначенный для создания угрозы демократическим политическим процессам и выработке политики, а также общественным благам, таким как защита здоровья граждан ЕС, окружающей среды или безопасности».
О подходах России к развитию сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности со странами в рамках региональных организаций
Проведенный анализ подтверждает приоритетность задачи для мирового сообщества, заключающуюся в предотвращении дальнейшего превращения глобального информационного пространства в театр киберсражений для ведения «прокси-войны (proxy war)».
В этой связи, актуальным является обращение Президента Национальной Ассоциации международной информационной безопасности В.Шерстюка на XVI международном Форуме «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности»[7]. По существу заявление сводится к тому, что за последние годы опасность злонамеренного и вредоносного использования информационных технологий для нанесения ущерба объектам критической инфраструктуры, осуществления других социально опасных деяний возросла. По мнению международных экспертов, практическое применение разработанных ГПЭ и РГОС[8] рекомендаций по нормам ответственного поведения государств в ИКТ-среде, поддержанных резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, может привести к снижению угрозы международному миру и стабильности. Реализация этих ожиданий возможна лишь в случае, если в процессе применения норм все государства будут обладать равными возможностями для обеспечения национального суверенитета.
Отношение России к другим государствам и межгосударственным объединениям определяется конструктивным, нейтральным или недружественным характером их политики в отношении Российской Федерации[9].
При осуществлении стратегического планирования и реализации мер, направленных на расширение сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности со странами в рамках региональных организаций России целесообразно учитывать следующие основные критерии: позицию субьектов международного права при работе в ГПЭ и РГОС ООН по проблематике МИБ; уровень сотрудничества с крупнейшими IT-корпорациями, а также участие в реализации региональных программ, финансируемых США и ЕС; отношение к Будапештской конвенции по киберпреступности и поддержке Парижского призыва по кибербезопасности; приоритеты в политике в отношении подготовки кадров и использования IT-продукции зарубежного производства при решении задач противодействия киберугрозам.
Комплексный анализ политики зарубежных государств и межгосударственных организаций и объединений в отношении проблематики формирования системы международной информационной безопасности позволяет выделить три группы государств.
К первой группе государств, можно отнести страны, которым близки российские подходы к МИБ. Вторая группа стран, которая следует в фарватере американской и европейской политики в области МИБ. В третью группу стран вошли не определившиеся или придерживающиеся нейтралитета государства. Активизация целенаправленной и конструктивной работы российской стороны с государствами третьей группы, в первую очередь по разъяснению политики России, в перспективе позволит оказать влияние на формирование регионального контура системы информационной безопасности и нарастить поддержку в ООН по проблематике МИБ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Доклад Британского Королевского института международных отношений (Лондон): «Как остановить войну России на Украине. Защита будущего Европы и опасность ложного мира (How to end Russia’s war on Ukraine Safeguarding Europe’s future, and the dangers of a false peace), июнь 2023 г.
[2] Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 31 марта 2023 г.)
[3] Журнал «Аfrican business magazine», «Угроза кибербезопасности Африки», 23.2.2023 г.
[4]https://news.rambler.ru/world/51079508/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
[5] Euractiv: «В ЕС объявили борьбу с российскими нарративами в Африке», 12.07.2023
[6] Deschide.MD (молдавское интернетСМИ), 12.07.2023
[7] XVI международный Форум «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности» проведен 19-21.09.2022 г. в г.Москва Национальной Ассоциацией международной информационной безопасности совместно с редакцией журнала «Международная жизнь».
[8] ГПЭ – Группы правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и коммуникаций в контексте международной информационной безопасности; РГОС - Рабочая группа открытого состава ООН по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий и самих ИКТ (2021-2025).
[9] Концепция внешней политики Российской Федерации
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs