Это случилось впервые в истории немецкого кабинета министров. После долгих обещаний и анонсов в МИД Германии разработали и представили, наконец, публично Стратегию федерального правительства в отношении Китая. Документ доселе невиданный, первый в полувековой истории двусторонних дипломатических связей, и потому не поддающийся каким–либо сравнениям с прошлыми творениями германской дипломатии. В Берлине его рассматривают как важное дополнение к Стратегии национальной безопасности ФРГ, которую в июне с помпой презентовал на специальной пресс-конференции лично канцлер Шольц, о чём мы тогда рассказывали.
Но Китай как важный фактор внешней политики Германии в рамки общей Стратегии, посчитали в правительстве Шольца, не укладывается – тесно ему там. И вот теперь - отдельная 61-страничная брошюра, в которой подробно прописаны основные подходы немецкой дипломатии к Пекину в разных областях - от экономики и безопасности до климата и прав человека.
Если кратко выразить идеи представленной Стратегии, то они сводятся к двум основным постулатам – во-первых, Берлин заинтересован и будет стремиться к деловому партнерству со «второй экономикой мира», а во-вторых, немцам следует опасаться экономической и политической экспансии Китая и не допускать зависимости Германии от восточного гиганта, его продукции и его рынка. Со всеми странами следует «жить в мире и свободе», но «не быть наивными», как прямо заявила глава МИД ФРГ Анналена Бербок, представляя 13 июля новую Стратегию. «Мы хотим уменьшить зависимость в критически важных областях, чтобы смягчить риски», - подчеркнула министр.
При этом обращает на себя внимание откровенно конфронтационный дух документа, который определяет более жесткую позицию по отношению к Китаю, чем та, которой придерживалось правительство при канцлере Ангеле Меркель. Именно вторая составляющая Стратегии, а по сути стратегия сдерживания Китая, и стала её стержнем, наиболее детально прописанным, что сразу отметили и политические аналитики, и пресса. Речь идет прежде всего об «избавлении» германской экономики от зависимости от Китая в тех секторах, на которых уж очень сильно отражается товарообмен с Поднебесной. Ведь в 2022 году Китай в седьмой раз подряд остался крупнейшим восточным торговым партнером ФРГ: двусторонний товарооборот составил около 300 млрд евро. Почти половина всех европейских инвестиций в Китай приходится на Германию, и почти половина немецких производственных предприятий в той или иной степени связаны с Китаем в своей цепочке поставок. И вот теперь, в эпоху мировой нестабильности и проблем в немецкой экономике, Берлин собрался «избавляться»?!
В последние годы немцы столкнулись с некоторыми неприятными для себя фактами. В частности, в период пандемии короновируса проявилась значительная зависимость Германии от многих китайских лекарственных препаратов, ряда медицинской техники и электроники, комплектующих деталей для автопрома. Вызывает в Берлине беспокойство и зависимость от Китая в снабжении немецкой индустрии редкоземельными металлами и некоторым сырьём, включая переработанные минералы, необходимые для «зеленых» технологий. В последнем случае зависимость вообще расценивается как критическая.
Отныне, как отмечено в Стратегии, Германия будет придерживаться курса ограничений китайского влияния на «критически важные сектора» не только крупной индустрии, но и сферы среднего и малого бизнеса. Новая политика предусматривает экспортный контроль и проверку инвестиций немецких компаний, ведущих бизнес в Китае, для защиты потока конфиденциальных технологий и ноу-хау. Правительство заявило, что работает над созданием стимулов, побуждающих немецкие компании диверсифицировать свой бизнес за пределами Китая.
Не забыли в документе привести обоснование - такой курс увязан с сегодняшней деятельностью Пекина, якобы направленной на подрыв устоявшегося миропорядка. Дескать, чем дальше Китай «отдаляется от норм и правил международного порядка, тем сильнее могут проявляться проблемы критической зависимости отдельных отраслей или фирм от китайского рынка». В таком случае немецким предпринимателям рекомендуется избегать «сверхвысоких рисков» в деловых отношениях с китайцами и «создавать стимулы для быстрого демонтажа» своего бизнеса. «Мы будем, - говорится в Стратегии, - доверительно обмениваться аналитическими материалами с предприятиями, особенно малозащищенными в отношениях с Китаем, об их рисках, чтобы своевременно распознавать нарастающие для них угрозы».
Но несмотря на столь тревожащие общественное сознание пассажи, в документе одновременно оговаривается, что ФРГ не ставит своей целью какое-либо сокращение деловых связей с Пекином. Примечательно, что сам Шольц заговорил по итогам правительственного обсуждения Стратегии, в сущности, о двух ипостасях Китая – прежней и нынешней. Мол, новый документ – это реакция на «Китай, который изменился и действует агрессивнее. Для нас очевидно: Китай есть и останется партнёром, конкурентом и системным соперником». В такой формуле велик соблазн по-своему расставлять акценты. Так, мининдел от «зелёных» Бербок предпочла указать на то, что «всё более заметным становится аспект системного соперничества». Понаблюдаем за дальнейшими трактовками и реальными действиями.
Вообще, обнародованная Стратегия – это результат сложных дебатов и долгого поиска компромисса между членами трёхпартийной правящей коалиции. Отсюда и ее противоречивость по многим позициям - в диапазоне от тезисов о важности германо-китайского партнерства до попыток увязать цепочки двусторонних поставок с соблюдением в их рамках прав человека. В комментариях немецкая пресса также обращает внимание на тот факт, что в кабинете Шольца по-разному расставляются акценты в политических подходах к Китаю. Мол, сам канцлер, социал-демократ, не поддерживает курс на ужесточение этих подходов, за которое выступают партнеры по правящей коалиции - «зелёные» и свободные демократы. В качестве иллюстрации влиятельная «Вельт» приводит пример с покупкой китайской госкомпанией «Коско» (Cosco) большой доли акций (24,9%) контейнерного терминала в порту Гамбурга. Эта дорогостоящая и затрагивающая стратегические основы германской логистики сделка состоялась несмотря на отчаянное противодействие «зелёных» во главе с вице-канцлером и министром экономики Робертом Хабеком. Причём, её окончательное закрытие произошло аккурат перед публикацией Стратегии. Несомненно, успех такой сделки без поддержки канцлера, кстати, много лет руководившего Гамбургом, был бы невозможен. В целом же социал-демократы всегда выступали за прагматизм в отношениях с Пекином, избегая излишних обострений в двусторонних экономических связях. Слишком многое для Германии на кону.
А что же думают по поводу новоиспеченной Стратегии сами немецкие предприниматели? Ожидаемо их мнения оказались неоднозначны. В принципе в местной деловой среде не слишком приветствуется, когда бизнес начинает испытывать какое-либо вмешательство со стороны политики. А стратегия «интегрированной безопасности» от Бербок на китайском треке – это именно такой фактор, фактически задающий тесноватые рамки для взаимоотношений деловых сторон на рынке. Во многих положениях документа прослеживается явное давление на бизнес, по-прежнему заинтересованный в продолжении и углублении кооперации с китайскими партнёрами. Тем не менее, капитаны немецкого бизнеса ожидаемо взяли под козырёк и поприветствовали правительственный документ. Так, президент Торгово-промышленной палаты ФРГ Петер Адриан заявил, что в нём содержится «правильный подход» к отношениям с Пекином. Это мнение разделяет и президент Германского промышленного союза Зигфрид Руссвурм, правда, с оговоркой против чрезмерно интенсивного вмешательства государственного контроля в конкретную структуру инвестиций.
Ещё более конфронтационной выглядит та часть Стратегии, в которой рассматриваются внешнеполитические аспекты взаимоотношений с КНР. Здесь создатели документа не поскупились на прямые критические выпады в адрес Пекина в традиционной менторской манере охранителей «истинных демократических ценностей» – мол, в Китае по-прежнему происходят серьёзные нарушения прав человека, а на просторах Индо-Тихоокеанского региона своей политикой китайцы якобы подрывают международное право. При этом об агрессивных действиях США в этом регионе, провоцирующих Китай, авторы, конечно же, старательно умалчивают. Берлин «с тревогой наблюдает за тем, как Китай стремится влиять на международный порядок в соответствии с интересами своей однопартийной системы и тем самым бросает вызов основам международного порядка, основанного на правилах, включая правовой статус человека». А это в свою очередь, согласно Стратегии, оказывает влияние на европейскую и глобальную безопасность.
Ожидаемо не обошлось и без упоминания России. С кем тесно дружит Китай, вопрос для Берлина весьма болезненный. В Стратегии расширение российско-китайского сотрудничества расценивается как фактор, непосредственно влияющий на политику безопасности ФРГ. В частности, содержится ссылка на то, что Пекин и Москва в соответствии с совместным заявлением от 4 февраля 2022 года договорились значительно активизировать сотрудничество во всех областях. Также в документе указано, что в заявлении Россия и Китай отвергают дальнейшее расширение НАТО и претендуют на сферы влияния в соседних регионах. Отдельно подчеркивается, что в контексте украинского конфликта тесное российско-китайское сотрудничество «не оправдывает» требований Устава ООН.
Разумеется, в Китае знали о разработке в Берлине новой Стратегии и не раз посылали немцам дипломатические сигналы о готовности к конструктивному сотрудничеству, отмечая, что «рассматривать Китай как источник рисков - фатальное заблуждение». Примечательно, что ещё до обнародования стратегии в Берлине 20 июня прошли впервые с 2019 года в очном формате седьмые германо-китайские межправительственные консультации на высшем уровне, где премьер-министр Китая Ли Цян ещё раз призвал к большему доверию. В беседе с немецким руководством он образно сказал, что «нельзя просто смотреть вниз, когда идет дождь». «Знание того, где грязь, нам не поможет. Так что взбодритесь, мы увидим радугу», - сказал Ли. Однако в Берлине не прислушались. Более того, демонстрируя жёсткий подход, мининдел Бербок символично избрала местом презентации своего доклада трибуну Института Меркатор по изучению Китая (Mercator Institute for China Studies, MERICS), сотрудники которого с марта 2021 года находятся под санкциями КНР.
На сей раз ярко выраженная конфронтационная тональность Стратегии вызвала мгновенную и резкую реакцию Пекина. Китайцы не скрывали своего раздражения. Правительство КНР через свое посольство в Берлине возразило против содержания и трактовок в этом документе, настаивая на том, что Китай является партнером, а не соперником Германии. В заявлении посольства говорится, что оно «решительно выступает против» усилий по «вмешательству во внутренние дела Китая, искажению и очернению Китая и даже нанесению ущерба основным интересам Китая». «Взгляд на Китай и формулирование стратегий в отношении Китая, основанных на идеологии, только усугубят непонимание и неправильные оценки, а также нанесут ущерб сотрудничеству и взаимному доверию между двумя сторонами», - резюмировало китайское диппредставительство. В свою очередь, спикер МИД КНР Ван Вэнбинь назвал документ «контрпродуктивным», заявив, что он «только усугубит раскол в мире». Дипломат призвал Берлин смотреть на Китай «всесторонне и объективно» и не становиться на путь протекционизма.
Словом, мостиков для улучшения германо-китайского партнерства разработчики Стратегии явно строить не собирались, а наоборот, шагали по пути отчуждения. И здесь преуспели. Вряд ли Берлин получит от этого какую-либо выгоду. Чем детальнее оценивается новая Стратегия кабинета Шольца в отношении КНР, тем больше становится очевидным - документ точно не даст никаких позитивных импульсов для укрепления взаимопонимания обеих стран и улучшения делового климата для двух экономик. Скорее осложнит их.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs