Фейковые новости превратились в обыденную реальность. В каких целях они используются сегодня? Есть ли механизмы, позволяющие отличить фейк от достоверной информации?
Вячеслав Владленович Умановский, ректор Академии Медиаиндустрии:
Сегодня рейтинг блогеров оказываются выше, чем выступления профессиональных специалистов, знающих ту или иную тему изнутри.
Самый раскрученный фейк этого года (количество просмотров в сети достигло 28 млн) стала информация о том, что российские дипломы якобы не будут признаны в других государства. Авторы фейка ссылаются на выход России из Болонской системы.
Вторым по масштабности фейком стало видео смерча, который якобы прошелся по Чувашии (практически 4,5 млн просмотров). 27 июня 2022 года в регионе действительно произошёл крупный ураган. На следующий день в социальных сетях и СМИ появились видео смерча, разрушающего дома и все на своем пути. Журналисты заявили, что это происходит в Чувашии. Однако на самом деле видео было снято в США, в штате Канзас 29 апреля 2022 года.
В преддверии промежуточных выборов в Конгресс США некоторые аналитики заявили, что в соцсетях активизировались фальшивые профили, которые распространяют недостоверную информацию, дискредитирующую демократов. По их мнению, эти аккаунты связаны с Россией. Однако никаких доказательств российской причастности представлено не было.
Существуют целые сайты, которые позиционируют себя как источники абсурдных новостей (не скрывая этого). Они размещают их как «газетные утки» в бескорыстных целях. К таким сайтам относятся panorama.pub, fognews.ru (Россия), theonion.com, worldnewsdailyreport.com (США), lecanardencaine.fr (Франция), private-eye.co.uk (Великобритания), titanic-magazin.de (Германия), eljueves.es (Испания). При этом, иногда серьезные СМИ ссылаются на подобные источники. Это делается для различных целей.
Для повышения трафика. Правда скучна, а ложь будоражит. Вымышленные и шокирующие заголовки способны привлечь больше внимание, соответственно больше трафика и принести больший доход.
Для мошенничества. Распространяется информация о сборе средств нуждающимся, далеко не вся из них правдивая. Мошенники пытаются манипулировать, играя на жалости.
Для распространения вирусов и кражи данных злоумышленникам необходимо заставить пользователя перейти по ссылке. Для этого используются такие механизмы, как привлекательный заголовок, электронное письмо с предложением перейти на интересную страницу, фиктивный фишинговый сайт, маскирующийся под знакомый. Например, в России появился фейковый сайт TikTok, копирующий оригинальный. Владельцы популярных аккаунтов получили предложение установить версию для бизнеса. Если на этом сайте они вводили свой логин и пароль, то просто отдавали свои данные для входа в руки злоумышленнику.
Для создания ажиотажа и вреда конкурентам. Компании могут распространять фейковую информацию о своей продукции для повышения продаж, часто даже не от своего имени. Громкая новость, привлекательный товар, липовые комментарии, черный пиар – это тоже пиар. В данном случае, плохие новости ничуть не хуже хороших. Главное, чтобы о них заговорили. Обратная сторона, когда распространяется информация о чужих провалах, например, Кока-кола столкнулась с передачей информации о фиктивном содержании паразитов в газировке.
Для манипуляции рынка. В 2015 г. на поддельном сайте Bloomberg была опубликована новость о том, что Google покупает Twitter (запрещен на территории РФ) за 31 млрд долл. Из-за этой новости акции Twitter (запрещен на территории РФ) выросли на 300 %. Затем они вернулись к прежней стоимости, но распространители фейковой новости успели обогатиться. Манипуляция рынком отдельными лицами преследуется по закону. Например, Илон Маск своими неосторожными твиттами способен менять ситуацию на рынке. Из-за этого у него были проблемы с Комиссией США по ценным бумагам.
Для получения политических преимуществ. В победе республиканцев на недавних выборах винят фейки, распространяемые в сети Facebook (запрещен на территории РФ), в которой публиковались придуманные новости. Это яркий пример того, как манипулирование фейковыми новостями может повлиять на политическую ситуацию в стране.
Для того, чтобы отличить фейк от правды достаточно применить навыки аналитического мышления, а именно – не просто принимать полученную информацию, а пытаться установить ее достоверность, рассматривать вопрос под разными углами. Крайне важно искать мотивы и интересы того, кто эту новость преподносит.
Обратите внимание на заголовок, не сильно ли он пытается заинтересовать Вас, сыграть на эмоциях. Авторы фейковых новостей пытаются сделать кричащие и цепляющие заголовки, чтобы привлечь внимание и заставить перейти по ссылки. Не отправляйте никому новость, пока сами ее не прочитаете. Важно, чтобы содержание новости соответствовало названию.
Проверьте список и надежность источников. Надежные сайты всегда предоставляют источники, публикуемой информации. При этом, наличие источников не всегда гарантирует правду, потому что ссылки могут вести на такие же фейковые новости. Проверьте на соответствие информацию в новости и сведения из источника. Попробуйте найти упоминание этой новости в авторитетных изданиях.
Проверьте автора новости (кто он, можно ли ему доверять и существует ли он вообще). Не доверяйте фото и видео, потому что любой аккаунт сегодня может оказаться результатом работы технологии «дипфейс» (замена лица). Если Вы видите провокационную фотографию, устройте поиск по картинкам. Так Вы поймете нет ли на фото в новости чего-то лишнего.
Оцените качество текста. Фальшивые новости, как правило, пишутся на скорую руку.
Посмотрите на дату (перепост новостей не означает, что они потеряли актуальность).
Оцените новость непредвзято, потому что хороший журналист никогда не выражает своего мнения, он оставляет эту задачу читателю. Профессиональный журналист освещает факты в чистом виде. Если новость приукрашена, это не новость, а фантазия автора, искажение факта. Если Вы чувствуете искажение событий, Вами манипулируют. Если новость резонирует с Вашим мировоззрением, возможно алгоритмы таргетированной рекламы срабатывают.
Фейковые новости только в редких случаях пишутся ради развлечения. В Большинстве случаев основными целями являются либо извлечение прибыли, либо обеспечение смены позиции и мнения кого-либо. Часть ответственности за распространение фальшивых новостей всегда лежит на потребителе медиа. Если человек предпочитает не проверять сведения, согласующиеся с его эмоциями, ему нельзя представить объективную реальность. При отсутствии критического мышления он становится идеальной мишенью для манипуляции.
Екатерина Алексеевна Михайлова, старший эксперт Национальной Ассоциации международной информационной безопасности:
В Великобритании было проведено исследование, в рамках которого респондентам выбрать новости, которые по их пониманию, являются фейками. Только 4 % справились с этой задачей при том, что опрашиваемые осознанно анализировали новости.
Facebook (запрещен на территории РФ), решив помочь респондентам, напротив недостоверной информации начал писать «Осторожно, возможно содержится фейковая информация». Это привело к тому, что репост подобной информации только вырос.
Инициатива, принятая в России, писать, что та или иная недостоверная информация, подготовлена ионогенам помогает или мешает людям более критически относится к материалам, публикуемым в данных источниках?
Вячеслав Владленович Умановский:
Подобные баннеры позволяют позиционировать источник информации. А вопрос о доверии ему – это ответственность потребителя. Мы всегда сами принимаем решение верить информации или нет. Есть определенная возрастная градация в отношении восприятия информации. Люди, которые вызывают доверие у молодежи, могут приводить к недоумению старшего поколения.
Армен Гарникович Оганесян:
Сейчас ситуация немного сложнее. Ранее мы могли доверять по крайней мере фактам, публикуемым в определенных изданиях, таких как Times. Был закон, никаких новостей, пока нет подтверждения как минимум в двух источниках. Если издания разного направления, разной политической силы (например, The Guardian и Telegraph) и у них есть совпадающая информация, то при сопоставлении можно в какой-то степени доверять им.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs