По нашей оценке, современные международные отношения определяются следующими ключевыми факторами.
Первый фактор. Конфликт России и Запада
Самое важное сейчас, это, конечно, ход боевых действий на украинском направлении. Они являются составляющей частью долгой гибридной войны с Западом. Конфронтация продолжается.
Не видно предпосылок изменения ситуации в среднесрочной перспективе. Едва ли на нее окажут принципиальное влияние итоги выборов в США. Правящие круги США и Европы едины в проведении антироссийского курса, их интересы во многом сходятся. Поведение стоящего за Киевом Запада, и прежде всего США, говорит о том, что даже разгром ВСУ не поставит точку в конфликте, а, скорее, переведет его на новый уровень. То, что нас с большой долей вероятности ожидает, - это длительный конфликт, где конфронтация будет перемежаться с элементами ситуативного взаимодействия.
Санкционная политика Вашингтона и европейских столиц направлена на экономическое истощение России и торможение ее развития в долгосрочной перспективе. Санкции все больше фокусируются на ограничении торгового сотрудничества нашей страны с государствами Мирового большинства. В отличие от США, страны ЕС несут серьезные издержки вследствие разрыва связей с Россией, однако они готовы нести эти затраты ради достижения высшей, по их мнению, цели - нанесение России так называемого стратегического поражения. Речь идет не о локальном столкновении, а о схватке за будущий миропорядок и за то, какое место мы и они будем в нем занимать. Из этих соображений исходят наши враги. И должны исходить мы.
США и ЕС ведут геополитическое наступление на Балканах (фокусные страны - Сербия и БиГ), Южном Кавказе (Армения и Грузия) и в Центральной Азии (Казахстан и Узбекистан). Американцы стремятся возобновить гонку ракетных вооружений в Европе, в регион вернулась риторика времен холодной войны.
Запад хочет принудить Россию к прекращению СВО на невыгодных условиях. Этого не произойдет. Жизненные интересы безопасности России будут гарантированы. Сейчас разговаривать в Киеве не с кем. Альтернативы достижению целей спецоперации не существует.
Исходим из того, что наша победа в СВО внесет значительный вклад в формирование более справедливого и демократичного мироустройства. Его элементом должна стать архитектура евразийской безопасности - вместо евроатлантической модели с опорой на НАТО. Подробнее расскажу об этом дальше.
Второй фактор. Стратегическое соперничество США и Китая
Вашингтон рассматривает Пекин в качестве главной долговременной системной угрозы. Этот тезис закреплен в итоговом коммюнике саммита НАТО (9-11 июля 2024 г.).
Ради сохранения глобального доминирования США проводят политику сдерживания Китая. Применяют санкции. Формируют в АТР систему закрытых альянсов. Используют для давления на Китай споры в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, ситуацию на Корейском полуострове, в Тайваньском проливе, тематику прав человека в Синьцзян-Уйгурском и Тибетском автономных районах, а также в Гонконге.
В Пекине пока не готовы форсировать конфронтацию (например, в контексте тайваньской проблемы) и стремятся сохранить доступ к преимуществам участия в системе международного разделения труда, контролируемой Вашингтоном. Америка также не прибегает к резким шагам, так как быстрый разрыв с Китаем может иметь далекоидущие последствия для ее экономики. В тактическом плане США стремятся управлять конкуренцией с КНР.
На динамику событий оказывала влияние кампания по выборам президента США. По экспертным оценкам, после победы Д.Трампа в администрацию приходят люди, которые считают китайскую проблему приоритетной и займутся укреплением системы военно-политического сдерживания Пекина. Впрочем, такой поворот никоим образом не означает, что Вашингтон откажется от давления на Россию.
Американцы совершили крупную ошибку, приняв концепцию «двойного сдерживания» России и Китая, подталкивающую наши дружественные страны к тесному альянсу. Причем по опыту украинского кризиса, к нему будут тяготеть и Иран, и Турция, и даже Саудовская Аравия, и ОАЭ, и целый ряд других серьезных игроков.
В китайско-американских отношениях прогнозируем чередование кризисных эпизодов с периодами относительной стабильности. Продолжится накопление конфликтного потенциала.
Третий фактор. Дестабилизация на Ближнем Востоке
Попытки США сформировать региональную коалицию на антииранской основе привели к подрыву относительной стабильности Ближнего Востока. На фоне резкого обострения палестино-израильского конфликта (с октября 2023 г.) и кризиса судоходства в Красном море растут риски распространения боевых действий на территорию Ливана и Сирии, вовлечения в них Ирана.
Сохраняется опасность вспышек насилия в Сирии, Ираке, Йемене. Стабильно высоким остается уровень угрозы со стороны международных террористических организаций.
На этом фоне фиксируются и позитивные тенденции. Продолжается нормализация отношений Ирана с Саудовской Аравией и другими странами Залива, Турции - с Сирией, Египта - с Ираном и Турцией, Сирии - со странами ЛАГ.
Четвертый фактор. Становление многополярного мира
Под этим понимаем формирование такой структуры международных отношений, где есть несколько самостоятельных центров развития и принятия глобально значимых решений. Ни один из них не будет доминировать.
На подобное развитие событий указывает целый ряд признаков.
Многие государства Евразии, Африки и Латинской Америки стремятся к проведению самостоятельной внешней и внутренней политики, отстаивают национальные интересы на международной арене. Свой голос обрели ССАГПЗ, АСЕАН, Афросоюз. Важную роль играют ШОС и БРИКС.
Центр тяжести мировой экономики последовательно смещается из Евро-Атлантики в Евразию, Южную Азию, АТР и другие регионы. С 2000-го по 2022 год удельный вес так называемых развивающихся стран в мировом ВВП по ППС увеличился с 43% до 58%.
Вместе с тем формирование полицентричного мироустройства идет нелинейно. К примеру, консолидация латиноамериканского «полюса» столкнулась с вызовом в виде прихода к власти в Аргентине Президента Х.Милея. США пытаются ослабить единство БРИКС, ШОС и АСЕАН, повернуть вспять нормализацию отношений между Ираном и Саудовской Аравией.
Изменение глобального баланса сил на данном этапе происходит на фоне дипломатических пикировок в ООН, «двадцатке», АТЭС, на восточноазиатских саммитах и в ОБСЕ, сопровождается региональными войнами и «разморозкой» конфликтов.
Теперь вернусь к вопросу, который обозначил вначале - созданию архитектуры евразийской безопасности.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля этого года Президент В.В.Путин заявил о необходимости работать над тем, чтобы уже в обозримой перспективе сформировать контур равной и неделимой безопасности в Евразии. 14 июня этого года в МИД России Президент выступил с инициативой создания на пространстве Евразии новой архитектуры равной и неделимой безопасности и сотрудничества.
Поясню, что лежит в основе данной идеи.
Ее появление обусловлено прежде всего крахом системы евроатлантической безопасности и нарастанием военных угроз из-за действий коллективного Запада. В конце XX века общими усилиями была создана система, которая опиралась на различные договоренности и, в частности, в рамках ОБСЕ. На высшем уровне были документально затвержены основополагающий принцип неделимости безопасности, а также обязательства не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других и не допускать военно-политического доминирования какой-либо страны.
Все это сегодня растоптано. США и их европейские союзники сперва взяли курс на продвижение военной инфраструктуры НАТО к российским границам, а в итоге развязали против нашей страны гибридную войну. Сегодня на основе идеи нанесения России стратегического поражения государства Запада выстраивают неинклюзивную, натоцентричную и однозначно ориентированную против нашей страны систему безопасности.
Более того, западный альянс проводит агрессивное наступление на интересы большинства евразийских стран, что ведет к нарастанию конфликтного потенциала по всему периметру континента. Подогреваются конфликты на Южном Кавказе и Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Видим попытки затвердить присутствие Североатлантического альянса в АТР. Одновременно оказывается давление на близкие нам страны, ведется «обработка» стран Глобального Юга.
Иными словами, США и их союзники не прекращают попыток сохранить свое доминирование в мире, в том числе путем превращения всей Евразии в арену геополитического противостояния. Не будет преувеличением сказать, что на Западе вернулись к блоковому мышлению в духе «игр с нулевой суммой».
Как раз на все эти вызовы призваны ответить наши усилия по формированию архитектуры безопасности в Евразии. Втягиваться в блоковое противостояние в наши планы не входит, и мы предлагаем конструктивную альтернативу исчерпавшей себя евроатлантической концепции. Построенная на ее основе система региональной безопасности в Европе не обеспечила на практике осуществление принципа неделимости безопасности для всех вовлеченных сторон, и прежде всего России. Возврата к прежней модели взаимодействия с западниками по вопросам обеспечения безопасности быть не может.
При этом деградация ситуации в области безопасности происходит на фоне очень важных событий. В евразийском макрорегионе разворачиваются процессы, имеющие всемирно-историческое значение. Здесь укрепляются самостоятельные центры многополярного мира, реализуются успешные интеграционные проекты, обеспечивается поступательное развитие мировой экономики. С учетом ранее упомянутых действий Запада, провоцирующих комплексную деградацию военно-политической обстановки, сегодня крайне высоки риски фрагментации евразийского макрорегиона на противостоящие блоки и развязывание крупномасштабного вооруженного конфликта с участием евразийских и внерегиональных держав. Все это может иметь самые пагубные последствия для международного мира и требует адекватных мер реагирования.
Очевидно, что евразийские государства были бы заинтересованы в устойчивой стабилизации военно-политической обстановки на общеконтинентальном пространстве на долгосрочную перспективу - в целях реализации имеющегося у них потенциала и эффективного решения стоящих перед ними задач в различных областях. Наша инициатива с архитектурой безопасности в Евразии направлена и на решение этой проблемы.
Предлагаемая Россией система призвана в первую очередь создать надежные военно-политические гарантии защиты как России, так и других стран Евразии от внешних угроз, а также будет работать на разрешение региональных конфликтов и устранение противоречий между странами - участницами архитектуры, способствуя тем самым формированию благоприятной для созидательного развития среды. В дальнейшем необходимо вести дело к постепенному сворачиванию военного присутствия внешних держав в Евразийском регионе. Как отметил Президент В.В.Путин, если будет построена надежная система безопасности, в таком присутствии внерегиональных военных контингентов просто не будет необходимости.
Исходим из того, что новая общеконтинентальная архитектура равной и неделимой безопасности, которую мы предлагаем сформировать, должна быть максимально открытой для самого широкого круга государств, готовых к равноправному конструктивному взаимодействию. Имеем в виду всех наших соседей по Большой Евразии, отдающих себе отчет в необходимости взять на себя ответственность за решение вопросов безопасности, крайне чувствительных с точки зрения суверенитета государства. Мы должны сами активнее заниматься своими проблемами на основе принципа «евразийским проблемам - евразийские решения».
В этом контексте также логично опереться на потенциал существующих международных организаций и структур, функционирующих на континенте. Это - Союзное государство Белоруссии и России, ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, Шанхайская организация сотрудничества, Лига арабских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, АСЕАН.
Между многими упомянутыми форматами в том или ином виде уже налажены контакты, идет обмен опытом, информацией. Естественным образом складывается взаимодополняемость, позитивное разделение труда. Если задачи совпадают, то усилия для их решения можно и нужно сопрягать, повышая их эффективность.
К слову, по инициативе России в формате ОДКБ 22 ноября 2023 года принято заявление министров иностранных дел «Об общих подходах к обеспечению безопасности евразийского пространства».
Географический охват будущей системы - естественные физические границы Евразии. Такой подход подразумевает, помимо прочего, что из числа потенциальных участников диалога по вопросу формирования общеконтинентальной архитектуры безопасности не исключаются и европейские государства - при условии их отказа от конфронтационной политики и неучастия во враждебных действиях против других евразийских стран. Стоит, однако, отметить, что в этой работе мы не рассчитываем опираться на ОБСЕ, которая стремительно теряет свою востребованность, фактически исчерпала себя. Не видим и роли для дискредитировавших себя НАТО и ЕС.
Важно понимать, что в практическом плане речь не идет о создании какой-либо жесткой блоковой структуры по типу той же НАТО, политического союза или очередной диалоговой площадки наподобие ОБСЕ. В своем выступлении в МИД глава государства четко обозначил ориентир - необходимо двигаться к новой системе двусторонних и многосторонних гарантий коллективной безопасности в Евразии. Регионалы будут сами определять конкретные направления и измерения сотрудничества.
В итоге мы должны прийти к формированию сети разнообразных форматов и разноуровневых взаимодополняющих договоренностей в сфере безопасности. Ее мы понимаем не только в силовых, военно-политических терминах: важной частью совместной работы должны стать вопросы экономики и социального благополучия. В этом контексте архитектура евразийской безопасности видится фундаментом и для продвижения концепции Большого евразийского партнерства.
Данная тема прочно вошла в число приоритетных в нашем политдиалоге со всеми значимыми евразийскими странами, а также с Китаем, Белоруссией, Ираном, КНДР, Казахстаном и другими. Заметной вехой стало совместное заявление Президента В.В.Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина по итогам их встречи в Пекине 16 мая. В его тексте отмечается, в частности, что нынешние геополитические реалии «высвечивают востребованность формирования устойчивой системы безопасности на евразийском пространстве, в полной мере соответствующей принципу равной и неделимой безопасности».
Работаем над подключением к проработке темы ключевых интеграционных организаций региона. Важная роль в развитии концепции евразийской безопасности отводится экспертному сообществу. В прошлом году наши белорусские друзья положили начало, а в этом году намерены продолжить практику созыва в Минске конференции высокого уровня по данной тематике с участием представителей исполнительной власти и политологов. Тем самым организована широкая международная дискуссия по вопросам евразийской безопасности. Российская сторона принимает в ней активное участие.
С белорусскими коллегами работаем над проектом объединительного документа под названием «Евразийская хартия многообразия и многополярности в XXI веке». Идея в том, чтобы сформулировать в нем базовые принципы конструктивного взаимодействия в современную многополярную эпоху и отразить наши подходы к формированию архитектуры равной и неделимой безопасности в Евразии.
Воплощение в жизнь замысла создать в Евразии архитектуру безопасности находится в своей начальной фазе, оно объективно может занять значительное время. Мы приглашаем все государства, стремящиеся к сохранению устойчивого мира и поступательному совместному развитию, к серьезному разговору по этой тематике. Кроме того, рассчитываем, что наши усилия по реализации этого важного начинания будут поддержаны отечественным экспертным сообществом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs