После многих лет войн в Афганистане и Ираке самым серьезным завоеванием Америки стало то, что она ввергла мировой порядок в средневековье. Да, это преувеличение, однако уже сейчас можно привести пример исследования, говорящего о том, что Пентагон, нанимающий подрядчиков для ведения своих войн, поспособствовал появлению новой эпохи «воюющих наемников». Об этом еще в 2015 году написал Келли Влахос (Kelley Vlahos) в статье для издания The American Conservative.
В своем интервью The American Conservative бывший десантник армии США Шон Макфейт (Sean McFate), который позднее работал в Африке в компании Dyncorp International, а потом стал доцентом Национального университета обороны отметил, что возникновение ЧВК в современном виде стало продуктом кампании приватизации после окончания холодной войны, которую Вашингтон и Лондон, ставшие первопроходцами в области внешнего подряда в военной сфере, всерьез начали в 1980-е годы.
К тому времени, когда США решили осуществить вторжение в Ирак и остаться там, их сократившиеся в мирное время вооруженные силы не могли выдержать такую нагрузку. Пентагон начал все чаще привлекать подрядчиков для ведения войны и ее обеспечения.
«Политические руководители, когда они начинали войну в Ираке, думали, что она продлится всего несколько недель. Они встали перед ужасным выбором, имея три варианта: преждевременно вывести войска, ввести призыв, как во время войны во Вьетнаме ... или отдать войну на внешний подряд. И они предпочли третий вариант, — написал Макфейт. — Вот почему мы сейчас имеем такую ситуацию, и почему она никак не контролируется».
В Ираке и Афганистане Соединенные Штаты пользовались услугами подрядных частных военных компаний (ЧВК) чаще, чем в любой другой войне за всю свою историю. В 2010 году в зоне военных действий у них было больше частных контрактников (207 000), чем американских военнослужащих (175 000). По словам Макфейта, во время Второй мировой войны частные подрядные организации составляли всего 10% от общей численности вооруженных сил.
С 1999 по 2008 год, когда войны США в Ираке и Афганистане находились на пике, расходы Пентагона на один только внешний подряд увеличились со 165 до 466 миллиардов долларов в год. Попытки осуществления надзора над этим процессом были слабыми и жалкими, о чем не раз свидетельствовал генеральный инспектор Пентагона. Регулировать контрактные организации и ввести для них кодекс поведения тоже оказалось весьма сложно. Эта отрасль остается такой же непрозрачной и недоступной там, где это важнее всего — в вопросах финансов.
В США отсутствует единый нормативно-правовой акт о частных военных компаний (ЧВК). Вместе с тем их деятельность косвенно регламентируется «Законом о контроле над экспортом вооружения», согласно которому Госдеп США лицензирует такие фирмы и контролирует выполнение заключенных с ними контрактов.
Американские власти имеют право задействовать ЧВК в обход национальных законодательных ограничений, например, по численности воинского персонала, направляемого за границу. При этом американские «частники» не обязаны отчитываться о масштабах своей деятельности, объемах финансирования и статьях расходов.
Наверное, самой скандальной из всех подрядных организаций стала Blackwater («Черная вода»), которая долгие годы до вынужденного «ребрендинга» отвергала любые обвинения в мошенничестве, насилии против гражданского населения и убийствах. Но шила в мешке не утаишь.
В 2006 году в зелёной зоне Багдада произошла автомобильная авария. Внедорожник, управляемый сотрудниками Blackwater, врезался в «Хамви» армии США. Сотрудники «Blackwater» разоружили военнослужащих и заставили их лежать на земле под дулами, а потом заставили последних отогнать свой внедорожник от места аварии.
Вечером 24 декабря 2006 года пьяный сотрудник компании застрелил охранника вице-президента Ирака, выстрелив в него из пистолета «Глок» три раза. Наёмник, совершивший этот поступок, был уволен из компании и депортирован из страны, больше никаких санкций к нему не применялось. Учредитель Blackwater Эрик Принс (Erik Prince) прокомментировал эту ситуацию так: «Мы не можем его ни выпороть, ни посадить».
Дальше, как говорится – больше. 16 сентября 2007 года сотрудники Blackwater, охранявшие дипломатический конвой Госдепа США, на центральной площади Багдада устроили перестрелку, которая закончилась гибелью семнадцати и ранением восемнадцати мирных иракцев (среди пострадавших были дети).
После инцидента компания была лишена лицензии на ведение своей деятельности на одну неделю. После иракское правительство инициировало процедуру вывода наёмников Blackwater, но контракт всё равно был возобновлён. Правительство США после этого инцидента заявило, что они не будут продлевать договор с Blackwater, а их место на рынке займёт другая компания, Triple Canopy.
По результатам всех расследований выяснилось, что служащие фирмы с 2005 года по 2007 год участвовали в 195 перестрелках и в 84 % случаев они открывали огонь первыми
Эрик Принс ловко нырял и лавировал, пережив несколько перерождений своей компаний (она уже не называется Blackwater, ее сначала переименовали в Хе, а теперь она носит название Academi).
Администрация США предпочитает не афишировать информацию о привлечении ЧВК к боевым действиям на Украине. Однако известно о минимум четырех крупных американских структурах, оказывающих содействие Вооруженным силам Украины (ВСУ): Academi, DynCorpInternational, Cubic Corporation и Forward Observations Group. По данным немецких СМИ, на территории Украины до 2022 года находилось около 400 сотрудников Academi, которые принимали участие в боевых действиях в районе Изюма – Купянска.
Преимущества использования ЧВК на Украине для Пентагона очевидны. Это возможность оперативного развертывания за границей без согласования с президентом США и Конгрессом, а также снятие ответственности с властей США за проведение сомнительных боевых операций.
При этом США предпочитают опираться на «солдат удачи» из Польши и других европейских стран. Это позволяет американским властям пытаться реализовать курс на нанесении поражения России «чужими руками», а заодно уклониться от обвинений в прямой вовлеченности в конфликт.
«Аргумент о том, что частные военные компании сохранятся и будут продолжать свою работу, это правда, или печальная правда — в зависимости от вашего к ним отношения», — заявил старший научный сотрудник проекта «Будущие войны» из фонда «Новая Америка» (New America Foundation) Питер Сингер (Peter Singer), написавший книгу Corporate Warriors: The Rise of the Privatized Military Industry («Корпоративные воины: развитие частной военной отрасли»).
По материалам из открытых источников
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs