Уже несколько месяцев продолжается конфликт вокруг новых бюджетных правил ЕС. Германия схлестнулась с Францией, и требует резко наращивать снижение долгов у наиболее проблемных стран. А на днях Берлин выступил против предложенного ЕС механизма использования доходов от конфискованных активов РФ для оказания помощи Украине.
Напомним, что еще весной нынешнего года министр финансов Германии Кристиан Линднер потребовал, что страны ЕС с крупной задолженностью взяли на себя твердое обязательство по сокращению государственного долг на 1 процентный пункт от валового внутреннего продукта в год. Германия также предложила странам с менее крупной задолженностью взять на себя обязательство по снижению задолженности на 0,5 процентных пункта в год. В ответ Брюно Лё Мэр, министр финансов Франции, заявил, что введение автоматических единых правил сокращения долга было бы экономической и политической ошибкой. Французский министр указал, что все предыдущие попытки «навязать автоматические и единые правила в прошлом» приводили лишь к рецессии. Кроме того, такой режим стал бы откровенным ударом по суверенитету отдельных стран-членов.
Германия и Франция, а также их сторонники, вступили в конфликт по поводу того, насколько строгими должны быть обновленные бюджетные правила ЕС, известные как Пакта стабильности и роста. Пакт был принят еще в конце 1990-х в преддверии введения единой валюты. Документ обязывает страны-члены удерживать дефицит бюджета на уровне не более 3 процентов от ВВП, а госдолг — не выше 60 процентов валового продукта. Тем не менее, уже с конца 2000-х годов, времени начала глобального финансового кризиса, проблемы бюджетного дефицита и роста государственных долгов в ЕС приобрели хронический характер. В годы пандемии коронавируса действие Пакта было и вовсе приостановлено. Планируется, что его действие возобновится в начале 2024 года.
Весной Еврокомиссия выступила с предложениями по пересмотру Пакта, в попытке лучше адаптировать правила к экономическим условиям отдельных стран-членов. Предложен законопроект, который переписывает некоторые аспекты фискальных правил ЕС с расчетом облегчить их выполнение, а также стимулировать инвестиции для более быстрого восстановления экономик государств-членов. Брюссель хочет получить полномочия для разработки индивидуальных планов сокращения задолженности для каждой отдельной страны. Позицию же Берлина еврочиновники называют «слишком жесткой». Однако немцы явно не готовы предоставить Еврокомиссии столь широкие полномочия, опасаясь, видимо, что финансовые решения опять попытаются реализовать в буквальном смысле слова за немецкий счет.
В июне в отношениях Берлина и Брюсселя возникла новая линия напряженности – и опять по денежному вопросу. Германия выступила против планов Еврокомиссии по изъятию активов российского центрального банка или прибыли от их инвестирования для оказания помощи Украине. Высокопоставленные немецкие чиновники дали понять, что ФРГ не готова поддержать план в силу значительности юридических рисков. Один из представителей немецкого правительства и вовсе заявил, что предложение в его нынешнем виде «открывает банку с червями». То есть создает прецедент для других стран, прежде всего, Польши, которая вновь пытается актуализировать тему репараций за ущерб во время Второй мировой войны.
Если отношение Берлина ко второму вопросу можно объяснить причинами преимущественно геополитического характера, то немецкая позиция по проблемам финансовой политики Евросоюза отражает фундаментальные перемены в настроениях элит крупнейшей европейской экономики.
Единая валюта окончательно закрепила за Германией позицию индустриального лидера Евросоюза, а остальные страны превратила в немецкий «экономический придаток». Фирмы Центральной и Восточной Европы поставляли полуфабрикаты и запчасти. А Евросоюз в целом стал рынком для товаров, произведенных в ФРГ. Вместе с тем, с конца 2000-х годов еврозона почти не выходит из состояния финансовой турбулентности, поскольку большинство входящих в нее государств «давно бы обанкротились», если бы ЕЦБ не поддерживал их искусственно путем занижения процентных ставок. Оплачивать экономические неурядицы растущего числа своих европейских партнеров приходилось именно Германии. Кульминацией стало принятое летом 2020 года решение о формировании Фонда восстановления европейской экономики от последствий коронакризиса, для финансирования которого ЕС, впервые в своей истории, прибег к выпуску общих долговых обязательств. Решение стало возможно едва ли не исключительно благодаря кардинальному изменению позиции ФРГ.
И вот теперь, похоже, готовность немцев «платить по счетам» «единой Европы» стремительно сходит на нет. Причины кроются прежде всего в тех негативных тенденциях, которые быстро нарастают в немецкой экономике. Начиная с четвертого квартала прошлого года, экономика ФРГ переживает рецессию. Такое случилось впервые после начала коронакризиса. Новые данные статистики показали, что в четвертом квартале прошлого года ВВП Германии упал на 0,5 процента «квартал-к-кварталу». В первом квартале текущего года немецкий валовый продукт снизился еще на 0,3 процента, по сравнению с последним кварталом 2022 года. То есть речь идет об отрицательных темпах роста уже два квартала подряд.
В конце апреля нынешнего года немецкое Министерство финансов выпустило прогноз, согласно которому бюджетный дефицит по итогам 2023 года может достичь 4,25 процента ВВП. Прежде столь высокие показатели фиксировались в 2011 году – в разгар кризиса единой европейской валюты, а также в коронакризисном 2020-м. Причем на момент обнародования прогноза данные о спаде ВВП в конце предыдущего года еще рассматривались как «временная флуктуация». Формально промышленное производство в ФРГ сокращается уже несколько лет подряд. Однако в июне статистика указала на резкое ускорение темпов падения год к году. Вследствие роста цен на энергоносители и повышения ставок ЕЦБ, пытающегося погасить охватившую ЕС волну инфляции, стоимость продукции немецких компаний делает ее неконкурентоспособной, инвесторы из Германии всё чаще отдают предпочтение Китаю или даже США. При этом Германия – лидер европейской промышленности. Ее доля в промпроизводстве ЕС достигает 27 процентов.
В целом же, промышленность Германии никак не может вернуться к показателям февраля 2022 года. Более того, в настоящее время выпуск промышленной продукции даже ниже, чем в 2019 году, последнем перед началом коронакризиса. Что характерно, наиболее негативное воздействие на динамику промпроизводства оказывают, прежде всего, энергоемкие отрасли: «индекс энергоинтенсивных производств в апреле опустился до 83,2 пункта ― в апреле 2022 года было 95,6, а в апреле 2019-го 98 пунктов (за 100 принят уровень 2015 года)».[i]
В конце июня The Financial Times со ссылкой на отчет Федерального аудиторского управления Германии сообщила, что немецкий Центральный банк, вероятно, понес новые значительные убытки и ему может потребоваться рекапитализация за счет средств госбюджета - на сотни миллиардов евро. По данным Reuters, в прошлом году Бундесбанк уже фиксировал убыток - впервые за более чем сорок лет. Причиной стала череда повышений ставок ЕЦБ, которая снизила стоимость облигаций на балансе немецкого госбанка, а также убытки из-за раздачи сверхдешевых кредитов коммерческим банкам. Бундесбанк признал угрозу для своего баланса, однако настаивает, что его резервы «достаточны».
Тем не менее, «звоночек» крайне тревожный. Ничего хорошего не обещают и показатели индекса PMI в производственном секторе - важного индикатора настроений делового сообщества. Индекс вычисляется на основе опроса менеджеров, отвечающих в компаниях за поставки товаров и материалов для производства. Значения выше 50 процентов свидетельствуют об улучшении деловой активности, а ниже 50 – о ее сокращении. Индекс сокращается 11 месяцев подряд. К концу весны немецкий PMI оказался равен лишь чуть больше 43 процентов. В июне и вовсе упал до 41. Это самое сильное понижение за три года.[ii] Наконец, резко ухудшилась и статистика розничных продаж – они просели на более чем 8,5 процентов год к году. По мнению пессимистов, такие данные предвещают дальнейший серьезный спад в экономике.
Одна из наиболее значимых причин ухудшения ситуации в немецкой экономике – поддержка санкций против России и резкий отказ от поставок сырья и энергоносителей. Да, формально период трудностей в немецкой промышленностью начался еще до объявленного с большой помпой решения о «кардинальном пересмотре» взаимовыгодных немецко-российских связей, развивавшихся много десятилетий. В качестве виновников называют «агрессивную «зеленую» повестку, растущие проблемы с кадрами и, как следствие, отток предприятий в другие страны». Тем не менее, резкий отказ от стабильных поставок относительно более дешевого сырья и энергоресурсов из России привел к тому, что ситуация стала быстро ухудшаться. В результате, в течение последних шести месяцев немецкая экономика показала наихудшую динамику среди 20 стран ЕС, входящих в зону евро.
По данным журнала «Эксперт», «ситуация с обеспеченностью немецкой промышленности газом может еще ухудшиться: на днях немецкий министр экономики Роберт Хабек предупредил, что Германия может быть вынуждена свернуть или даже отключить промышленные мощности, если соглашение о транзите газа между Украиной и Россией не будет продлено после истечения срока его действия в конце следующего года». При таком развитии событий, Берлину придется забрать часть газа у собственных предприятий и перенаправить его для поддержки номинальных восточно-европейских союзников. Помогут ли в решении проблем энергоснабжения ФРГ грандиозные планы расширения мощностей по регазификации сжиженного природного газа, пока не ясно.
Как отмечает доцент ВШЭ и главный редактор журнала «Современная мировая экономика» Игорь Макаров, нынешняя модель немецкой экономической политики явно исчерпала свой «срок годности». «Экономика Германии меняется на глазах. В период пандемии завершилась бесконечная казалось бы эпоха профицитного бюджета и вырос до рекордного уровня внешний долг. В 2022 г. закончилась эпоха дешевого газа. А в 2023 г. – эпоха согласия профсоюзов и работодателей. Германии придется не просто адаптировать свою экономику к новым реалиям, а искать принципиально иную модель экономического развития. А вместе с ней – и всему Евросоюзу».
Стремление Берлина любой ценой сохранить сплоченность евроатлантических рядов привело к резкому ускорению эрозии существующей модели экономики ФРГ. Нарастающие проблемы сулят крайне болезненную во всех отношениях трансформацию не только немецкой экономике, но и всей финансово-экономической архитектуре ЕС. С далеко не очевидными, в том числе в геополитическом отношении, перспективами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://expert.ru/expert/2023/25/nemtsy-na-krayu-promyshlennoy-propasti/
[ii] https://tradingeconomics.com/germany/manufacturing-pmi
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs