28 июня 1914 года мирная жизнь в Европе закончилась. Выстрелом в Сараево был убит эрцгерцог Австро-Венгрии Франц Фердинанд. Через месяц после этого началась Первая мировая (Великая) война, необратимо перекроившая европейскую карту.
Хронология этих событий подробно описана в разных источниках. Около 10 утра в машину, в которой ехали Фердинанд с женой, бросили самодельную бомбу, но метатель промахнулся. Охрана обязана была прервать визит, но не сделала этого. Автомобиль с черепашьей скоростью продолжил путь по улицам Сараево и счастливо разминулся ещё с 4 террористами. Оставался последний, 19-летний Гаврило Принцип. Он уже смирился с провалом всей миссии, ушёл с маршрута кортежа и сел в кондитерской на улице рядом с набережной. Но шофёр эрцгерцога, переехав мост через реку Миляцку, свернул не туда и оказался в полутора метрах от террориста. Пока водитель переключал передачу на задний ход, Принцип успел дважды выстрелить из своего браунинга. Первая пуля перебила желудочную артерию Софьи, она умерла почти мгновенно. Вторая пробила шею эрцгерцога и застряла в позвоночнике. Последними словами Фердинанда были: «Софи, Софи, ради наших детей не умирай...» Но и в этот момент эрцгерцога ещё можно было спасти - пережать артерию. Сделать это помешал слишком тугой воротник генеральского мундира. Пока его расстёгивали, Фердинанд умер от потери крови.
Все нападавшие были арестованы. Они отказывались отвечать на вопросы следователей, только один из них (вероятно, Данило Илич), раскрыл все детали, в том числе заявил, что оружие было предоставлено сербским правительством.
Принципа не могли приговорить к смертной казни, поскольку ему было только 19 лет, и по австро-венгерским законам он считался несовершеннолетним. Он был приговорён к максимально возможному сроку — двадцати годам тюремного заключения. Он содержался в тюрьме в тяжёлых условиях, и 28 апреля 1918 года умер от туберкулёза в Терезинштадте (ныне Терезин, Чехия; впоследствии тюрьма использовалась как концентрационный лагерь в годы Второй мировой войны). Остальные заговорщики, кроме Данило Илича, тоже были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Данило Илич и ещё два террориста — Велько Кубрилович и Мишко Йованович — были повешены 3 февраля 1915 года.
23 июля 1914 года Сербии был выдвинут унизительный ультиматум, в котором австрийское правительство обвиняло сербские власти в причастности к убийству эрцгерцога и требовало не только прекратить любую антиавстрийскую пропаганду, но и закрыть все причастные к ней издания, уволить со службы всех чиновников, замеченных или подозреваемых в антиавстрийских взглядах, и самое главное – допустить австрийских чиновников к следственным действиям на сербской территории. Подобные требования означали уничтожение сербского суверенитета. Такой ультиматум можно было выдвигать лишь побежденной стране.
Вот как описывает те события директор Института новейшей истории Сербии, доктор исторических наук Миле Белаяц в книге «Кому нужна ревизия истории? Старые и новые споры о причинах Первой мировой войны»: «(…) в ультиматуме (от 25 июля 1914 года) перечислялись десять требований, из которых сербское правительство восемь приняло безусловно, а два – с оговорками. Но это не могло помешать выполнению сценария развязывания войны. Барон Гизль, уже облачившись для путешествия, едва ли несколько минут уделил чтению ответа, который ему вручил премьер Никола Пашич. Не позднее чем через двадцать минут в сербское правительство поступил следующий текст:
«Поскольку истек срок, отведенный нотой, которую я по поручению своего правительства вручил Его Превосходительству Господину Пачу позавчера в четверг в 6 часов пополудни, а приемлемый ответ я не получил, имею честь известить Ваше Превосходительство, что сегодня вечером я оставляю Белград вместе с персоналом».
Три дня спустя поступило и объявление войны, сопровожденное следующим вердиктом:
«Королевскому сербскому
министерству иностранных дел
Поскольку Королевское сербское правительство не дало приемлемый ответ на ноту, врученную австро-венгерским посланником в Белграде 23 июля 1914 г., Императорско-королевское правительство считает необходимым самостоятельно обеспечить удовлетворение своих прав и для этого прибегает к силе оружия. Таким образом, Австро-Венгрия полагает, что с настоящего момента находится в состоянии войны с Сербией.
Граф Берхтольд».
Возглавляемая Робертом Лансингом (американский юрист и государственный деятель, занимавший пост Государственного секретаря США в 1915—1920 годах) Комиссия по установлению виновников войны, как назывался этот орган, подытожила представленный 29 марта 1919 года доклад следующим выводом: «Война была спланирована Центральными державами, а также их союзниками и представляет собой результат действий, осуществленных умышленно и с намерением сделать оную неизбежной. В согласии с Австро-Венгрией Германия сознательно отвергала многочисленные предложения посредничества Антанты и препятствовала ее усилиям по предотвращению войны». По мнению Лансинга, разжигатели войны заслуживали того, чтобы быть заклейменными перед историей.
Выводы комиссии были зафиксированы в мирных договорах как непреложные факты, с которыми пришлось согласиться и проигравшим, поставившим под ними свою подпись. Этот момент стал отправной точкой кампании за ревизию вышеприведенных оценок, которая безостановочно продолжается уже более ста лет.
По материалам портала Topwar.ru, издания «Аргументы и Факты», книга М. Белаяц «Кому нужна ревизия истории? Старые и новые споры о причинах Первой мировой войны», ООО «ТД Алгоритм», 2015
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs