ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Цифровой суверенитет – неотъемлемая часть национальной безопасности России

23:18 15.06.2023 • Антипин В.М., Эйбоженко А.С., «Интерфакс», специально для «Международной Жизни»

15 июня на Петербургском международном экономическом форуме состоялась панельная дискуссия "Цифровой диктатура vs. цифровой суверенитет: проблемы, риски и возможности". Ее участники обсудили разницу в подходах Москвы и Запада к регулированию IT-отрасли, пользу и риски цифровизации, а также то, что России ещё предстоит в этой сфере сделать для обеспечения собственной безопасности и развития.

Дискуссию отрыл сенатор Алексей Пушков, заявив, что не согласен с мнением об установлении в мире «полной цифровой диктатуры».  «Но то, что очень существенные силы пытаются ее установить – это абсолютно очевидно», - добавил он. При этом сенатор, который возглавляет комиссию Совфеда по информационной политике,  отметил, что «этот процесс встречает сопротивление и в тех государствах, которые собственно являются прародителями глобальных интернет-платформ, прежде всего, Соединенных штатах», да и в целом эта «борьба идет во всем мире». «Россия находится где-то в середине, я бы сказал, между Китаем и Европой», - считает Пушков.

Говоря о том, как следует реагировать на попытки установления цифровой диктатуры и потенциальное вовлечение в нее России, сенатор обратил внимание аудитории на  концепцию цифрового суверенитета, почеркнув, что речь не должна идти о формировании «системы запретов и отгораживании от внешнего мира». 

«Отгораживание – это на самом деле застой и регресс. А суверенитет – это система развития, это система, которая способна реагировать на вызовы и давать им адекватный ответ», - пояснил свою позицию Пушков.

Он обозначил несколько общих принципов, на которых должен базироваться суверенитет, «причем не только цифровой, но и политический, информационный и любой другой».

В частности, сенатор упомянул такие принципы, как системность, конкурентоспособность и самостоятельность.

Пушков обратил внимание на прогресс в развитии российских интернет - платформ, «хотя не такой быстрый, как хотелось бы», и заявил о необходимости активизации на этом направлении. Сенатор также высказался за создание российского англоязычного ресурса «для взаимодействия с внешним миром». «Спрос на такую платформу будет очень и очень велик, прежде всего, в незападном  мире, где проживает, кстати, большая часть человечества», - сказал он

Раскрывая суть принципа самостоятельности в регулировании цифровой сферы, Пушков поднял тему налогообложения глобальных интернет-компаний, действующих на территории России.

Пушков напомнил, что российский подход к этому вопросу до недавнего времени состоял в том, чтобы «дождаться принятия конвенции по линии ОЭСР, которая предполагала бы установление единого глобального налога на деятельность IT-гигантов в размере 15%».  

По мнению сенатора, этот подход устарел, так как участие России в этой организации в настоящий момент заблокировано. «Мы не имеем доступа к информации ОЭСР, мы никак не влияем на решения ОЭСР. И во-вторых, неизвестно когда будет заключена эта  конвенция», - заметил он. На этом фоне, по мнению Пушкова, «было бы правильно разработать  национальную систему налогообложения глобальных интернет-компаний».

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова начала свое выступление с того, что гарантировала слушателям: «хотим мы этого или не хотим, но нас будут тянуть, весь мир  тянут и уже втягивают в эту самую эпоху цифровизации».

Особое внимание дипломат уделила вопросам безопасности, которые, по ее словам, сегодня «встали в полный рост» и затрагивают экономическую, финансовую, экологическую, культурно-историческую, цифровую и другие сферы.

Захарова подчеркнула, что существуют разные подходы к решению этих вопросов, отметив, что «Запад заставляет всех идти единственным путем наделения его функциями тотального доминирования».

«Они говорят – хотите безопасно жить, делегируйте нам права вами управлять, и мы будем вам гарантировать безопасность», - заявила дипломат.

Она напомнила, что Россия, со своей стороны, «предлагает многополярность, основанную на конкретных принципах – международном праве, потенциале экономического роста, ресурсной базе и важнейших цивилизационных принципах».

«Мы исходим из того, что этот путь будет сложным, но это тот путь, который может что-то гарантировать. Может получиться хорошая, нормальная страховочная сетка для всех нас»,  - заявила Захарова.

По словам официального представителя МИД РФ,  Вашингтон, «пользуясь тем, что в недружественных России юрисдикциях находятся основные рычаги управления интернетом, санкционировал процессы, логическим завершением которых должна, с их точки зрения, стать как раз та самая глобальная цифровая диктатура».

В этой связи она отметила, что не только Россия, но и «очень многие страны начинают осознавать, куда их завели».

«Потому что они укрепляли границы, наращивали количественные показатели ВПК, а тут беда пришла совсем с другой стороны – через «развлекуху». Через приложения, через интерес, через хобби, через пользовательское соглашение о возможности следить за вами, за вашими интересами, а потом уже и формировать их», - пояснила она.

Захарова подчеркнула, что «попытки насаждения цифровой диктатуры вынуждают страны идти по пути суверенизации», а на фоне отсутствия универсальных норм регулирования IT-сферы «набирает обороты тенденция к фрагментации глобального цифрового пространства на уровне законодательства и в технологическом измерении».  В этой ситуации задача России заключается в поиске баланса – «то есть никакого закрытия и шлюзования, нужен баланс», считает Захарова.  

По ее мнению, России необходимо «сохранять преимущества доступа к глобальной сети и при этом брать и развивать автономизацию рунета», а также  вырабатывать собственную идеологию цифрового перехода.

«Нам нужно на государственном уровне закрепить понимание, что цифровой суверенитет является неотъемлемой частью национальной безопасности России», - заявила Захарова.

 

Председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы РФ Александр Хинштейн в своем выступлении отметил, что Россия последние несколько лет – начиная с 2019 года, когда был принят комплекс законов о безопасном рунете - работает над реализацией идеи цифрового суверенитета. По его словам, система работает, а использование VPN и других способов обхода блокировок «не носит и не будет носит массового характера».

«Технологически работа суверенного, безопасного рунета себя полностью оправдала, установленное технологическое оборудование позволяет реализовывать те законодательные меры, которые мы принимаем», - подчеркнул депутат. Хинштейн отметил, что цифровой суверенитет должен в первую очередь подразумевать не приоритет российского законодательства или ресурсов над иностранными, а обеспечение безопасности граждан, как с точки зрения защиты от мошенников, так и в вопросах распространения фейков.

«В этой связи стратегическая линия государства направлена на то, чтобы синхронизировать правовые подходы между жизнью офлайн и жизнью онлайн. Правила поведения в интернете, в цифре в целом, должны соответствовать тому, как мы ведем себя в обычной жизни», - добавил Хинштейн.

Глава информационного комитета Госдумы также затронул изменение ситуации в IT-сфере в последние несколько лет. «Значительное число IT-гигантов ушло из России, ушло не из экономических, а из политических соображений, а нам надо использовать появившиеся лакуны, возможности и для политических, и для экономических целей одновременно. И это происходит, но, может быть, не такими темпами, как нам бы этого хотелось», - сказал Хинштейн.

Также он поделился статистикой: общий объем средств, которые государство на сегодняшний день направило на программу импортозамещения только в части софта, ПО, составил 230 млрд рублей, из них порядка 10% это грантовые средства, остальное – финансирование компаний. На сегодняшний день в сфере информационной безопасности более 90% продукции замещено отечественными разработками.

«Сегодня мы способны цифровой суверенитет обеспечивать и наращивать, но, безусловно, эту работу можно вести еще более качественно, еще более прорывными темпами. Сегодняшняя непростая ситуация не оставляет нам иного выхода; и с точки зрения того, что в информационном противоборстве мы должны побеждать, и с точки зрения того, что появились возможности для серьезного роста, продвижения отечественных разработчиков и производителей, которые должны максимально заполнить открывающиеся ниши», - отметил депутат.

Между тем, по его словам, обеспечение цифрового суверенитета не должно означать отделение от всего мира и переход к шлюзованию по китайскому образцу. «Технологически это можно, но я уверен, что этого не произойдет по ряду причин», - сообщил Хинштейн. Также он не считает необходимым привлекать к ответственности за использование VPN или блокировать YouTube. Несмотря на то, что оснований для его блокировки «выше крыши, уже на 10 пожизненных сроков вперед», делать это преждевременно, пока не создан продукт, способный с ним конкурировать.

 

Генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», член Совета по правам человека при президенте РФ Игорь Ашманов выразил мнение, что цифровой суверенитет должен означать в первую очередь отказ от идеи «вторичности», Россия должна перестать догонять, чтобы «не быть цифровой колонией». Искусственный интеллект, по мнению Ашманова, это в первую очередь технология двойного применения. Поэтому Россия должна сконцентрироваться на разработках в сфере ИИ, позволяющих достичь военных целей (распознавание вражеской техники, захват целей, управление дронами), а не на подражании западным технологиям, таким как ChatGPT.

Вице-президент «Ростелекома» Игорь Ляпунов предупредил о том, что в дополнение к DDoS-атакам и массовым утечкам с февраля этого года фиксируется новая волна кибератак на Россию: атаки, направленные на критическую инфраструктуру и на ее уничтожение. Он обратил внимание на то, что затраты США и стран Запада существенно превышают аналогичные расходы РФ. «Это не значит, что мы сидим и ждем, когда кибератаки будут совершаться. У нас большой технологический задел сделан, хорошая школа программирования, почти 90% технологий безопасности российские.

Цифровизация – ключ к развитию экономики, но и кибербезопасность должна стать национальным приоритетом», - подчеркнул вице-президент «Ростелекома.

Также Игорь Ашманов поднял в ходе дискуссии тему Цифрового кодекса, который мог бы обеспечить законодательное урегулирование цифровизации «с учетом интересов общества и граждан». Александр Хинштейн, представлявший на дискуссии законодателей, подчеркнул, что Цифровой кодекс — это необходимость, «законодательство в сфере связи, цифры, IT давно устарело». По его словам, Цифровой кодекс — это «большой глобальный документ, работа над которым будет включать в себя участие отрасли, экспертного общества».

 

Дискуссию вызвало и упоминание директором «Центра глобальной ИТ-кооперации» Вадимом Глущенко идеи генсека ООН Антониу Гутерриша о глобальном цифровом договоре, который подразумевал бы введение критериев ответственности за неподобающее поведение в Сети (вводящий в заблуждение контент, дискриминация), а также создание этического кодекса для социальных платформ.

По мнению Марии Захаровой, в этом случае важен вопрос целеполагания. Западные правительства и IT-компании могут использовать подобный кодекс как дополнительную возможность регулировать цифровую среду и в качестве оправдания цензурирования контента.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати