ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Государственный Академический Малый театр. «Летят журавли»

10:53 13.06.2023 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Фото: Сцена из спектакля «Летят журавли» МГАМТ

Государственный академический Малый театр создал новый шедевр – спектакль «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».  Режиссер-постановщик и создатель музыкального оформления народный артист России Андрей Житинкин, во-первых, по-новому рассказал сценическим языком народно любимую историю о военном поколении, историю всемирно известную по одноименному кинофильму Михаила Калатозова, вошедшую в Золотой фонд мирового киноискусства. Во-вторых, сделал это в высшей степени мастерски, актуализировав звучание пьесы в контексте современной ситуации в России. Если не знать, можно было бы думать, что драма написана сегодня.

С каким доверием к Малому театру в день премьеры шел зритель, до последнего кресла заполняя партер вплоть до галерки, и затем, не дождавшись конца финальной сцены, аплодировал стоя. Это было не только признанием великолепным артистам, искусству режиссера, художественному руководителю Государственного академического Малого театра народному артисту СССР Юрию Мефодиевичу Соломину и всем, кто трудился над спектаклем, но и демонстрацией того, что происходившее на сцене воспринято сердцем, согласно душе и духовно поддержано безоговорочно.

Военное лето 1941 года. В обычной московской квартире доктора Бороздина, где царят семейные традиции уважения к старшим, любовь и забота о младших, ответственное отношение к труду, своей профессии, живут в любви и согласии бабушка с сыном-хирургом и его двое детей – Ирина, будущий врач, и Борис, подающий надежды молодой ученый, работающий на заводе. Всем в этой дружной семье хорошо, и племяннику доктора - пианисту Марку, и юной Веронике, возлюбленной Бориса, выпускнице школы. Только сообщения военных сводок не дают в полной мере наслаждаться летом, счастьем, жизнью. Тяготеет над всеми война.  

Светлые декорации А.Ю. Шарова выстроены так, что невесомость быта подчеркивает приоритет духовности в этой семье. Белоснежный овал большого стола собирает по вечерам дружную семью. Поднимая тост за будущую победу, домочадцы чокаются разлитым по рюмочкам вином «по цепочке» – от старшего во главе стола к крайнему, зачастую гостю, как будто гаммы перебирают. Душа семьи, конечно, бабушка Варвара Капитоновна – добрая, все понимающая, сглаживающая лучистой улыбкой острые «углы», верно хранящая секреты своих родных. Само появление на сцене народной артистки России Людмилы Поляковой в этой роли вызывает оживление в зрительном зале.  Якорь и надежда, любовь и верность – такая бабушка была не редкость в каждом доме: лишних вопросов не задавала, с полуслова всех понимала.

Андрей Чернышов – внук Борис и народная артистка России Людмила Полякова – его бабушка Варвара Капитоновна

У Бориса как ценного сотрудника есть законная бронь на заводе, но он отказывается от неё и, не зная, как сообщить об этом родным,  всё больше молчит. Только бабушке доверяет сокровенное – передать Веронике в день её рождения символический подарок – плюшевую белку. Так Варвара Капитоновна понимает, что внук принял решение идти на фронт сегодня.  Словно лопнувшая струна звучит её пронзительный крик: «Вернись живым»! - в минуту, когда Борис уходит из дома. По-разному воспринимают его решение родные, коллеги и друзья. Сослуживица Бориса пришла проводить его и передала от коллектива книги и гостинцы. Вероника, узнав, что любимый уходит на фронт, по её мнению, вопреки здравому смыслу, оттягивает минуту расставания, зачем-то покупая в кондитерской печенье, и не успевает попрощаться с ним. Она ещё совсем юна, и ведет себя, как маленькие дети, пряча от страха голову под одеяло.

Режиссер так выстроил концепцию пьесы, что она не про войну на поле боя, а ведет боевые действия в душах людей. И в отличие от той Вероники, которую автор пьесы осуждает, режиссер Андрей Житинкин пытается понять её, восемнадцатилетнюю, нежную, хрупкую, не умеющую жить в иных условиях, кроме тепличных. Её, будто орхидею, из комнаты вынесли на мороз. Сколько таких девушек погубила война, скольких сделала мужественными и несгибаемыми. В исполнении Варвары Шатровой Вероника, оставаясь  в душе такой же нежной, прозревает, понимая, сколько успела «наломать дров» и «обветренная» войной и обстоятельствами выстраивает свою линию жизни, пытаясь сохранить в себе человека.

Федор Иванович Бороздин, отец Бориса, преодолевая горечь от её поступка, все-таки пытается понять и защитить Веронику от затаённого осуждения окружающих. «Она каждый день казнит себя и ещё живет», - говорит он в сердцах своему племяннику Марку, который именем своего дяди «выбил» себе бронь, не полагавшуюся ему. Народный артист России Александр Клюквин провел свою роль как по острию ножа, вполголоса, на натянутом нерве, оставляя за буквально скульптурной своей фактурой всё невысказанное. Почти всегда вполоборота к зрителю, без малейшего пафоса, без подчеркнутого главенства в собственном доме и в госпитале, но точно чувствуя атмосферу в зрительном зале от партера до галерки, артист сказал в своих кратких монологах самое главное: когда твоя страна в опасности, надо сосредоточиться на её приоритетах, ибо она  - твой дом. О своем герое Александр Клюквин говорит: «Бороздин исповедует самый сложный житейский принцип: делай, что должно и пусть будет, что будет. Сама пьеса правильно патриотичная, и сейчас это особенно важно. Когда идет война, ты должен быть со своей страной».

Народный артист Российской Федерации артист Александр Клюквин - Федор Иванович Бороздин

Кадры редкой кинодокументалистики развернуты полотном во всю сцену. Они, как воздушные аэростаты во время войны, защищавшие город от бомбежек, наплывают на зрительный зал, и все, сидящие в нем, оказываются лицом к лицу с теми, кто отстоял мир в Великую Отечественную и Вторую мировую войну. Конечно, звучит проникновенный голос Бернеса, поющего про белых журавлей. И ты понимаешь, наши павшие – вечно живые. Борис Бороздин – один из них. Роль в два слова, в два появления на сцене, но молодой, красивый, высокий, влюбленный Борис в исполнении Андрея Чернышова своим недолгим и практически молчаливым присутствием лишь усугубляет безвозвратность потери. Сначала ты понимаешь, что вот он вышел за порог, попрощавшись с родными, и больше на сцене ты его не увидишь. Но горе-то в том, что и в жизни его, Бориса, родные больше не увидят. Его, здорового, молодого, умного, сильного, доброго. Ему в глаза уже никогда не посмотрит любимая, друзья, уцелевшие в боях, бабушка, пережившая внука.

Артисты Малого театра Варвара Шаталова – Вероника, Андрей Чернышов – Борис

Мудрость режиссера, пытавшегося показать современному, скорее даже молодому зрителю, в чем трагедия войны, распахавшая души людей неизбывным горем и утратами, проявилась в двух эпизодах, случившихся единовременно, одномоментно. Федор Иванович Бороздин узнает от парня-фронтовика, комиссованного по ранению, и прибывшего к своей матери-учительнице Анне Михайловне Ковалевой, живущей по соседству, известие о том, что его спас какой-то молодой солдат из соседней роты, а сам погиб у него на глазах. Этот солдат тащил его на себе и всё уговаривал, чтобы тот не заснул от боли, и всё рассказывал про свою любимую девушку, которую почему-то очень странно зовут – Белка. Услышав это, отец, доктор едва не падает, сгибаясь  от сердечной боли, и чтобы поддержать его, дочь Ирина, тоже врач, бросается к нему на помощь. В тот же момент домой прибегает взволнованная учительница и, увидев своего долгожданного сына, пытается обнять его и в обмороке падает на колени. Горе и радость, черное и белое, взрыв счастья и надрыв горя, но не на полотне, не в кино, а в душах людей. Поэтому, наверное, режиссер Андрей Житинкин и сказал такие слова: «Для меня это очень личный спектакль, два моих деда не вернулись с войны. Но наша постановка не об окопах, а о том, что ломает война в душах человеческих. И ещё, конечно, это посвящение близким. Это метафора памяти. Только любовь помогает выжить в условиях войны и не потерять себя. Сегодня очень важно подарить зрителям надежду». Свою сверхзадачу в постановке спектакля «Летят журавли» народный артист России Андрей Житинкин блестяще решил.

Народная артистка России Людмила Титова – Анна Михайловна, преподаватель истории

Заслуженная артистка России Варвара Андреева – Ирина, сестра Бориса

Народная артистка России Светлана Аманова – Антонина Николаевна Монастырская

Спектакль смотрится на одном дыхании, вопреки тому, что идет более трех часов. После Победы семья Бороздиных возвращается в Москву из эвакуации, в свою квартиру, но все понимают, что уже ничто не будет по-прежнему. И казалось бы – из многочисленных действующих лиц всего одна смерть. Но для каждого в этой семье, как и в миллионах других семей – их павшие – «не в землю нашу полегли когда-то», они - вечно живые. И вновь огромное полотно заволакивает всю сцену. Черно-белая хроника победного мая 1945-го постепенно сменяется цветными кадрами Бессмертного полка, идущего по Красной площади, по всей стране от Калининграда, Бреста, Ржева до Владивостока, и зрители встают. Весь зал присоединяется к этому нерукотворному памятнику Великой Победе.  

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати