«Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих»
Послание Иакова, глава 1, стих 8
Весь май международные посредники пытались добиться прогресса в переговорах между Арменией и Азербайджаном по согласованию условий мирного договора. В первой половине месяца усилия прилагали страны Запада: 1-4 мая министры иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов и Армении Арарат Мирзоян встречались в Арлингтоне, пригороде Вашингтона, при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена, а 14 мая Пашинян и Алиев общались при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля в Брюсселе. Затем инициатива перешла к Кремлю: 19 мая в Москве прошли переговоры между министрами иностранных дел России, Армении и Азербайджана в различных форматах; 23 мая в российской столице собралась трехсторонняя рабочая группа на уровне вице-премьеров трех стран по вопросу разблокирования экономических и транспортных связей в регионе, а 25 мая была проведена четвертая встреча лидеров Армении и Азербайджана под эгидой России.
С чем стороны пришли на московский саммит
По результатам майских переговоров западные спонсоры рапортовали о значительном прогрессе в переговорах, не конкретизируя детали. Однако политологи ставили подобный оптимизм под сомнение, указывая на коренное противоречие сторон по статусу Нагорного Карабаха.
Ситуация прояснилась 17 мая в Рейкьяике (Исландия) на 4-м саммите Совета Европы, где Премьер-министр Армении Никол Пашинян фактически впервые от имени руководства Армении заявил[1] о признании азербайджанской территории в границах бывшей Азербайджанской ССР (86,6 тыс. кв. км), включая бывшую НКАО. Власти Армении в прошлом всегда признавали территориальную целостность Азербайджана, однако никогда не отмечали, в каких именно границах, или оговаривали, что Нагорный Карабах не имеет отношения к территориальной целостности Азербайджана.
Дело в том, что при подписании Алма-Атинской декларации 1991 г.[2], по мнению армянской стороны, Нагорного Карабаха в составе Азербайджана уже не было, поскольку там ранее состоялся референдум, на котором абсолютное большинство населения проголосовало за выход этого анклава из состава Азербайджана и его независимость[3]. Более того, 8 июля 1992 г. Верховный Совет Армении, принял Решение, имеющее силу закона, который и сегодня никто не отменял[4]. В нем говорится: «Считать неприемлемым для Республики Армения любой международный или внутригосударственный документ, в котором Нагорно-Карабахская Республика будет указана в составе Азербайджана».
В начале своего правления Пашинян даже заявлял: «Арцах (арм. название Карабаха) — это Армения, и точка!»[5], что сломало всю логику переговорного процесса по мирному урегулированию конфликта с Азербайджаном и спровоцировало 44-дневную армяно-азербайджанскую войну 2020 г.
После переноса переговорного процесса на западные площадки в 2022 г. риторика Пашиняна изменилась. Там он уже стал говорить о признании территориальной целостности и суверенитете Азербайджана, не уточняя вопрос об НКР. Теперь же в Рейкьявике армянский премьер расставил точки на «i», заявив, что фактически отказывается от поддержки Нагорного Карабаха, что противоречит не только Декларации о независимости Армении[6] и упомянутому Решению ВС Армении, но и своим же предвыборным обязательствам. Перед внеочередными парламентскими выборами в июне 2021 г. Пашинян уверял, что будет бороться за независимость Арцаха: «Как политический вопрос мы должны поднять вопрос деоккупации территории Нагорно-Карабахской автономной области… Нашей главной задачей на ближайшие годы должно стать … обеспечение безопасности народа Арцаха и мирное, всеобъемлющее урегулирование карабахского конфликта на основе самоопределения народа Арцаха без ограничений...»[7].
На заявление Никола Пашиняна в Рейкьявике, которое тот подтвердил 22 мая на пресс-конференции в Ереване[8], резко отреагировал глава Нагорного Карабаха Араик Арутюнян. Он призвал власти Армении воздерживаться от каких-либо действий и заявлений о признании Нагорного Карабаха в составе Азербайджана: «Для нас неприемлемы любые заявления и документы, игнорирующие суверенитет Республики Арцах, право нашего народа на самоопределение и факт его реализации. Арцах не был и не будет в составе Азербайджана, поскольку это воля нашего народа, который имеет достаточную решимость бороться за свои права и интересы»[9].
После 44-дневной армяно-азербайджанской войны 2020 г. позиция Президента Азербайджана Ильхама Алиева была однозначна – вопрос самоопределения НКР закрыт, хотя он и допускал пребывание там российского миротворческого контингента (РМК) на неопределенное время. Вопрос мирного договора и признания территориальной целостности – самый главный для Азербайджана, которому важно получить юридическое подтверждение того, что вся территория Нагорного Карабаха – его неотъемлемая часть. Так было до тех пор, пока Ереван не признал Нагорный Карабах частью Азербайджана. После признания Ильхам Алиев стал придерживаться еще более максималистских позиций в процессе урегулирования, полагая требования международных гарантий безопасности карабахским армянам вмешательством во внутренние дела Азербайджана. Уступка Пашиняна, безусловно, представляет собой успех для властей Азербайджана и лично Алиева. Если Азербайджан последовательно, на любых площадках идет к своей цели, шаг за шагом решает вопросы, которые изначально стояли перед ним, то Армения с каждым новым раундом переговоров на новой площадке постепенно теряет свои позиции.
Трехсторонняя встреча в Москве
Создается впечатление, что Пашинян торопился сделать заявление, видимо, предварительно навязанное западными посредниками, о признании Нагорного Карабаха частью Азербайджана именно для того, чтобы в Москве эта тема уже не обсуждалась. На данный момент, все выглядит так, что цели армянского и азербайджанского руководства в отношении российского посредничества совпадают. Оба игрока стремятся к минимизации или даже устранению российского присутствия на Южном Кавказе, включая физическое наличие российской базы в Армении и выход Еревана из российских интеграционных и оборонных соглашений. Так, на упомянутой пресс-конференции в Ереване 22 мая Никол Пашинян уже допустил приостановку или прекращение членства Армении в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Мол, ничего не дающий статус участника ОДКБ де-юре будет лишь мешать Армении обсуждать повестку безопасности с другими странами.
Примечательно, что упомянутые заявления Пашинян сделал на пресс-конференции, которая состоялась в день приезда в Армению министра Великобритании по делам Европы Лео Докерти и представителей американского минобороны: генерал-майора Филлипса и сотрудника Пентагона Прайора.
Концептуальные решения Алиев и Пашинян стараются согласовывать с западными партнерами, до времени их не афишируя. При этом лидеры закавказских республик стараются соблюдать внешний политес, соглашаясь на встречу в Москве перед ранее анонсированной встречей в Кишиневе 1 июня. Тем самым они пытаются заверить российские власти в том, что у них нет намерения вытеснить Россию из процесса урегулирования, как это планирует Запад, и что на всех переговорных площадках обсуждается одна и та же повестка. На деле же армянские и азербайджанские власти отправляются обсуждать что-то в Брюссель и Вашингтон, чтобы не обсуждать то, о чем уже договорились с Москвой в рамках этих трехсторонних заявлений, в которых уже описана дальнейшая повестка переговоров и возможные будущие шаги.
Ереван при определенном геополитическом развороте от России хочет получить поддержку Запада, но, по «постсоветским традициям», при этом ничего не потерять от России в экономическом плане, а для Баку важно дистанцироваться от Москвы из-за санкций и желания закрепиться в качестве важного поставщика энергоресурсов в Евросоюз.
Российское руководство, конечно, видит двойную игру своих партнеров, однако препятствовать ей в условиях конфронтации с Западом и проведения СВО пока довольно сложно. Например, заморозка вопроса о статусе Нагорного Карабаха, совпадая с армянскими интересами, была бы выгодна и Москве, так как закрепила бы присутствие российского миротворческого контингента (РМК) и тем самым обеспечила бы России влияние в регионе как основной третей силы. Однако отказ Пашиняна от дипломатической борьбы за определенную самостоятельность армянской части Карабаха неизбежно ставит вопрос о выводе российских миротворцев, поскольку формально создается и правовая, и политическая база для этого. В этой связи для России на первое место выходит вопрос скорейшего разблокирования транспортных коммуникаций в регионе.
В таких концептуально изменившихся обстоятельствах, по выражению официального представителя Кремля Дмитрия Пескова во время итогового брифинга[10], трехсторонняя встреча свелась к чистой формальности и закончилась через 20 минут (перед этим глава российского государства провел двусторонние встречи с каждым из участников переговоров)[11]. По итогам встречи стороны не подписали никаких документов, хотя было известно[12], что таковые готовятся: о разблокировании транспортных коммуникаций и пятое по счету совместное трехстороннее заявление. С окончания осенью 2020 года 44-дневной армяно-азербайджанской войны принятые заявления конкретизировали результаты посреднической деятельности российской стороны, выражали одобрение деятельности российского миротворческого контингента и позволяли Москве подтвердить свою роль на Южном Кавказе. На этот раз подобного заявления не было.
Единственно, чем запомнилась последняя встреча Алиева и Пашиняна в Москве - публичной перепалкой во время саммита ЕАЭС двух лидеров по вопросам терминологии, касающейся транспортных коммуникаций, которую, не без труда, смог погасить российский президент.
В результате Владимир Путин констатировал[13] готовность сторон признать территориальную целостность друг друга, и что, несмотря ни на какие сложности, ситуация развивается в направлении урегулирования. Остаются при этом технические вопросы, касающиеся демаркации и делимитации госграницы, а также разблокировки транспортных коридоров. По мнению российского лидера, беспрепятственное движение граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях пойдет на пользу не только Армении и Азербайджану, но и всему региону. Решению этих задач будет посвящена встреча вице-премьеров России, Армении и Азербайджана, которая запланирована неделей позже.
Западные интересы противоречат армянским национальным интересам
Как западные, так и российские посредники декларируют стремление к скорейшему завершению конфликта на Южном Кавказе. Однако если коллективный Запад видит в подписании мирного соглашения легитимную базу для выдавливания российских военных и пограничников из Армении, а миротворцев из Карабаха, то Россия — завершающий этап мирного урегулирования, после демаркации и делимитации госграницы, восстановления транспортных маршрутов и обеспечения безопасности армянского населения Карабаха.
«С точки зрения национальных интересов армянского народа, сомнение в этом документе [западном проекте мирного договора – прим. автора] состоит не в том, что он признает границу между Арменией и Азербайджаном, а в том, что он никак не оговаривает судьбу армян»[14], поделился своим мнением Константин Затулин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.
«Сегодня только российские миротворцы становятся гарантами жизни армян в Нагорном Карабахе. И это будет следующая цель Азербайджана — сделать так, чтобы они оттуда ушли», — подытожил он. Действительно, поскольку Армения признает целостность Азербайджана, включая Карабах, все, что там происходит — внутреннее дело Азербайджана. Тогда зачем нужны российские миротворцы?
Пашинян на открытии московского саммита заявил, что Армения готова признать Нагорный Карабах (самопровозглашённую республику) частью Азербайджана при условии обеспечения безопасности армянского населения. Однако не ясно, кто и как предоставит такие гарантии, если РМК покинет свою дислокацию. О том, какие гарантии безопасности может предоставить Запад, можно судить по ситуации в Косове, где 29 мая Международные силы безопасности НАТО (KFOR) вместо того, чтобы защищать, атаковали сербов[15],[16].
Москва предлагала сохранить статус-кво в вопросе Нагорного Карабаха, то есть – заморозить проблему на неопределенный срок, сосредоточившись на вопросах восстановления транспортных коммуникаций и экономических связей. Такое решение позволило бы стабилизировать ситуацию и обеспечить безопасность оставшейся армянской части Карабаха.
Однако армянские власти добились того, что обсуждение карабахского вопроса было практически отдано на откуп западным спонсорам, и сегодня не идет речь даже об автономии. И мало кто сомневается, что риторика Пашиняна о «гарантиях прав и безопасности» - не более чем словесный флёр.
Власти не представляют позицию граждан Армении
На сегодняшний день реальности такова: соцопросы показывают, что население Армении в подавляющем большинстве считает неприемлемым пребывание Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Согласно результатам соцопросов, проведенных армянским представительством Gallup International Association в период с 17 по 24 января 2023 года[17], 94,0% респондентов выступают против того, чтобы Арцах был в составе Азербайджана, причем доля их в гражданском обществе Армении растет (в мае 2022 года их было 83,3%). За вхождение Арцаха в состав Азербайджана высказался всего лишь 1,0% опрошенных.
Международный республиканский институт США (International Republican Institute — IRI) опубликовал 1 мая результаты очередного, опроса общественного мнения в Армении за январь - март 2023 г.[18] Поскольку на данный момент это самый свежий и притом публично доступный опрос, его результаты очень интересны для понимания общественного сознания в Армении и факторов, оказывающих на него решающее влияние.
По данным IRI, на вопрос «Как вы относитесь к направлению политики РА в отношении Нагорного Карабаха за последние шесть месяцев?» 87% опрошенных не выразили своего одобрения, а 69% отметили регресс.
Недовольны граждане Армении и тем, как Пашинян выполняет и другие предвыборные обязательства. Так, только 17% респондентов удовлетворены темпами демократизации страны, недовольны 42% респондентов, а 35% вообще не видят никаких демократических изменений. Для 73% опрошенных коррупция в Армении представляет серьезную проблему. При этом 39% респондентов считают, что уровень коррумпированности власти остался прежним, а 21% - что он даже возрос.
В целом, 52% респондентов считают, что страна движется в неправильном направлении, и только 36% - что в правильном. 37% опрошенных удовлетворены деятельностью администрации премьер-министра Армении (в т.ч. 13% полностью удовлетворены и 24% - частично), а 61% - не удовлетворены (в т.ч. 22% - частично и 39% - полностью).
Пашинян мотивирует свое решение о признании Нагорного Карабаха частью Азербайджана тем, что на парламентских выборах народ дал ему мандат на мирные переговоры. Однако опросы общественного мнения показывают, что народ недоволен выполнением именно тех предвыборных обещаний, которые позволили Пашиняну выиграть голосование. Очевидно, что в случае Нагорного Карабаха он идет против народного волеизъявления. А это означает, с точки зрения оппозиции, что даже тот мандат, что Пашинян получил, должен быть аннулирован.
Личный рейтинг Никола Пашиняна, согласно упомянутому опросу IRI снизился до 14%. Другое дело, что поддержка населением лидеров оппозиции на порядок ниже. На вопрос «Если бы выборы состоялись в это воскресенье», за правящую партию «Гражданский договор» проголосовал бы только 21% избирателей. Парламентская оппозиция продолжает оставаться лидером оппозиционного поля, но за нее проголосовало бы в три раза меньше избирателей. Учитывая то, что 30% респондентов не станут голосовать, 12% собираются испортить бюллетени, а 20% вообще не стали отвечать на этот вопрос и скорее всего тоже не пойдут на выборы, низкий рейтинг правящей партии в обществе не помешает ей опять одержать победу на выборах.
Таким образом, пассивность и аполитичность армянского общества позволяет Пашиняну в обход основополагающих государственных документов и воле народа решать судьбу Нагорного Карабаха.
Перспективы армянского населения Карабаха
Баку не намерен предоставлять (как это было в СССР) территориальную автономию карабахским армянам. По словам Ильхама Алиева[19], карабахцы должны будут либо принять азербайджанское гражданство, либо уехать. Для достижения своей цели Азербайджану даже не понадобятся какие-либо репрессивные меры. Баку сможет вполне легально проводить политику неформального вытеснения армян из Карабаха. Азербайджан вправе создать льготные условия, например, для азербайджанских беженцев из тех краев (которых, по словам Алиева, насчитывается 1 млн.[20]), для переселения их в Нагорный Карабах. У Азербайджана на это есть средства.
Трудно не согласиться с Константином Затулиным, утверждающим[21], что «после всего того, что случилось в зоне нагорно-карабахского конфликта, как в первую войну и вторую войну, так и между этими войнами, в экстазе надеяться на слияние между армянами и азербайджанцами в Нагорном Карабахе может только…человек, далекий от понимания всего произошедшего». По словам Затулина, армянское руководство, «апеллируя к той части населения Армении, которая боится возобновления войны, запугивая собственное население этой перспективой, подталкивает всех живущих в Армении к соучастию в отказе от своих соотечественников в Нагорном Карабахе». Затулин полагает, что мир, основанный на несправедливости, несет в себе зерна будущих конфликтов.
Любопытно, каким представляет Пашинян своим соратникам будущее армянского населения Карабаха (Арцаха) после подписания мира с Азербайджаном. Армянская газета «Грапарак» со ссылкой на свои источники в парламентской фракции правящей партии «Гражданский договор» пишет[22], что премьер Армении пообещал членам этой фракции: «Если Алиев будет игнорировать права арцахцев и не обеспечит безопасность, Арцах сможет объявить о присоединении к России [а Россию кто-то спросил об этом? – прим. автора]… А в худшем случае, если над головами арцахцев нависнет угроза уничтожения, то они [власти Армении – прим автора] обеспечат их переезд в Армению». Другими словами, именно то, чего и добивается Азербайджан.
В этой связи не лишне напомнить планы Запада по отношению к Армении и армянам, которые изложил британский разведчик Лоуренс Аравийский в интервью[23] американскому журналисту Линкольну Стеффенсу во время мирной конференции в Париже в 1919 г.: «Мировое управление должно быть основано не на «вашей» Лиге наций, то есть идеях и идеалах, но на реальных вещах — нефти, воздухе, море… Армения должна быть разделена. В одной части должны быть природные богатства, в другой — ничего, кроме армян… Мандат над армянами должен быть дан Америке … Ваша политика по отношению к вашим индейцам - единственно возможная по отношению к армянам». Только поддержка России не позволяла этим планам воплотиться более 100 лет.
При этом Пашинян четко выполняет инструкции бывшего советника президента США по безопасности Джона Болтона, который в 2018 году заявил: «Для народа [Армении – прим. автора] важнее иметь широкие возможности на мировой арене и не быть скованными историческими шаблонами», имея в виду пророссийскую ориентацию армянского общества.
Как очень точно подметил российский историк Олег Айрапетов: «Под разговоры о демократии при финансировании США [в Армении – прим. автора] идет формирование диктатуры по ближневосточному образцу, где единственной реально работающей структурой является, как в арабских государствах, политическая полиция …Они [лидеры цветных революций – прим. автора] говорят о мире, поддерживают демократию и прогресс, а когда приходят к власти, устанавливают диктатуры и пользуются полной поддержкой американцев. Потому что эти диктатуры работают не в пользу своих народов, а в пользу совершенно других сил»[24].
Заключение
Если бы Запад мог решить вопрос мира в Закавказье без России, он бы, конечно, так и сделал. На политическом уровне мирный договор, возможно, будет заключен при посредничестве Запада, но в реальности его исполнение все равно не может быть осуществлено без России. Российский миротворческий контингент будет находиться в регионе, как минимум, до 2025 г. К тому же будет сложно провести демаркацию и делимитацию границы между Арменией и Азербайджаном без хранящихся у нее карт Генштаба ВС СССР 1975 г. (так как именно по ним граница между республиками времен СССР была признана ООН). В противном случае, как заявил на днях Ильхам Алиев: «Делимитация границ должна происходить на наших [азербайджанских – прим. автора] условиях»[25].
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] https://ru.armeniasputnik.am/20230517/pashinyan-vpervye-zayavil-o-priznanii-azerbaydzhana-v-predelakh-866-tys-kv-kilometrov--59743993.html
[2] Алма-Атинская декларация обязала государства-подписанты (бывшие советские республики) признать суверенные права друг друга и взять на себя исходящие из соглашения обязательства, в частности о нерушимости государственных границ, признании существующих границ и отказе от противоправных территориальных приобретений, территориальной целостности и отказе от любых действий, направленных на расчленение чужой территории
[3] В референдуме не принимало участие азербайджанское меньшинство автономии, но армянская сторона назвала этот бойкот конституционным правом азербайджанцев, а итоги референдума объявила законными.
[4] https://russia-armenia.info/node/82647?
[5] https://eadaily.com/ru/news/2020/11/23/duhov-kak-pashinyan-sprovociroval-voynu-i-pochemu-ee-proigral-istochniki
[6] https://www.gov.am/ru/independence/
[7] https://armenpress.am/rus/news/1048946.html
[8] https://ria.ru/20230522/karabakh-1873394563.html?ysclid=li9i6b8egj871695974
[9] https://ru.armeniasputnik.am/20230523/armyanskuyu-dorogu-sever-yug-nachali-obsuzhdat-v-eaes-i-predstavili-kitayskim-partneram-59968867.html
[10] https://iz.ru/1518930/2023-05-26/peskov-prokommentiroval-itogi-vstrechi-putina-s-pashinianom-i-alievym?ysclid=li7zxn5dtw12039251
[11] https://ria.ru/20230525/vstrecha-1874222927.html?ysclid=li9jx4n089681615185
[12]https://www.kommersant.ru/doc/6001439?ysclid=li80zxprk6497945786
[13] https://rg.ru/2023/05/25/v-kremle-zavershilas-trehstoronniaia-vstrecha-putina-pashiniana-i-alieva.html?ysclid=li7zv3e33e319440871
[14] https://dzen.ru/a/ZHDjSFt3KA4uoMOS
[15] https://www.novosti.rs/vesti/politika/1243393/kosovo-najnovije-vesti-metohija-kosovo-onlajn-zvecan-rosu-sever-kosova-vesti-zubin-potok-kim-kfor-kosovska-policija-uzivo-napad-srbe
[16] https://iz.ru/1520344/2023-05-29/mezhdunarodnye-sily-bezopasnosti-nato-atakovali-serbov-v-kosovo?ysclid=lia5n3j1pc591663430
[17] https://www.golosarmenii.am/article/170607/pashinyan-plyvet-protiv-techeniya
[18] https://www.iri.org/resources/public-opinion-survey-residents-of-armenia-january-march-2023/
[19] https://aztv.az/az/news/24193/prezident-ilham-eliyev-salyan-seherinde-azerbaycan-televiziyasina-musahibe-verib
[20] https://www.kommersant.ru/doc/5999871
[21] https://www.golosarmenii.am/article/179575/konstantin-zatulin-v-evrosoyuze-razygryvayut-optimizm?ysclid=liaahd01cb903886681
[22] https://hraparak.am/post/1459b9476ceedb388f438cbd62638b13
[23] https://newsland.com/post/707001-otkroveniia-legendarnogo-angliiskogo-razvedchika-i-negodiaia-lourensa-araviiskogo?ysclid=libouth8yw808783864
[24] https://eadaily.com/ru/news/2023/01/23/period-nezavisimyh-stran-zavershen-intervyu-s-istorikom
[25] https://news.day.az/officialchronicle/1568411.html?ysclid=lic71id5j8558400275
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs