ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Трудные детали – о перспективах мирного договора между Арменией и Азербайджаном

11:05 09.10.2024 • Юрий Ларин, журналист

Перед началом саммита СНГ 8 октября Президент РФ Владимир Путин встретился по отдельности в Кремле с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и с премьер-министром  Армении Николом Пашиняном. Эти встречи явились демонстрацией того,  что Россия активно вовлечена в  решения региональных проблем на территории СНГ и что мир на Кавказе для нее важен, в отличие от имеющих другие цели  США и Франции, которые, в частности,  имеют влияние на Армению.

Встречи в Кремле вновь показали, что без участия России проблемы в закавказских республиках не могут разрешаться, а Москва, оставаясь одним из ведущих игроков в регионе и перехватывая инициативу у Запада в  процессах на Южном Кавказе, заинтересована в мирных, а не воюющих Армении и Азербайджане.Однако, последние события в регионе свидетельствуют, что до полного урегулирования конфликта между Баку и Ереваном ещё предстоит пройти трудный путь.

 

Так, на состоявшемся 4 октября заседании Совета руководителей органов безопасности и спецслужб СНГ в Астане директор ФСБ Александр Бортников заявил: "Американцы и европейцы явно не заинтересованы в установлении стабильности в Закавказье. Склоняя Ереван к затягиванию переговоров с Баку, Запад пытается возглавить процесс азербайджано-армянского урегулирования и добиться размещения в регионе собственного "миротворческого" контингента – де-юре под эгидой ООН, а де-факто натовской", отметив при этом, что мир на Южном Кавказе не входит в интересы Запада, а желание разместить свой контингент в Армении направлено на затягивание конфликта.  Кроме того, западные страны склоняют Армению к выходу из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), что поставит Ереван в зависимость от НАТО, уверен руководитель ФСБ.

Ранее ОДКБ также была готова отправить наблюдателей в зону конфликта, но Ереван сделал выбор в пользу ЕС. В феврале там  объявили о заморозке членства страны в организации, а позднее Ереван прекратил участие в ее финансировании.

В МИД России посчитали, что выхода Армении из ОДКБ добиваются США  и Евросоюз, которые хотят сделать из страны «инструмент реализации своих крайне опасных замыслов на Южном Кавказе». Вместе с тем в Кремле неоднократно заявляли, что готовы к контактам с армянской стороной не только в рамках ОДКБ, но и на двустороннем уровне.

 

4 октября, Президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на встрече с жителями города Джебраил, заявил, что “сегодняшний день – это день траура для анти-азербайджанских сил”.

“То есть, как может быть, чтобы без их разрешения, никого не спросив, никого не боясь, ни с кем не считаясь, Азербайджан восстановил свои права? Они не могут нам этого простить”, - сказал Ильхам Алиев, комментируя “враждебную политику” и  введение Соединенными Штатами санкций против Азербайджана. “О какой дружбе с ними может идти речь?”, задал риторический вопрос азербайджанский лидер. В своём выступлении азербайджанский президент обратился и к Армении, которая по его словам “ввязалась в опасные игры”.

В тот же день в МИД Армении отреагировали на выступление Президента Азербайджана. По словам пресс-секретаря армянского внешнеполитического ведомства Ани Бадалян, официальный Ереван неоднократно заявлял, что не имеет агрессивных намерений в отношении кого-либо из соседей, признает их территориальную целостность и не имеет территориальных претензий.

Армения, по словам Бадалян, подтверждает свою приверженность мирной повестке и готовность подписать с Азербайджаном уже согласованный текст в качестве мирного договора, о чем премьер Армении заявил в ходе Генассамблеи ООН. В МИД напомнили, что по итогам переговоров министров иностранных дел Армении и Азербайджана -  Арарата Мирзояна и Джейхуна Байрамова - в Нью-Йорке 26 сентября стороны договорились ускорить процесс заключения мирного договора.

 

При этом ранее Ильхам Алиев, выступая в азербайджанском парламенте, заявил, что Ереван затягивает переговоры и что "Баку пришлось ждать 70 дней", чтобы получить последний вариант мирного договора, из которого были исключены все несогласованные положения.

“Мы закрепляемся на условной границе, потому что от Армении в любой момент можно ожидать любой провокации. Армянская сторона массово вооружается, в то же время проводит военные учения с зарубежными странами, причем крупными державами. Западные страны поставляют в Армению оружие и боеприпасы”, -сказал Президент Ильхам Алиев, выступая на первом заседании Милли Меджлиса VII созыва, отметив, что для Запада “армянский народ – всего лишь инструмент, средство, чтобы держать Азербайджан под постоянным давлением, а также быть источником угрозы и для других соседей Армении”.

“То есть, совершенно очевидны планы некоторых западных государств настроить против нас Армению”, – отметил глава азербайджанского государства, подчеркнув, что для Запада армянский народ не представляет интереса.

Высокая вероятность возобновления войны на Южном Кавказе из-за отсутствия мирного договора между Баку и Ереваном вызывает тревогу среди местных и международных экспертов. Эти опасения усиливаются в свете активных поставок вооружения в Армению из Франции и ряда других западных стран.  Весьма неоднозначной выглядит позиция Парижа по достижению мира в регионе, который часто выступает с анти-азербайджанскими заявлениями.

Так президент Эммануэль Макрон заявил на Генассамблее ООН: “Вместе с премьер-министром  Пашиняном Франция стоит плечом к плечу с Арменией. Международное сообщество должно быть рядом, чтобы обеспечить успех мирных переговоров и сохранение международно признанных границ".

В Баку резко отреагировали на выступление Макрона. Пресс-секретарь МИД Азербайджана Айхан  Гаджизаде обвинил французского президента в "предвзятом проармянском подходе" и потребовал от Парижа прекратить деструктивную деятельность на Южном Кавказе.

В конце прошлого года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял, что с 2020 года по настоящее время руководство Франции занимает «деструктивную и провокационную» позицию по отношению к азербайджанской республике и даже помогало Армении по вопросу Нагорного Карабаха.

 

Экспертное сообщество в Баку реагирует на все это довольно резко, заявляя, что Азербайджан не может пассивно наблюдать за ростом угроз, вызванными милитаризацией Армении, и может провести превентивные военные операции для их нейтрализации (такие мнения регулярно озвучиваются аналитиками и депутатами на азербайджанских телеканалах).

При этом увеличение денежной помощи Армении от Агентства США по международному развитию (USAID) подтверждает дестабилизирующий характер активности стран Запада в Армении. Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова во время еженедельного брифинга 2 октября.

Невозможно не видеть этих фактов, тенденций и опыта соседних государств и других стран мира, в которых подобные эксперименты уже проводились. Этого можно избежать тем, кто проводит национально ориентированную политику, кто знает историю, кто исходит из национальных интересов, кто не является временщиком, просто пиарщиком от политики, кто является государственными деятелем, думающим о своей стране и народе”, - сказала Захарова.

Ранее стало известно, что USAID приняло решение увеличить денежную помощь Армении более чем в два раза - со 120 млн до 250 млн долларов.

 

На этом фоне МИД Армении сообщил, что армянская сторона передала Азербайджану 10-ю редакцию двустороннего соглашения "О мире и установлении межгосударственных отношений"  и теперь ожидает ответа Баку. По словам главы МИД Арарата Мирзояна, стороны полностью согласовали 13 из 16ти статей договора. Министр заявил, что появилась возможность “в сжатые сроки” подписать договор. Он рассказал, что в тексте содержатся полностью согласованные статьи,  либо согласованные части статей и по ним разногласий нет. Как отметил Мирзоян, в основе процесса делимитации армяно-азербайджанской границы лежит Алма-Атинская декларация 1991 года и «другой принцип не обсуждается».

“Не секрет, что эта новая редакция содержит полностью согласованный текст. Это полностью согласованные статьи или согласованные части нескольких статей, и мы ждем ответа Азербайджана”, - уточнил глава МИД Армении.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в конце августа также говорил, что предлагает Азербайджану подписать уже согласованные пункты мирного соглашения, а затем продолжить обсуждение других вопросов. Так 10 сентября, выступая на форуме Ереванский диалог”, премьер Армении в третий раз обратился к Баку с предложением подписать мирное соглашение с уже согласованными пунктами, а затем продолжить обсуждение остальных.

 

В тот же день в Баку назвали это предложение Пашиняна “неприемлемым”.

Об этом заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде, комментируя предложение премьер-министра Армении Никола Пашиняна.

“Призывы официальных лиц Армении подписать проект “мирного соглашения” с удалением несогласованных положений, а также попытки перенести решение существующих проблем в двусторонних отношениях на следующий этап неприемлемы”, было заявлено в комментарии пресс-секретаря МИД Азербайджана.

По словам Гаджизаде, основным условием для подписания “реального и устойчивого” мирного договора между Баку и Ереваном “является прекращение территориальных претензий против Азербайджана, закрепленных в многочисленных правовых и политических документах Армении, включая ее Конституцию, в которой содержится ссылка на Декларацию о независимости этой страны, призывающую “к воссоединению Армении и Нагорного Карабаха”.

 

11 сентября Пашинян во время правительственного часа в Парламенте уточнил, что Ереван предлагает Баку подписать мирный договор из 16ти статей. 27 сентября премьер Армении заявил на заседании Генассамблеи ООН о возможности изменения Конституции Армении для заключения мира с Баку, подчеркнув, что как минимум 80 процентов мирного договора согласовано с Азербайджаном.

 

О планах заключить мирный договор до конференции ООН по климату, которая пройдет в Баку с 11 по 22 ноября 2024 года, прежде говорили и президент Азербайджана Ильхам Алиев, и премьер Армении Никол Пашинян. По словам Алиева, к этому времени можно подготовить проект документа, «договориться о базовых принципах, а затем уделить время деталям формулировок». Пашинян с этим согласился, отметив, что в договоре надо зафиксировать «все согласованные на переговорных площадках принципы, и эти принципы публичные».

В июле Алиев заявил, что уже согласовано 80–90% текста мирного договора. “Армении пришлось отказаться от своих оговорок и от всей этой терминологии, связанной с так называемым Нагорным Карабахом, что открыло путь к нормализации”, -  пояснил президент Азербайджана, выступая на Шушинском глобальном медиафоруме.

Формулировки по Карабаху не единственное, что стороны изъяли из договора. В начале августа Баку сообщил, что достигнута договоренность не включать в мирное соглашение проблемный пункт о Зангезурском коридоре. Как заявил журналистам представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков, это сделали для того, чтобы облегчить достижение мирного соглашения; при этом в его тексте стороны могут отразить, что вернутся к этому вопросу в будущем.

Эту информацию подтвердил МИД Армении. Представитель ведомства Ани Бадалян уточнила, что из документа исключили статью о региональных коммуникациях в целом. “Считаем также необходимым подчеркнуть, что их выгодное разблокирование продолжает оставаться важной частью продвигаемой Арменией повестки и ее видения мира и экономического развития в регионе”, - сообщила она.

 

Для подписания столь необходимого для всех сторон мирного соглашения Азербайджан выдвигает пять принципов:

-Взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности международных границ и политической независимости;

-Отсутствие территориальных претензий друг к другу и принятие юридического обязательства о том, что такой иск не будет предъявлен в будущем;

-Воздержание от угроз безопасности друг друга;

-Делимитация и демаркация государственной границы, установление дипломатических отношений;

-Открытие существующих коммуникаций и строительство новых, налаживание сотрудничества в других областях, представляющих взаимный интерес.

 

Армения также оговаривает свои принципы, ключевыми являются три из них:

-Признание территориальной целостности друг друга: площадь Армении — 29,8 тыс. кв. км, площадь Азербайджана — 86,6 тыс. кв. км. Эти цифры, по словам армянского руководства, “взяты из последних энциклопедий Советского Союза”;

-Делимитация на основе Алма-Атинской декларации 1991 года, которую подписали 11 бывших советских республик.

-Разблокирование региональных коммуникаций  - они должны быть открыты на основе суверенитета и действовать на основе взаимности и равенства.

 

В последнее время Баку выдвинул главное требование Еревану, которое заключается в том, чтобы Армения внесла поправки в свою Конституцию. В статье 1 Основного закона республики есть ссылка на Декларацию о независимости страны, которую 23 августа 1990 года принял Верховный совет республики. В начале этой декларации, в свою очередь, есть отсылка к совместному постановлению Армянской СССР и Нагорного Карабаха “О воссоединении» 1989 года”.

“С этим пунктом в их Конституции это невозможно, потому что Конституция выше любого другого документа, включая международный договор. Поэтому мы не хотим оказаться в ситуации, когда однажды они передумают, и нам снова придется делать то, что мы сделали в сентябре”, - пояснил  Ильхам Алиев, ссылаясь на военную операцию Азербайджана в 2023 году, в результате которой Карабах полностью перешел под контроль Баку. О том, что Ереван должен внести поправки в Основной закон, Президент Азербайджана Алиев и до этого говорил неоднократно.

 

Конституционный суд Армении фактически признал не имеющей правовую силу ссылку на Декларацию о независимости в преамбуле Конституции.  А в Декларации, как известно, упоминается воссоединение "Армянской ССР и Нагорно-Карабахской Автономной области", что так тревожит Азербайджан. Вердикт КС, которым признан соответствующим Конституции регламент о деятельности армянской и азербайджанской госкомиссий по делимитации, был вынесен 26 сентября.

Таким образом, Конституционный суд Армении фактически признал содержащиеся в декларации территориальные претензии к Азербайджану незаконными.

В этой ситуации Армении не остается ничего другого, как выполнить требование Азербайджана и внести поправки в свой основной закон. Только в этом случае, как заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, может быть подписан мирный договор между Баку и Ереваном.

Следует отметить, согласно проведенному в июле 2024 года в Армении опросу MPG/Gallup International Аssociation, 80,3% респондентов считают, что Конституция республики должна остаться неизменной, 11,7% — что некоторые положения надо изменить, а 3,3% — что стране нужен новый Основной закон.

Армения готова подписать с Азербайджаном мирное соглашение до намеченной в ноябре в Баку конференции ООН по климату 11–22 ноября, заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян в рамках мероприятия «Лидерство ради мира», организованного Совбезом ООН.

 

Министр иностранных дел России Сергей Лавров во время визита президента Владимира Путина в Баку 19 августа заявил, что при достижении мира между Арменией и Азербайджаном “главное - следовать духу и букве» трехсторонних договоренностей России, Азербайджана и Армении (с 2020 по 2022 год таких договоренностей было четыре).

“К сожалению, в том, что касается коммуникаций через Сюникский район Армении, именно армянское руководство саботирует договоренность, под которой стоит подпись премьер-министра Никола Пашиняна. Трудно понять, в чем заключается смысл такой позиции”, — сказал Сергей Лавров.

 

Россия готова содействовать выходу на заключение мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, участвовать в урегулировании кризиса в той части, в которой это востребовано сторонами, заявил президент РФ Владимир Путин.

"Если мы что-то можем сделать, чтобы выйти на подписание мирного соглашения, довести дело до делимитации, демаркации границы, разблокировать.. соответствующие направления в логистике и экономике, то мы были бы очень этому рады", - сказал Владимир Путин  во время государственного визита в Баку в августе в ходе переговоров с президентом Ильхамом Алиевым.

Он добавил, что и Россия сталкивается с кризисами, "прежде всего, конечно, на украинском направлении", однако историческая вовлеченность России в ситуацию на Южном Кавказе, в том числе в последние несколько лет, диктует ей необходимость участия в этих событиях, "в той части, в которой это востребовано сторонами".

 

Россия сыграла важную роль в установлении режима прекращения огня в Нагорном Карабахе. Об этом 10 сентября заявил глава МИД Армении Арарат Мирзоян в ходе международной конференции «Ереванский диалог» в армянской столице. Россия уже сыграла очень конструктивную роль. Россия была страной, которая достигла успеха в подписании документа о прекращении огня после войны 2020 года. Россия - это страна, которая начала посреднический процесс, приведший Армению и Азербайджан за стол переговоров”, -заявил Мирзоян.

“Но мы понимаем, что у всех стран есть свои интересы и эти интересы не обязательно должны всегда совпадать с интересами Армении или Азербайджана. Не обязательно, чтобы видения Армении и России всегда совпадали”, - сказал глава армянского внешнеполитического ведомства.

 

Москва выступает за диалог с Ереваном как в двустороннем формате, так и в многостороннем, в том числе на площадке ОДКБ, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

"Мы неизменно выступаем за полномасштабный двусторонний диалог, за сотрудничество, возвращение от манипулятивной риторики к реальному полноценному взаимодействию, в том числе в работе ОДКБ", - прозвучало в МИД РФ. И встречи с Президентом Азербайджана  Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном  8 октября на полях саммита СНГ доказывают, что Президент РФ Владимир Путин возвращает мирный процесс по урегулированию конфликта между Азербайджаном и Арменией в Москву.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати