ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Государственный Эрмитаж: выставка «ОТМА и Алексей»

11:55 26.05.2023 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Государственный Эрмитаж, выставка «ОТМА и Алексей», Санкт-Петербург
Фото: Елена Студнева

Впервые в Государственном Эрмитаже открыта полномасштабная выставка, посвященная детям российского императора Николая II – «ОТМА и Алексей». ОТМА – так, по первым заглавным буквам, подписывали свои письма к родителям, царю Николаю Александровичу и царице Александре Федоровне их дети – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей Романовы.  Царские дети c раннего возраста родителями и наставниками приучались к труду, многое мастерили своими руками, поэтому дизайн выставки отражает эту особенность: из чистых белых листов картона вырезаны вручную и название выставки, и макеты, символизирующие короткую, но яркую и трагическую жизнь детей императора. Из того же белоснежного картона на всём пространстве экспозиции, её павильонов и витрин как будто в воздухе, на невидимых нитях парят терновые венки, ставшие венцами за мученичество, что вынесли вместе со своей Семьей, со своим народом, с Родиной, с Россией дети царя. Выставка открыта в год 155-летия Государя императора Николая II, их Августейшего отца.   

В экспозиции 300 экспонатов: фотографии, документы, личные вещи, иконы, мебель, детские игрушки, - всё, что сохранилось в Александровском и в Зимнем дворцах - царских резиденциях Санкт-Петербурга и Царского Села. Сама же экспозиция размещена в малом Эрмитаже, в залах, где сводчатые стены «ободраны» до кирпичей, а в центре – это удалось создателям выставки – находится истинное сокровище, как будто пульсирует сердцебиение четверых маленьких, но к 1917 году достаточно повзрослевших детей. Ольге уже шел 23 год (род. 3 ноября 1895),  Татьяне исполнилось 20 лет (29 мая 1897), Мария успела встретить свою девичью восемнадцатую весну (14 июня 1899), Анастасия вошла в возраст юности, 16-летия (5 июня 1901), а Алексей был отроком 13 лет. Цесаревич, наследник Российского престола, сознавая своё предназначение, будучи ещё ребенком, однажды в детстве совершенно осознанно сказал: «Когда Я буду царем, не будет бедных и несчастных, Я хочу, чтобы все были счастливы». 

Российская империя была страной православной, во главе её должен был стоять непременно православный царь, и мы знаем, как нелегко далось коронованной императрице Александре решение принять православие, но с каким горячим сердцем она восприняла новую веру. В православном духе Августейшая Семья и воспитывала своих детей. Пройдут годы, и в период гонений и заточения в Тобольске, в Екатеринбурге именно вера будет давать силы детям.

Темой духовности пропитано  наполнение выставки. Среди икон особенно примечательна семейная реликвия – икона епископа, святого Митрофана Воронежского, призванного покровителем Санкт-Петербурга и окрестных воронежских земель. В идеальном состоянии - подарочные пасхальные яйца, ладанки, молитвенники, крестики.

В витринах – манифест о рождении Престолонаследника, Евангелие, детские дневники разных лет, и мы видим, как меняется почерк, слог, содержание отмеченных событий. Трогательны открытки и письма, нарисованные самими княжнами, будь то акварель, карандаш; главное – с любовью.

Белоснежные стены из картона, воссоздающие подобие детских комнат, спален, музыкальных и учебных классов, мастерских, где княжны и цесаревич учились рисовать, лепить, мастерить свои поделки и обязательно с назначением – в подарок маме, сестре, няне, родственникам, - символизируют и подчеркивают чистоту тех, кого они, эти стены, оберегали, а также и - зыбкость бытия.  

В экспозиции много домашних фотоальбомов, каждая княжна готовила их своими руками, при этом и фотографии каждая из девочек делала сама, поскольку имела свой личный фотоаппарат «Kodak».

А вот игрушки у ОТМА и Алексея были абсолютно разные, подаренные с любовью и со смыслом. 

Экспозиция включает личную одежду княжон и цесаревича, при этом экспонируется она на фоне документальных кинолент; подбор их продуман таким образом, чтобы воспроизвести в единстве раритеты и документальные кадры, где экспонаты – платья, форма того или иного рода войск, к которому были приписаны княжны и цесаревич, - корреспондировали бы.  

Побывавшие на выставке дети при Художественной студии в Государственном Эрмитаже пропустили через своё сердце тему царских детей и отразили своё восприятие в рисунках. Десятилетний Даниил Дыков взял за основу сюжет картины профессионального петербургского художника Василия Братанюка «Царская Семья в Ливадии». Юный рисовальщик проникся идущим от картины светом, счастьем, единством Августейшей Семьи.

Выставка дает представление о том, как была устроена семейная жизнь, даже не столько во дворце, сколько в духовном плане. В этой непростой семье, семье, находившейся под «прицелом» миллионов глаз, все любили друг друга, ценили каждого, кто был вокруг – учитель, няня, повар, плотник, дворник, садовник. Понимали цену времени, учебе, досугу, спортивным занятиям, в том числе и обливанию холодной водой по утрам, непременному труду, молитве. Всё это и дало свои «всходы», когда княжны и цесаревич осознавали, что они рано или поздно будут представлять Россию, как внутри страны, так и за рубежом. Августейший отец, император Николай II говорил дочерям о том, что по их поведению, в том числе, будут судить о России.  Цесаревич же рос с осознанием своего долга наследника престола.

Духовный опыт помог Семье держаться стойко в лишениях, не сломил хрупких на вид княжон и серьезно больного цесаревича. Даже палачи-охранники проникались к ним особым чувством не сострадания, а восхищения. Трагический финал жизни царских детей ощущается тем более остро, чем нежнее и лиричнее выстроена организаторами экспозиции идиллия счастливого, безмятежного, пропитанного любовью их детства. Лишь как удар по нервам бьет конечная дата жизни прекрасных царских детей, написанная в полусвете-полумраке на белоснежном картоне рядом с названием «ОТМА и Алексей» – одна на всех: 17 июля 1918 г.  Дата трагической ночи в подвале ипатьевского дома в Екатеринбурге.

Но и здесь организаторы экспозиции нашли деликатный выход, чтобы не дать посетителю уйти от света, который оставили на земле святые царские дети. Провожает пришедших на выставку сонм ангелов всё из того же белоснежного картона, как бы парящих над нами, а среди них белоснежные же терновые венки, превратившиеся в венцы святости, которую обрели при жизни неповторимые царские дети – ОТМА и Алексей.

Фото: Елена Студнева

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати