ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

В Токио пересматривают принципы экспорта военной продукции

17:22 08.05.2023 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

Правящая коалиция Японии, состоящая из Либерально-Демократической партии (ЛДП) и её «младшего партнёра» - партии «Комэйто», 26 апреля приступила к обсуждению планов по пересмотру «Трёх принципов трансфера экспорта продукции военного назначения» (далее - Три принципа), утверждённых в 2014 г., в начале «эпохи Абэ». В те времена правительством было принято политическое решение об отказе от существовавшего ещё со времён холодной войны полного запрета военного экспорта. Вместе с тем, в «Три принципа» от 2014 пришлось включить обширные ограничения военного экспорта, чтобы добиться консенсуса с пацифистски настроенными политиками, в частности, связанными с «Комэйто», а также с целью «успокоить» общественность. В частности, не допускается поставка вооружений странам, участвующим в военных конфликтах. В результате подобные ограничения негативно сказывались на поставках японской военной продукции.

В 2014 г. появление «Трёх принципов» вызвало нежелательный для правительства резонанс внутри Японии и за её пределами. Впрочем, он быстро сошёл на нет на фоне глубокого общественного «шока» в связи с изменением позиции правительства Синдзо Абэ по участию Японии в коллективной самообороне. Да и заметными успехами на внешних рынках японцы похвастаться не смогли, о чём подробнее будет рассказано ниже. Однако украинский кризис вернул военный экспорт в фокус японской политики.

Фумио Кисида в начале марта заявил, что расширение военного экспорта «станет ключевым политическим инструментом для оказания помощи странам, «которые пострадали от агрессии в нарушение международного права»[1]. Впрочем, предложение осуществить пересмотр «Трёх принципов» содержится в опубликованной ещё в декабре 2022 г. новой Концепции национальной безопасности Японии, но оно «осталось в тени» более амбициозных планов по наделению Сил самообороны возможностями нанесения «ответных», а, по сути, превентивных ударов по территории противника.

Япония, будучи «страной-хозяйкой» намеченного на 19-21 мая саммита «Семерки», не хочет выглядеть в глазах своих западных партнёров «страной не как все» из-за неготовности оказывать значимую военную помощи Киеву. В марте-апреле 2022 года Токио осуществил ограниченную поставку Киеву бронежилетов, касок, палаток, защитных костюмов для работы на заражённой местности, объяснив это как исключение, не нарушающее «Три принципа». Для передачи Киеву беспилотников уже пришлось использовать более сложную схему поставок от якобы «частного сектора»[2]. Общеизвестно, страны НАТО поставляют Киеву ракеты, танки и истребители. И вот уже и в Токио звучат предложения поделиться с Киевом имеющимися у Сил самообороны американскими реактивными системами залпового огня на гусеничном ходу MLRS, в частности, об этом в начале марта говорил член Палаты советников парламента Масахиса Сато, один из «ястребов» ЛДП[3]. Генералы Сил самообороны, считающие, что у Японии нет лишнего оружия, могут быть и не склонны к расставанию с немного подустаревшими, но мощными установками MLRS, но в Японии вопросами оборонной политики занимаются функционеры из ЛДП.

Цели реформирования политики военного экспорта Японии обусловлены не только конфликтом на Украине, но и другими факторами, как внешними, так и внутренними. В частности, в Токио ещё в «эпоху Абэ» намеревались с помощью военно-технической кооперации диверсифицировать сотрудничество в сфере безопасности. В списке перспективных партнёров в Токио рассматривают некоторые страны НАТО, партнёров по QUAD, а также державы Юго-Восточной Азии, имеющие проблемы в отношениях с Пекином.

К слову, надежды Токио на военно-техническую кооперацию с участниками QUAD, до настоящего времени не оправдались (кроме США). Приёмы делового общения, взятые из «гражданского бизнеса», оказались непригодными для обработки военной бюрократии даже тех государств, которые Токио рассматривает как «демократические». «Положен под сукно» контракт на 1,65 млрд. долларов на поставку японских патрульных гидросамолётов для Нью-Дели, переговоры по которому начались в 2012, ещё до принятия «Трёх принципов», с целью спасения находящегося в тяжёлом финансовом положении авиастроительного подразделения компании ShinMaywa. Драматично для Токио сложилась попытка заключить очень крупную сделку с Австралией. В 2014 г. была достигнута договорённость об оснащении Королевских ВМС Австралии японскими подлодками типа Сорю (консорциум Мицубиси/Кавасаки). Однако австралийское правительство подверглось серьёзной критике со стороны профсоюзов и оппозиции за безальтернативный выбор японского предложения и было вынуждено объявить в конце 2015 г. тендер. Хотя в конкурсе участвовали очень сильные игроки, например немецкие (HDW), шведские (SAAB), французские (DCNS) компании. Зарубежные эксперты считали Токио фаворитом. Но Мицубиси проиграла DCNS. Впрочем, и французы потом лишились контракта из-за англосаксонских партнёров, неожиданно объявивших о создании AUKUS. Что касается военно-технического сотрудничества с США, например, в сфере ПРО, то здесь дела идут последовательно, поскольку работа ведётся в рамках обязывающих долгосрочных программ военного сотрудничества. Вместе с тем, в Токио разочарованы нежеланием Вашингтона делиться со своим «младшим союзником» передовыми технологиями, например, в сфере авиатехники, и решили выбрать британцев и итальянцев в качестве партнёров по созданию многоцелевого истребителя. При этом сам Пентагон надеется попользоваться японскими достижениями в сфере робототехники, лазеров, композитных материалов.

В августе 2020 г., незадолго до отставки Синдзо Абэ, Япония заключила с Филиппинами контракт на более чем 100 млн. долларов на поставку трёх стационарных и одного мобильного радара для контроля воздушной обстановки. Манила планирует использовать японские радары для мониторинга военно-морской активности КНР в районе Южно-Китайского моря.

К внутренним факторам, подогревающим интерес лоббистов ЛДП к военному экспорту, следует отнести стагнацию японской «оборонки», которая испытывает значительные проблемы с рентабельностью. Объёмы закупок её продукции Силами самообороны уже не оправдывают затраты на НИОКР, что влияет на конечную стоимость. Впрочем, здесь следует уточнить, что ВПК как отдельная отрасль в Японии не сформировался, выпуском продукции военного назначения занимаются подразделения крупных и средних японских компаний. Так, основной сферой деятельности упомянутой выше компании ShinMaywa, которую можно отнести к средним, является производство строительной и коммунальной техники. К наиболее крупным японским производителям продукции военного назначения относят Мицубиси, Кавасаки, IHI, Субару. Компания Комацу в 2019 г. объявила о намерении прекратить разработку и производство бронетехники по причине, упомянутой выше. Подобные тенденции негативно сказываются на обороноспособности самой Японии[4].

Украинский конфликт, как надеются лоббисты японской «оборонки», может создать предпосылки для проведения более наступательной политики в сфере военного экспорта в целом. Понятно, что на передаче Украине установок MLRS американского производства японские компании не заработают, но в ЛДП поговаривают и о предоставлении Киеву ракетной техники, систем ПВО японского производства. Одной из слабостей японской военной продукции на внешних рынках считают отсутствие «боевой обкатки». Не исключено, что японские «ястребы» надеются устранить эту проблему за счёт демонстрации японской военной техники оружия в украинских просторах.

Две из оппозиционных партий Японии, коммунисты и конституционные демократы, выступают против изменений политики в сфере военного экспорта. Однако ЛДП больше беспокоит позиция своих партнёров из «Комэйто», партии, позиционирующей себя как «хранитель» пацифистских устоев японской политики. Председательствующий на дискуссии по пересмотру «Трёх принципов» политик от «Комэйто» Сигэки Сато заявил, что не нужно идти на компромисс с «послевоенным путем Японии как миролюбивой нации»[5]. В «Комэйто», например, предлагают ограничиться передачей Киеву лишь оборудования для разминирования. Поскольку ЛДП опирается на сильные региональные позиции «Комэйто», а общественное мнение все еще скептически относится к любым радикальным сдвигам в политике страны, консерваторы из ЛДП на какое-то время могут отказаться от резких шагов и японское оружие попасть на Украину просто не успеет. Однако сам факт начала дебатов по данному вопросу Фумио Кисида постарается предъявить своим западным партнёрам как подвижку в деле оказания военной помощи Токио. А пересмотренные позже «Три принципа» помогут поставлять, например, странам Юго-Восточной Азии, не патрульные катера для береговой охраны, а более серьёзные корабли.

Согласно опросу Nikkei, проведенному в феврале, 76% респондентов возражали против передачи вооружений Киеву, при этом только 16% заявили, что стоит это разрешить[6]. Для японского общества эта тема связана с опасениями насчёт втягивания страны в военные конфликты, страхом потери гражданского контроля над деятельностью военных, рисками втягивания страны в гонку вооружений.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Japan weighs weapon exports to nations under invasion - Nikkei Asia

[2] Japan’s dispatch of defense items to Ukraine seen as murky area | The Asahi Shimbun: Breaking News, Japan News and Analysis

[3] Япония изучает варианты экспорта оружия в Украину, такого, как реактивные системы залпового огня | Defense News, март 2023 г. Глобальная безопасность, армейская промышленность | Оборонная безопасность глобальная индустрия новостей армия 2023 год | Архив Новости года (armyrecognition.com)

[4] РСМД :: ОПК Японии: современное состояние и экспортный потенциал (russiancouncil.ru)

[5] Japan ruling parties hold first talks on easing weapon export rules | The Japan Times

[6] What is keeping Japan from sending weapons to Ukraine? | The Japan Times

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати