На снимке: Магомед Кодзоев.
Фото Александра Моисеева.
На вопросы обозревателя «Международной жизни» Александра Моисеева отвечает кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИЛА РАН, специалист по Кубе Магомед КОДЗОЕВ.
«Международная жизнь»: Уважаемый Магомед Абдул-Мажитович, недавно Министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров совершил рабочую поездку по ряду наших дружественных стран в Латинской Америке, посетив Бразилию, Венесуэлу, Никарагуа и Кубу. Давайте подробнее обсудим ситуацию, связанную с визитом министра в Гавану. На каком уровне находятся наши разносторонние отношения с Кубой в настоящее время? Какие проблемы нам предстоит преодолеть?
Магомед Кодзоев: Обстановка на Кубе, на мой взгляд, остается стабильно тяжелой: экстерриториальная торгово-экономическая блокада со стороны США; ураганы, приводящие к разрушениям в жилом и коммерческом секторе, к повреждению инфраструктуры, и потере урожая; трудное положение в энергетической сфере, приводящее к частым перебоям с электричеством; а также последствия пандемии COVID-19, сильно ударившей по сектору услуг, который обеспечивает примерно 77 % национального дохода – таковы условия, в которых стране приходится выживать и развиваться. Несмотря на обещание Джо Байдена изменить подходы к отношениям с Гаваной, многие санкции США, введенные Дональдом Трампом, все еще действуют. Ежемесячный ущерб от американской блокады составляет примерно 500 млн долл., не считая косвенный, который практически невозможно измерить.
Из-за тяжелой экономической ситуации на Кубе ощущается некоторое напряжение и раздражение в обществе, обостряющееся с усугублением социально-экономических проблем. Среди них рост безработицы, регулярные аварийные отключения электричества, растущие цены, как на товары, так и на коммунальные услуги, хронический дефицит топлива на АЗС, трудности с поставками медикаментов и продовольствия. Тем не менее, Куба относительно спокойная страна, с июля 2021 года крупных акций протеста здесь не наблюдалось. При обеспечении минимальных нужд населения политической обстановке на острове ничего не угрожает.
Социально-экономические и политические реформы, осуществленные при Рауле Кастро и в первые годы правления Мигеля Диаса-Канеля, заметно изменили жизнь простых кубинцев. На современной Кубе действует смешанная планово-рыночная система, в которой немалая доля принадлежит частному сектору. И хотя государственные предприятия все еще превалируют, количество частных компаний стабильно растет. Относительно молодой частный сектор на Кубе пока страдает от несовершенства существующей системы, которая постепенно модернизируется.
После того, как в Латинской Америке оформился новый «левый поворот», международные позиции Кубы на региональном уровне вновь укрепились. Это позволяет говорить о возобновлении работы старых интеграционных проектов, что, несомненно, должно положительно сказаться и на экономическом развитии Острова. Конечно, многое в этом смысле зависит от решений нового правительства Бразилии. Лула да Силва сам был инициатором большинства региональных интеграционных проектов, служивших во времена старого «левого поворота» (примерно в 1999-2015 гг.) противовесом Организации американских государств (ОАГ), заслужившей репутацию послушного орудия в руках Вашингтона. С восхождением левых сил в регионе Куба, до сих пор являющаяся для многих символом латиноамериканского левого движения и революции, может стать важным и деятельным участником региональных политических процессов.
Двусторонние российско-кубинские связи на этом фоне заметно активизировались. Если до сих пор экономические отношения несколько отставали от традиционно союзных политических, то теперь на высоком уровне предпринимаются попытки «подтянуть» экономику. Пусть и медленно, но на данном направлении мы уже несколько продвинулись, в 2021 году наш товарооборот впервые за долгое время превысил отметку в 600 млн долл., идут переговоры на уровне межправкомиссий о том, чтобы значительно улучшить условия для российского бизнеса на Кубе. Уже есть некоторые результаты: совсем недавно кубинские банки стали обслуживать российские банковские карты МИР. Есть все основания полагать, что в дальнейшем эта работа будет активно продолжена.
«Международная жизнь»: Какие, по-вашему, результаты достигнуты на переговорах российской делегации во главе с министром Сергеем Лавровым с кубинскими руководителями?
Магомед Кодзоев: Смею предположить, что истинные цели визита были, скорее, политическими, нежели экономическими. Многие СМИ утверждают, что основной темой была реструктуризация кубинского долга перед Россией, на сегодняшний день он составляет 471 млн долларов. Остров уже несколько лет фактически не может исполнять в полном объеме свои долговые обязательства и нуждается в смягчении условий кредита. Это, безусловно, важная тема в наших двусторонних отношениях, и она была в повестке дня переговоров, но можно предположить и то, что не экономика стала главной темой визита.
На это указывает несколько обстоятельств. Во-первых, будет правильнее рассматривать визит Лаврова на Кубу исключительно в контексте всего латиноамериканского турне в целом, и ни в коем случае не обособлять его. Следовательно, цель поездки в каждую отдельно взятую страну в любом случае будет второстепенной по отношению к общим целям всего турне. Эти цели, ввиду того, что первым (и самым главным) пунктом визита была Бразилия, определяются тем, что́ южноамериканская держава может нам предложить. Учитывая нынешний подъем левых сил в Латинской Америке, отношения с Бразилией во многом будут определять политическое присутствие и позиции Москвы во всем латиноамериканском регионе. Нет ничего удивительного в том, что наша страна в этом заинтересована. Также важно понимать, что в условиях обострившегося конфликта между Россией и Западом появление российского министра иностранных дел в Латинской Америке, как минимум, не останется без внимания (а, скорее всего, и реакции) Вашингтона. Это само по себе придает делу политический окрас, а с учетом позиции Лулы по украинскому вопросу тема поездки Лаврова становится еще более политизированной.
Во-вторых, показателен состав российской и кубинской делегаций, куда вошли высокопоставленные чиновники МИД с обеих сторон. Вряд ли они в таком составе – без привлечения коллег из профильных министерств – могли решать серьезные финансово-экономические вопросы. Скорее всего, речь шла о согласовании международно-политических позиций и выработке единого понимания по важнейшим вопросам международной повестки дня.
«Международная жизнь»: Каковы перспективы российско-кубинского взаимодействия в ближайшие годы? Можем ли мы ожидать дальнейшего укрепления сотрудничества в двусторонних связях (если можно, поконкретнее), а также в различных международных организациях в Латинской Америке и в евроазиатском регионе, где Куба присутствует в качестве наблюдателя?
Магомед Кодзоев: В существующих условиях России принципиально важно сохранить и по возможности укрепить свои позиции в Латинской Америке. Куба в этом смысле играет особую роль. Многолетние дружественные российско-кубинские отношения говорят о надежности России как внешнеполитического партнера. С другой стороны, высокий моральный авторитет Кубы, десятки лет противостоящей Соединенным Штатам, в долгосрочной перспективе может обеспечить России поддержку в обширных левоориентированных политических кругах региона. Но единственным гарантом того, что эти отношения со временем не подвергнутся эрозии, является торгово-экономическое сотрудничество, потенциал которого пока практически не раскрыт.
Развитие российско-кубинских экономических отношений может быть реализовано по нескольким направлениям:
Инвестиции в кубинскую инфраструктуру. Россия может вкладывать средства в развитие транспортной инфраструктуры, особенно в порты и аэропорты, что улучшит международные торгово-экономические отношения Кубы. Это может привести к увеличению экспорта кубинских товаров и услуг, что способствует росту экономики острова. Возможно, это заставило бы вновь заговорить о Кубе, как о крупнейшем международном торгово-транспортном узле.
Туризм. Куба является популярным туристическим направлением, и эта отрасль имеет большой потенциал. Российские компании могут инвестировать в туристические проекты и предоставлять услуги в сфере туризма.
Сельское хозяйство. На Кубе имеется большой потенциал для развития сельского хозяйства, но стране необходимы дополнительные инвестиции в эту отрасль. Российские компании могут инвестировать в сельскохозяйственные предприятия на Кубе, предоставлять технологии и экспертизу для повышения производительности и качества сельскохозяйственной продукции.
Энергетика для Кубы – тоже важнейшая тема. Трудности в обеспечении стабильных источников энергии позволяют говорить о том, что здесь существует спрос на развитие альтернативных источников энергии, таких как солнечная и ветровая. Российские компании могли бы инвестировать в энергетические проекты на Кубе и обеспечить технологии для развития энергетического сектора.
Образование. Правительство Кубы не разрешает иностранным инвесторам вкладываться напрямую в сферу образования, так как это стратегически важная сфера. Но здесь речь идет именно о межинститутском и межуниверситетском сотрудничестве. Куба имеет хорошо развитую систему образования, и российские университеты могли бы расширить сотрудничество с кубинскими в области науки, технологий и образования. Это может привести к укреплению научно-технического сотрудничества и взаимодействия в области высоких технологий.
Все это требует модернизации правовой базы экономических отношений и составления четкого плана действий. На высшем политическом уровне Куба и Россия всегда понимали необходимость развития двусторонних связей, но на протяжении долгих лет торгово-экономические отношения не сдвигались с мертвой точки. Назрела необходимость их коренного пересмотра и вывода на качественно новый уровень – не на словах, а на деле выгодный для обеих сторон.
…Что касается мировой политики, то здесь дела обстоят намного лучше. Позиции наших стран по международной повестке дня совпадают практически во всех вопросах, и нет ни единой области, в которой наши интересы входили бы в серьезное противоречие. Многие ошибочно полагают, что уровень российско-кубинских политических отношений – это рудимент советско-кубинской дружбы. Я считаю, что это в корне неверно, так как очевидно, что близость политических позиций России и Кубы обусловлена объективными обстоятельствами. Прежде всего, речь идет о неприятии попыток США играть главенствующую роль в системе международных отношений.
«Международная жизнь»: Благодарю вас, Магомед Абдул-Мажитович, за интересное интервью.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs