Накануне визита на латиноамериканский континент решил поделиться с уважаемыми читателями своими мыслями о перспективах российско-латиноамериканских отношений в текущем геополитическом контексте.
Ситуация в мире остается крайне напряженной и во многих аспектах продолжает деградировать. Основная причина заключается в упорном стремлении так называемого исторического Запада во главе с США сохранить глобальное доминирование, помешать развитию и укреплению новых мировых центров. А в конечном итоге – навязать международному сообществу неоколониальное однополярное мироустройство в надежде, как метко отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин, «собирать с человечества настоящую дань…, извлекать ренту гегемона».
Именно этим можно объяснить многолетнюю линию западников на вмешательство во внутренние дела суверенных государств, в том числе через идеологически мотивированные операции по смене неугодных правительств, на широкое использование односторонних нелегитимных санкций и грязных технологий «информационных войн». Ее последствия уже ощутили на себе многие народы мира, в том числе Кубы, Венесуэлы, Югославии, Ирака, Афганистана, Ливии и Сирии.
Правящие элиты США и стран Евросоюза всегда рассматривали Украину как инструмент сдерживания современной России. Они годами пестовали неонацистский режим в Киеве, пришедший к власти в феврале 2014 г. в результате антиконституционного госпереворота, втягивали его в Североатлантический альянс, накачивали наступательным оружием. По сути, подталкивали к силовому решению «проблемы Донбасса», к этническим чисткам проживающих там людей, которые отказались признать результаты путча. Чего стоят циничные признания бывших руководителей Украины, ФРГ и Франции о том, что Минский «Комплекс мер», который они подписали и который был одобрен резолюцией 2202 СБ ООН в феврале 2015 г., был им нужен лишь для того, чтобы выиграть время и позволить Киеву нарастить свой военный потенциал. Получается, что Берлин и Париж все это время обманывали не только Москву, но и все мировое сообщество. При этом Франция и ФРГ, как и другие западные страны, открыто поощряли киевский режим в его категорическом отказе вести прямые переговоры с Донецком и Луганском, хотя именно это требование лежало в основе Минских договоренностей. Это к вопросу о договороспособности, просто элементарной порядочности европейских лидеров.
Вместе с тем, несмотря на откровенно агрессивную линию США и их союзников на безоглядное расширение НАТО – в нарушение дававшихся нам обещаний в начале 1990-х годов – мы до последнего делали все возможное для снижения градуса напряженности в Европе. В этих целях Президент В.В.Путин в декабре 2021 г. выдвинул инициативу по предоставлению России – как и Украине – юридически обязывающих гарантий безопасности на западном направлении. Однако наши предложения были высокомерно отвергнуты на фоне подготовки Киева к военному решению проблемы Донбасса.
Это не оставило нам иного выхода, кроме как признать Донецкую и Луганскую Народные Республики, заключить с ними договоры о дружбе и взаимопомощи и в ответ на их официальное обращение начать специальную военную операцию в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Цели операции – защита от истребления русских и русскоязычных людей на землях, где их предки жили много столетий, а также устранение военных угроз безопасности России на наших западных границах.
Очевидно, что происходящее на Украине и вокруг нее – часть разворачивающейся борьбы за будущее мирового порядка. Сегодня решается вопрос: станет ли мироустройство действительно справедливым, демократическим и полицентричным, как требует Устав ООН, провозгласивший суверенное равенство всех государств. Или США и возглавляемая ими коалиция получат возможность реализовывать свою повестку за счет остальных, перекачивая в свою пользу их ресурсы. Как раз эту цель преследует концепция «порядка, основанного на правилах». Этими «правилами», непонятно кем придуманными, западные столицы хотят подменить международное право, прежде всего цели и принципы Устава ООН.
Эту простую истину осознали многие государства, которые реализуют национально ориентированную повестку дня, руководствуются, прежде всего, своими коренными интересами. Неслучайно в мире существенно активизировалась работа по отказу от доллара во внешней торговле и созданию неподконтрольной Западу инфраструктуры транспортных, логистических, межбанковских, финансово-экономических связей. Закономерно, что около трех четвертей стран планеты, в том числе наши латиноамериканские друзья, не присоединились к антироссийским санкциям. Признательны им за это.
Стремительно меняющийся геополитический ландшафт открывает новые возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества России с латиноамериканскими государствами. Последние играют все более заметную роль в многополярном миропорядке.
Для нас Латинская Америка и Карибский бассейн (ЛАКБ) – самоценное направление внешней политики. Мы не хотим, чтобы ваш регион превратился в арену противоборства держав. Наше сотрудничество с латиноамериканцами строится на деидеологизированных, прагматичных подходах, не направлено против кого бы то ни было. В отличие от бывших колониальных метрополий, мы не делим партнеров на своих и чужих, не ставим их перед искусственным выбором – с нами или против нас. Мы за то, чтобы страны Латинской Америки и Карибского бассейна в своем единстве в многообразии были сильными, политически сплоченными и экономически устойчивыми.
Последовательно выступаем за укрепление российско-латиноамериканского сотрудничества на основе взаимной поддержки, солидарности и учета интересов друг друга. Именно в таком русле, в духе стратегического партнерства, развиваются наши отношения со многими странами региона, в том числе с Бразилией, Венесуэлой, Кубой и Никарагуа, в которые во второй половине апреля совершит визиты наша делегация.
Готовы к дальнейшему наращиванию разноплановых контактов на уровне глав государств и правительств, парламентов, дипломатических служб, других министерств и ведомств. Открыты мы и для расширения сотрудничества на многосторонней основе, в первую очередь в рамках диалога России с Сообществом латиноамериканских и карибских государств.
Думаю, сегодня нам есть что предъявить российской и латиноамериканской общественности. В последние годы заметно расширилась договорно-правовая база. Это касается, в частности, создания пространства взаимных безвизовых поездок. Сейчас оно охватывает 27 государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Безвизовыми для наших граждан стала вся Южная и практически вся Центральная Америка.
Несмотря на введенные против России санкции и политическое давление, если не сказать шантаж, со стороны США и Евросоюза, по итогам прошлого года наш суммарный экспорт в государства ЛАКБ вырос на 3,8%. Увеличились поставки удобрений и нефтепродуктов. В 2022 г. Россия нарастила экспорт пшеницы в Латинскую Америку и на Карибы на 48,8%, то есть практически в полтора раза.
Попутно отмечу, что без какой-либо помощи от ООН мы поставили на мировые рынки 23 млн тонн зерновых и 20 млн тонн удобрений. И это не включает те десятки тысяч тонн удобрений, которые Запад блокирует в своих портах, не считаясь с достигнутым по инициативе Генсекретаря ООН в Стамбуле «черноморским пакетом». Мы даже предложили эти объемы раздать беднейшим странам бесплатно. Нам и в этом чинят препоны.
И у России, и у Латинской Америки есть свои конкурентные преимущества в контексте объективных процессов формирования многополярного миропорядка. Важно по максимуму задействовать взаимодополняемый характер наших экономик для выстраивания полноценных проектных, производственных, технологических альянсов, форсированного перехода на расчеты в национальных и альтернативных доллару и евро валютах.
В рамках имеющихся возможностей содействуем решению в регионе задач международного развития. В интересах укрепления гражданской безопасности готовим профессиональные кадры национальных правоохранительных органов. Неизменно оказываем помощь нуждающимся странам в преодолении последствий стихийных бедствий.
Особо отмечу стабильный рост числа латиноамериканских студентов, обучающихся в нашей стране за счет российских государственных стипендий. С учетом взаимного интереса к укреплению образовательных связей настроены активно работать над соглашениями о взаимном признании дипломов.
Россия продолжит проводить самостоятельный, миролюбивый, многовекторный внешнеполитический курс. Будем и далее вносить вклад в укрепление глобальной безопасности и стабильности, урегулирование конфликтов. Вместе с единомышленниками продолжим добиваться применения на практике принципов Устава ООН, включая суверенное равенство государств и невмешательство в их внутренние дела. Выступаем за расширение членского состава «Группы друзей в защиту Устава ООН», укрепление других многосторонних объединений, в том числе БРИКС и ШОС, работающих на демократизацию международных отношений.
Всегда открыты для дальнейшего наращивания связей с теми зарубежными партнерами, которые готовы взаимодействовать с нами на принципах равноправия, честности, взаимного уважения и учета интересов. Радует, что среди них и наши латиноамериканские друзья.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs