Флаг НАТО развевается над Министерством иностранных дел Финляндии.
Фото afp.com.
Финляндия вступила в Североатлантический альянс, став его 31-м членом, после того, как Турция сняла свои ранее существовавшие у нее претензии к Хельсинки и ратифицировала соответствующие документы. Какие последствия будет иметь очередное расширение НАТО для безопасности в Балтийском регионе? На этот вопрос в ходе круглого стола, состоявшегося в Москве, ответили известные российские ученые-международники.
Заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов поставил вопрос о легитимности решения Финляндии отказаться от стратегии нейтралитета. По его словам, до января 2022 года поддержка идеи вступления страны в НАТО составляла 30%, но и эту статистику можно поставить под вопрос, поскольку опросы были не совсем внятными, их проводила в основном пресса, и прежде всего - газета «Хельсингин саномат». Потом к подготовке общественного мнения подключился политический класс Финляндии, и процент сторонников отказа от нейтралитета существенно вырос. «Все партии, прошедшие по итогам последних выборов в парламент, состоявшихся 2 апреля, сразу же развернулись в сторону решения о вступлении в НАТО. Но насколько это решение отражает реальный запрос общества? Это серьезная проблема, которая и дальше останется характерной для общественно-политической жизни страны. Напряжение будет расти», - заметил эксперт.
Д.Данилов напомнил, что премьер-министр Финляндии Санна Марин до последнего утверждала, что Финляндия не станет подавать заявку на членство в Североатлантическом альянсе; тем не менее, 4 апреля 2023 года страна стала частью альянса. «Подобное решение было принято политическими элитами, и непонятно, насколько это можно трактовать как политический запрос населения», - заметил Д.Данилов.
Он подчеркнул, что вступление Финляндии в НАТО осложняет положение на внешнем контуре России. Альянс тем самым замыкает «пояс сдерживания» России от Балтики до Чёрного моря, а Финляндия становится (вместе с соседней Швецией, которая вскоре вступит в альянс) опорной точкой для формирования северного фланга НАТО. Возрастают риски на севере, на Балтике и в Арктике. Естественно, Россия вынуждена принимать меры реагирования на возросшую напряженность, в том числе учитывать перспективу возникновения военных конфликтов. «Москва будет принимать в расчет появление НАТО в Арктике, это новый вектор непосредственной вовлеченности Североатлантического альянса», - подчеркнул эксперт.
Научный сотрудник Центра Северных стран Отдела страновых исследований Института Европы РАН Роман Плюснин добавил, что, как результат, Финляндия уже понесла серьезные экономические потери от принятых решений. Впрочем, по словам ученого, неожиданностью это не стало: формирование «пронатовской» линии в Хельсинки шло уже давно (в 1994 году страна присоединилась к программе «Партнерство ради мира»), а в последние годы местный политический класс окончательно определился как с вопросом о вступлении в альянс, так и с отказом от экономического сотрудничества с Россией и Китаем.
«В настоящее время в Финляндии наблюдается рекордная инфляция на продовольственные товары, на топливо. Но во внешней торговле разворот уже произошел: выбор сделан в пользу норвежских и американских энергоносителей из Норвегии и США», - заметил Р.Плюснин.
Коснулся эксперт и итогов прошедших 2 апреля 2023 года в Финляндии выборов в Эдускунту (парламент страны). На них победу одержала правоцентристская Национальная коалиционная партия (20,8% голосов). За ней следует оппозиционная правая партия «Истинные финны» с 20,1%, социал-демократы, возглавляемые Санной Марин, занимают третье место (19,9%), а четвертое – «Партия центра» с 11,3% голосов. «Учитывая итоги прошедших парламентских выборов, можно предположить, что в формировании правительства примут участие «Национальная коалиция», «Истинные финны» и «центристы». В целом никто из них не возражает против членства в НАТО, а у «Истинных финнов» наиболее враждебная в отношении России программа», - добавил эксперт.
Профессор кафедры интеграционных процессов МГИМО (У) МИД России Лев Воронков заметил, что для России не имеет особого значения вопрос о том, кто выиграл или, напротив, проиграл парламентские выборы в Финляндии. «Главная задача любых выборов состоит в том, чтобы доказать, что большинство, которое получают те или иные партии, отражает волю большинства. Сегодня примерно 20% голосов получила Национально-коалиционная партия. С учетом того, что в выборах регулярно принимает участие не более 80% населения Финляндии, ставшая лидером партия получает право на формирование правительства всего от 14% граждан. Важно, чтобы та власть, которая придет после выборов, воспринималась абсолютно легитимной, а по этому вопросу есть некоторые сомнения», - заметил ученый.
«Политический класс Финляндии так и не может адекватно объяснить, какую пользу может принести стране вступление в НАТО? Хельсинки всерьез собираются воевать с ядерной державой? Но в этом нет никакого смысла. Ничего, кроме колоссальных потерь в финансовой и экономической сферах и роста внешнеполитической напряженности в Балтийском регионе, Финляндия не получит», - констатировал Л.Воронков.
Ученый напомнил, что длительный опыт соседства Финляндии и России неоднократно и на практике доказывал, что дружественные, доверительные отношения Москвы и Хельсинки, нейтральный статус неизменно приносили Финляндии безопасность и экономическое благополучие, повышая ее международное значение. В свою очередь, враждебные или напряжённые отношения с Россией сопровождались ростом зависимости Финляндии от других государств и вовлечением страны в различные антироссийские альянсы, в которых ей неизменно предназначалась скорее вспомогательная, подчинённая роль, не предусматривавшая самостоятельности. Такая позиция приводила к серьезному ущербу для Хельсинки, и нет оснований считать, что так не будет и в этот раз.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs