В России утверждена новая редакция Концепции внешней политики. Документ был утвержден президентом России 31 марта 2023 года и стал шестой редакцией Концепции внешней политики, разработанной с момента распада СССР.
Необходимость разработать новую редакцию Концепции внешней политики назрела давно. С момента принятия редакции 2016 года произошли фундаментальные изменения в мировой политике. Геополитические противоречия между Россией и Западом, которые обострились после вхождения Крыма в состав российского государства. С момента начала Специальной военной операции России отношения с Западом фактически перешли в стадию открытой конфронтации. Масштабная накачка официального Киева вооружениями и выделение западными странами огромной финансовой помощи вывела конфликт на новый уровень. Россия оказалась не только вовлечена в конфликт на Донбассе, который Запад и не собирался урегулировать, но и была поставлена перед необходимостью отстаивать свой суверенитет и право на реализацию самостоятельной и независимой политики. В представленной Концепции четко говорится, что «Соединенные Штаты Америки (США) и их сателлиты использовали принятые Российской Федерацией меры по защите своих жизненно важных интересов на украинском направлении как предлог для обострения многолетней антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа. Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Такой курс Запада приобрел всеобъемлющий характер и закреплен на доктринальном уровне».
В последние годы все более отчетливо проявлялось несоответствие отдельных положений концепции в редакции 2016 года реалиям современной мировой политики. В концепции 2023 года четко отражена расстановка сил в мире, которая складывалась в последние несколько лет. Хотя в документе прямо и не называются западные государства, а отмечается позиция «ряда государств», тем не менее четко обозначены позиции недружественных к России стран, которые не отказываются от курса установить доминирующее влияние. В частности, в документе отмечается стремление ряда стран использовать «широкий набор противоправных инструментов и методов, включая применение принудительных мер (санкций) в обход Совета Безопасности ООН, провоцирование государственных переворотов, вооруженных конфликтов, угрозы, шантаж, манипулирование сознанием отдельных социальных групп и целых народов, наступательные и подрывные операции в информационном пространстве. Распространенной формой вмешательства во внутренние дела суверенных государств стало навязывание им деструктивных неолиберальных идеологических установок, противоречащих традиционным духовно-нравственным ценностям. Как следствие, разрушительное воздействие распространяется на все сферы международных отношений».
Соответственно, для России после февраля 2022 года ключевым вопросом стало отстаивание своих национальных интересов. В условиях кардинального переформатирования международных отношений, изменений принципов взаимодействия в рамках мировой политики для России принципиальным вопросом стало определение характера отношений с другими странами. Данная задача нашла отражение в Концепции внешней политики, где говорится о том, что «отношение России к другим государствам и межгосударственным объединениям определяется конструктивным, нейтральным или недружественным характером их политики в отношении Российской Федерации».
В документе четко говорится о фундаментальных изменениях, которые происходят в мировой политике, подчеркивается, что «человечество переживает эпоху революционных перемен». В тоже время несколько оптимистичным выглядит тезис о «формировании более справедливого, многополярного мира». Тем более, что в концепции справедливо отмечено, что не все государства готовы «признавать реалии многополярного мира и договариваться на этой основе о параметрах и принципах мироустройства. Предпринимаются попытки сдержать естественный ход истории, устранить конкурентов в военно-политической и экономической сферах, подавить инакомыслие».
Политика Запада, в частности США, показывает, что Вашингтон не намерен отказываться от лидирующих позиций и готов задействовать для этого весь доступный арсенал средств. Подобные устремления отмечены и в Концепции, где подчеркивается, что для этого «используется широкий набор противоправных инструментов и методов, включая применение принудительных мер (санкций) в обход Совета Безопасности ООН, провоцирование государственных переворотов, вооруженных конфликтов, угрозы, шантаж, манипулирование сознанием отдельных социальных групп и целых народов, наступательные и подрывные операции в информационном пространстве. Распространенной формой вмешательства во внутренние дела суверенных государств стало навязывание им деструктивных неолиберальных идеологических установок, противоречащих традиционным духовно-нравственным ценностям. Как следствие, разрушительное воздействие распространяется на все сферы международных отношений». Данные оценки зафиксировали рост глобальных противоречий, разрешение которых практически не поддается в рамках действующих механизмов и практик межгосударственного сотрудничества.
В целом, в документе четко определены проблемы, которые лежат в основе политических противоречий. Прежде всего отмечается кризис «экономической глобализации», развитие которого в первую очередь, связано с политикой западных стран. «Существующие проблемы, в том числе на рынке энергоресурсов и в финансовом секторе, вызваны деградацией многих прежних моделей и инструментов развития, безответственными макроэкономическими решениями (включая бесконтрольную эмиссию и накапливание необеспеченных долгов), противоправными односторонними ограничительными мерами и недобросовестной конкуренцией». Подобные проблемы стали результатом политики развитых государств, которые не отказались от практики решения собственных проблем за счет других государств.
В условиях снижения роли дипломатии, как «средства мирного урегулирования споров» Россия стремится выстраивать отношения с странами, которые не намерены следовать в русле западной политики, выступают за равноправные отношения в международных отношениях. Как отмечается в Концепции, «закономерным ответом на кризис мироустройства становится укрепление сотрудничества между государствами, подвергающимися внешнему давлению. Активизируется формирование региональных и трансрегиональных механизмов экономической интеграции и взаимодействия в различных сферах, создание разноформатных партнерств для решения общих проблем». Таким образом, речь идет о будущем развития мировой системы, решении накопившихся противоречий и конфликтов. В этом контексте закономерно, что в новой редакции Концепции внимание уделяется вопросам будущего мироустройства.
Концепции 2023 года концентрирует внимание на угрозах, с которыми сталкивается Россия. Отмечается, что агрессия и попытки оказать давление на Россию исходят от США и европейских стран. Одновременно с этим, в документе подчеркивается заинтересованность выстраивать добрососедские отношения со странами в других регионах, ориентируясь, прежде всего, на взаимовыгодное сотрудничество.
Концепция внешней политики России 2023 года четко отразила фундаментальные изменения в мировой политике, сформулировала позиции западных государств, которые угрожают интересам Российской Федерации и определила внешнеполитические задачи страны на перспективу.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs